Тема урока: Биография одного слова
Цели урока:
Повторение на уроке различных видов языкового анализа.
Обогащение словарного запаса и умение работать с разными лингвистическими словарями
Воспитание любви, уважения к матерям, воспитание речевой культуры, эстетического вкуса.
Тип урока: развитие речи
Оборудование: Толковый словарь С.И.Ожегова, словарь синонимов, этимологический словарь, словарь омонимов, словарь антонимов, презентация, аудиозапись с песней «Мама», видеофрагмент «Мама всегда поможет»отрывок из книги Ю.Яковлева «Мама»; мультимедиапроектор, акустические колонки, смайлы( веселый и грустный) для каждого ученика
Ход урока
Учитель:
- Ребята, я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок пройдёт плодотворно. Прежде, чем начать работать, вспомним правила совместной работы:
Работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию.
Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса.
Помогать, если возникнут проблемы.
- Ещё я хочу узнать, с каким настроением вы пришли на урок (показывают смайлик)
Учитель:
- Итак, откроем тетради и запишем число.
(Звучит песня «Мама» и проецируются слайды с изображеним матерей на картинах художников)
- О ком эта песня?
- Как вы думаете, как она связана с темой урока? Сформулируйте её, (Слайд с темой урока «Биография слова «мама, мать »)
- А задумывались ли вы, ребята, о происхождении, строении, значении слова “мама”? Сегодня я вам предлагаю познакомиться с биографией этого слова.
- Но сначала вспомним об олимпийских играх, которые были совсем недавно. Кто был всегда рядом с чемпионами? Кто помогал им стать чемпионами?
(фрагмент о спортсменах «Мама всегда поможет»)
- Ребята, а что вы можете рассказать о своих мамах? (рассказ уч-ся)
Учитель:
- Слово «мама» очень короткое. Но мы постараемся узнать о нем как можно больше, работая по такому плану:
1. Лексическое значение слова.
2. Этимология слова.
3. Подбор однокоренных слов.
4. Подобор синонимов и антонимов к слову.
6. Слово «мама» в текстах художественной литературы.
- Определите лексическое значение слова. Из какого словаря мы это узнаем? ( 1 ученик работает on-line на сайте Gramota.ru )
( Женщина по отношению к своим детям. Другие значения слова «мать» можно не зачитывать)
- Определить этимологическое значение слова.
Что такое этимология? Каким словарем мы будем пользоваться?
(Этимология – это наука о происхождении слов, их родословная. Мы будем пользоваться этимологическим словарем.)
(Мать– (др.-русск., ст.-слав. мати)
Учитель:
- Подберите однокоренные слова.
(мать, матушка , мачеха, материнство, материнский :ученики записывают в тетрадь).
Учитель:
- Подберите синонимы .
(мама, мамаша(разг.), маманя(прост.), маменька(устар.), матушка(устар. И народ.-поэтич.), родная(народ.-поэтич.)
- Антонимы.(мачеха)
- Сделаем разбор предложения по членам (на доске).
Никогда не делай больно маме, ведь с каждой слезинкой утекает минутка её жизни.
(физкультминутка)
Слово «мать, мама» в текстах художественной литературы.
- Многие писатели и поэты в своих произведениях писали о матери: В.Закруткин «Матерь человеческая», М.Горький «Мать», Ю.Яковлев «Мама». А склько стиъов! Нам даже не хватит времени, чтобы их перечислить, поэтому мы остановимся только на некоторых. Начнем с устного народного творчества.
- Пословицы и поговорки о маме, матери. ( слайд)
• Птица рада весне, а младенец - матери.
• Нет милее дружка, чем родная матушка.
• При солнышке тепло, при матушке добро.
• Материнская молитва со дня моря вынимает (достает).
• Слепой щенок и тот к матери ползет.
• Родных много, а мать роднее всего.
• Без матушки родной и цветы бесцветно цветут.
• Маменька родимая - свеча неугасимая.
• Сердце матери лучше солнца греет.
- Выпишите понравившуюся пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.
- Теперь перейдем к художественной литературе. Я вам предлагаю отрывок из книги Ю.Яковлева «Мама» ( текст у каждого ученика)
“Я очнулся в телеге, на сене. Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. Пить хотели губы, голова, грудь. Все, что было во мне живого, хотело пить. Это жажда горящего дома. Я сгорал от жажды.
И вдруг я подумал, что единственный человек, который может спасти меня, - мама. Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо – рядом должна быть мама. Она утолит жажду, отведет боль, успокоит, спасет. И я стал ее звать.
Телега грохотала, заглушая мой голос. Жажда запечатала губы. Я из последних сил шептал незабываемое слово – мамочка. Я звал ее. Уповал на нее, как на бога, богоматерь, человекоматерь, мать. Я знал, что она откликнется и придет. И она появилась. И сразу смолк грохот, и холодная вода хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть. Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:
- Сынок! Сынок, родненький…
Я не мог открыть глаза. Но я видел мать. Я узнал ее руку, ее голос. Я ожил от ее милосердия. Губы разжались, и я прошептал:
- Мама. Мамочка…
Моя мать лежала в братской могиле в осажденном Ленинграде. В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. Видимо, у всех матерей есть великое сходство. И если одна мать не может прийти к раненому сыну, у его изголовья становится другая.
- Мама. Мамочка…
На Пискаревском кладбище большие могилы. Большие, общие, заполненные народным горем. Здесь похоронена моя мать.
Документов нет. Очевидцев нет. Но вечная сыновняя любовь определила – тут. И я склонился к земле. Я глажу рукой траву Пискаревского кладбища. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем земли”.
- О чем этот текст? Чему учит? Почему чужую мать герой принимает за свою? Зачитайте ответ, пользуясь текстом. Чему нас учит этот текст? Какая черта характера свойственна всем матерям?
Итог по уроку. Рефлексия.
- Как вам работалось? Что показалось трудным? Довольны ли вы своей работой? А как работали ваши одноклассники? Покажите смайлики, отражающие ваше настроение.
Домашнее задание: написать мини-сочинение “Что я узнал о маме»? При написании можно использовать словари на сайте Грамота.ру