№ | Этап урока | Виды деятельности | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент | Создание атмосферы учебного сотрудничества, ситуации успеха, стимулирование учащихся к постановке личных целей и их достижения | Приветствует учащихся, выявляет настрой учащихся на совместную деятельность | Приветствуют учителя | 1 мин |
2 | Этап «Вызов» | Просмотр презентации (слайды 1 – 6) (Несмотря на то, прозвучит правильный ответ или нет, демонстрируется 7 слайд) Работа со словарём | Слово учителя: Мы с вами настроились на работу, но вы, наверное, уже обратили внимание на то, что на доске не заявлена тема. Что же это может означать? Так как у вас нет материала, то его вам предлагаю я. Посмотрите, пожалуйста, несколько слайдов и дайте свой комментарий Позиция учителя – рядом Все ли соблюдают эти нормы? Как называется порядок поведения в целом? Итак, это слово «этикет». Проверим его значение по толковому словарю. | Учащиеся дают ответ о том, что на тему урока нужно выйти самостоятельно. Но сталкиваются с тем, что им не представлен материал, по которому нужно определить тему. Учащиеся просматривают 1 – 6 слайды презентации Предполагаемые ответ учащихся: - Слайды объединены одной темой. - Возможно, будем говорить о правилах, нормах поведения. Звучат предположительные ответы учащихся | 7 мин |
3 | Определение темы и целей урока | Демонстрация 8 слайда презентации | Слово учителя: Мы выполнили определённую работу: Просмотрели презентацию, обсудили её, увидели тематическое единство слайдов и вышли на слово «этикет». Но с какой целью мы выполняли эту работу? Чего мы могли достичь и, возможно, кто – то достиг в ходе её выполнения? Тогда можем ли мы из ваших предположений сформулировать тему? | Предполагаемые ответы учащихся: - вспомнили правила поведения; - повторили умение работать со словарём -возможно, по слайдам презентации нужно будет составить текст Звучат предположительные формулировки. (несмотря на то, прозвучит ли среди них верная, демонстрируется 8 слайд) Учащиеся записывают тему урока в тетрадь | 5 мин |
4 | Актуализация знаний | Запись плана и вводных слов в тетрадь | Учитель направляет учащихся на размышление по теме урока Слово учителя: Ребята, недавно нами была изучена тема «Лексика». Скажите, пожалуйста, к какой группе лексики вы бы отнесли слово «этикет». Понятно ли вам лексическое значение каждого слова, включенного в формулировку темы? Тогда какие задачи мы должны сегодня поставить перед собой? Итак, перед нами задача – написать сочинение. Скажите, пожалуйста, какие типы сочинений мы знаем и какой тип нам нужно выбрать сегодня? Обоснуйте свой выбор. По какому плану строится сочинение – рассуждение? Запишем план в По какому плану строится сочинение – рассуждение? Слова какой группы помогают составить рассуждение? Назовите и запишите их. Какая ещё стоит перед нами задача? Как вы понимаете задание? | Ответ учащихся: общеупотребительной. Учащиеся определяются с личными задачами по уроку Ответ три типа: повествование, описание, рассуждение. Обосновывают выбор рассуждения. Учащиеся называют план сочинения рассуждения и записывают его в тетрадь Тезис Аргументы а) б) 3. Вывод Вводные. Учащиеся называют и записывают вводные слова Ответ - написать сочинение по материалу текста Ответ - откликнуться на то, что хотел сказать нам автор текста | 10мин |
5 | Этап перехода от простых работ к работам повышенной сложности | Демонстрация 9 слайда презентации, чтение текста учителем Самостоятельная беседа учащихся | Слово учителя: Познакомимся с текстом Итак, ребята, о чём текст? Как вам кажется, какую проблему поднимает в нём автор? Согласны ли вы с тем, что тема этическая? Какие вопросы по тексту вы можете задать друг другу? Позиция учителя - рядом Ребята, как вам кажется, на какие вопросы мы должны ответить в сочинении? (при правильной корректировке беседы учащихся вопросы становятся очевидными) | Учащиеся прослушивают текст, следя по слайду или по раздаточным карточкам Учащиеся вступают в беседу между собой Учащиеся формулируют и записывают вопросы для сочинения - разделяете ли вы чувства автора в отношении к её подруге (ставшей для неё бывшей подругой)? Может быть, этой подруге просто никто не объяснял, как обращаться с книгой, и она не так уж и виновата? | 15 мин |
6 | Итоги урока | | Подведение учащихся к самостоятельным выводам и этапу контроля | Учащиеся озвучивают выводы о проделанной работе, обобщают изученный материал по этапам урока | 3 мин. |
7 | Рефлексия | | Задаёт вопросы: - Что стало сегодня на уроке главным, важным для вас? - А что было интересным? - Осталось ли что – нибудь непонятым? А непрочувствованным? Сможете ли вы откликнуться на то, о чём узнали из текста ? | Учащиеся отвечают на вопросы | 4 мин. |
8 | Этап контроля (второй урок) | Написание сочинения Демонстрируется 10 слайд | Позиция учителя - рядом | Учащиеся пишут сочинение | |
9 | Домашнее задание | Не задаётся, так как был урок развития речи | | | |