Урок Развития речи. Описание внешности человека на основе личных наблюдений
Урок Развития речи. Описание внешности человека на основе личных наблюдений
Цель: научить учащихся самостоятельно составлять художественное описание внешности по личным впечатлениям; замечать отличительные особенности человека, отражающие душевное состояние и характер; развивать навыки культурного общения в группах и между группами, культуру письменной и устной речи, умение высказывать и доказывать свою точку зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок Развития речи. Описание внешности человека на основе личных наблюдений»
7 класс рус. яз.
Урок № Развитие творческих способностейучащихся.
Сочинение-описание внешности человека на основании личных впечатлений.
Цель: научить учащихся самостоятельно составлять художественное описание внешности по личным впечатлениям; замечать отличительные особенности человека, отражающие душевное состояние и характер; развивать навыки культурного общения в группах и между группами, культуру письменной и устной речи, умение высказывать и доказывать свою точку зрения;
воспитывать уважение и внимание к личности окружающих людей.
Задачи: научиться подбирать наиболее выразительную лексику для создания портретов; создавать связные высказывания с описанием внешности и характера человека; анализировать высказывания своих товарищей.
Оборудование: портреты художников различных эпох, карточки с раздаточным материалом, чистые листы бумаги, маркеры.
Тип урока: педагогическая мастерская.
Ход урока
Эпиграф:
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно...
Есть лица – подобья ликующих песен...
Н.Заболоцкий
1. Индуктор (мотивация)
Представьте себе, что вас попросили встретить человека в аэропорту. А вы не знаете, как он выглядит. Задайте вопросы по поводу его внешности.
1) Беседа о названии мастерской с использованием эпиграфа.
2) Постановка задач урока и желаемый результат.
3) Слово учителя.
Как вы считаете, какое слово является ключевым в ваших ответах? (Портрет).
Сегодня мы будем создавать портреты дорогих нам людей, казалось бы, знакомых нам во всех отношениях.
Начнем с накопления словарного материала, связанного с описанием внешности человека.
Посоветуйтесь в группах и предложите свои копилки слов всему классу.
Задания по группам.
1 группа. Лицо, черты лица, волосы.
2 группа. Г лаза, взгляд.
3 группа. Нос, рот, губы.
4 группа. Походка, шаги, фигура.
Список собирается на доске (пишут на листах ватмана и вывешиваются на доске).
2. Создание творческого продукта.
2) Работа с учебником, (с.70, упр. 143)
– Почему оба текста с описанием внешности считаются неудовлетворительными?
– Что бы вы добавили в эти описания, а что бы убрали?
(Обсуждение в группах и социализация своих мнений).
2) Согласны ли вы с Троекуровым по поводу его мнения о приметах Владимира Дубровского?
Приметы Владимира Дубровского
«От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».
Троекуров: «Поздравляю, г-н исправник. Ай да бумага! По этим приметам немудрено будет вам отыскать Дубровского. Да кто же не среднего роста, у кого не русые волосы, не прямой нос да не карие глаза? бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем Бог тебя сведет. Нечего сказать, умные головушки приказные!»
4) Описание внешности человека включает в себя изображение фигуры, черт лица, мимики, движений, поз, одежды.
Элементы портретных характеристик встречаются уже в древних рукописях:
«О светоч, восходящий на горизонте, великий своей лучезарностью!» – так 4000 лет назад восхваляли древнеегипетские жрецы верховного бога Ра.
Гомер «Одиссея» (около 700 г. до н.э.) - исхудавшего и измученного Одиссея богиня Афина
Станом возвысила, сделала телом полней и густыми
Кольцами кудри, как цвет гиацинта, ему закрутила.
Так красотою главу облекла Одиссею богиня.
«Рамаяна» - Вальмики (4 в. до н.э.) так описывает своего героя:
«Но как лев превосходит зверей смелостью и ловкостью. Так Рама выделялся среди братьев достоинствами и добродетелями. Был он высок и статен, красив лицом, в глазах его горел божественный огонь».
В древнерусском памятнике письменности середины 12 века «Сказание о Борисе и Глебе» говорится: «Сей благоверный Борис... телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, возрастом мал и ус молодой еще был, сиял по-царски, крепок был, всем был украшен...»
Попробуйте создать в группах свои описания и представить их на суд других групп.
8. Социализация и обсуждение .
9. Новая информация и ее обработка.
Индивидуальное задание: «Портрет–один из жанров живописи, графики и скульптуры. Слово «портрет» берет начало от латинского глагола, обозначающего «выявлять», «обнаруживать». Создавая портрет, художник- живописец кистью и красками «выявляет» существенные индивидуальные черты человека. Передача внешнего сходства – обязательное требование, предъявляемое этому жанру. Но, воспроизводя облик человека, художник всегда стремится «обнаружить», раскрыть сущность его характера, проникнуть в бездонные глубины его внутреннего мира. Герой портрета – всегда живой, конкретный, реально существовавший или ныне здравствующий человек».
Слово учителя:
В художественном описании автор выбирает те элементы портрета, которые позволяют ему наиболее ярко отразить либо душевное состояние героя, либо его характер, либо другие отличительные особенности (в зависимости от замысла).
По группам раздаются портретные характеристики героев художественных произведений:
1. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» (Андрий перед своей полячкой):
«...ясною твердостью сверкал глаз его, смелою дугою выгнулась бархатная бровь, загорелая щека блистала всею яркостью девственного огня, и, как шелк, лоснился молодой черный ус». (Погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства!»
2. Настя и Митраша в «Кладовой солнца»:
«Они (дети) были очень милые. Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лииу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный».
3. Рэй Бредбери «Все лето в один день»:
«Марго одна стояла поодаль. Она была слабенькая, и казалось, когда-то давно заблудилась и долго-долго бродила под дождем, и дождь смыл с нее все краски: голубые глаза, розовые губы, рыжие волосы - все вылиняло. Она была точно старая поблекшая фотография, которую вынули из забытого альбома, и всё молчала, а если случалось ей заговорить, голос ее шелестел еле слышно».
4. В.Короленко «Дети подземелья»:
«...Наружность пана Тыбурция не имела в себе ни одной аристократической черты. Роста он был высокого... крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдававшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лицевых мускулов придавали всей физиономии что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей смотрели упорно и мрачно, и в них светились, вместе с лукавством, острая проницательность, энергия и недюжинный ум. В то время, как на его лице сменялся целый калейдоскоп гримас, эти глаза сохраняли постоянно одно выражение... Под ним как будто струилась глубокая неустанная печаль...»
10. Корректирование творческого продукта.
Доработка, совершенствование текстов своих сочинений-описаний.
11. Социализация.
Выступление спикеров групп – представление на суд слушателей сочинений и их анализ.
12. Общая проблема.
Рефлексия и выход на новую систему.
– Какие моменты в мастерской оказались для вас неожиданными и почему? Какое задание было трудным? Какие чувства сменялись в вашей душе? О чем необходимо задуматься?