Урок развития речи. 2 класс. Тема: «Устаревшие слова»
Урок развития речи. 2 класс. Тема: «Устаревшие слова»
Русский язык. 2 класс. Программа «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф.Виноградовой. Автор учебника С.В Иванов.
Формирование УУД.
Коммуникативные.
Основные цели урока.
Развивающая: развивать личность ученика на основе формирования умения учиться.
Образовательная: создать условия для знакомства учащихся с устаревшими словами.
Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Задачи урока.
1)Наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами).
2)Ввести понятие устаревшие слова.
3) Наблюдать за значением устаревших слов.
4)Развивать речь учащихся, расширять словарный запас.
5)Формировать умение работать со словарём.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. 2 класс. Тема: «Устаревшие слова» »
МБОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа»
Тукаевского муниципального района РТ
Урок развития речи. 2 класс.
Тема: «Устаревшие слова»
Подготовила:
учитель начальных классов
Исаншина Елена Анатольевна
2014г.
Общая информация об уроке.
Русский язык. 2 класс. Программа «Начальная школа 21 века» под ред.
Н.Ф.Виноградовой. Автор учебника С.В Иванов.
Формирование УУД.
Личностные.
Регулятивные.
Познавательные.
Коммуникативные.
Основные цели урока.
Развивающая: развивать личность ученика на основе формирования умения учиться.
Образовательная: создать условия для знакомства учащихся с устаревшими словами.
Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Задачи урока.
1)Наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами).
2)Ввести понятие устаревшие слова.
3) Наблюдать за значением устаревших слов.
4)Развивать речь учащихся, расширять словарный запас.
5)Формировать умение работать со словарём.
Тип урока.
Урок открытия новых знаний.
Используемые методы.
Постановка проблемы, наблюдение, сравнение, анализ языкового материала.
Используемые формы урока.
Самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.
3)Иллюстрированный толковый словарь для детей.( 6 штук)
4)Компьютер, проектор, экран.
5)Карточки с заданием для самостоятельной работы, работы в парах и группах.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку.
- Улыбнитесь друг другу. Пожелайте успеха. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Садитесь.
- Проверяем готовность к уроку.
- Дневник, учебник, тетрадь справа, пенал. Слева – раздаточный
материал.
3 волшебных слова – А –активность, В –внимание, С – старание.
2.Актуализация знаний. Повторение полученных знаний по теме «Лексика»
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно-
В огромном море – море слов-
Купаться ежечасно. А.Шибаев.
Фронтальная работа.
- Ну что же, мои друзья, сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по морю слов. А в каком разделе русского языка мы можем совершить это путешествие? ( Лексика.)
-Что изучает Лексика? (Слово и его лексическое значение.)
- На каких островах мы уже побывали, с какими группами словами познакомились? (Многозначные слова, синонимы, антонимы, заимствованные, исконные, омонимы.)
-Повторите правило об этих словах в игре «Учитель-ученик».
Взаимный опрос. ( Приложение 1.) Работа в парах.
-Похвалите товарища или дайте совет.
-Поднимите руки, кого похвалили?
- Молодцы! Вы уже знаете многие группы слов из раздела Лексика, а вот интересно, сможете вы их найти в тексте? Давайте проверим.
-Прочитайте текст.
Слайд
Мартовский свет ворвался в тёмную комнату. Он, как фокусник, в одно мгновение преобразил всё вокруг. Комната засверкала, засияла, заблестела. Даже огромный ларь, стоящий в углу, уже не казался таким мрачным.
-О чём говорится в тексе? Что главное мы понимаем из текста?
-Попробуйте найти многозначное слово. (Это слово свет). Докажите.(Это может быть свет солнца, свет лампы) .
-А есть ли другое значение у слова свет? (Мир, вселенная.)
-Чем является слово свет в значении «мир, вселенная»? (Это омоним.)
-Почему?
-Какое значение имеет слово свет в тексте? ( Солнечный свет). Какое слово нам подсказывает это? (Мартовский).
-Найдите синонимы в тексте. ( Засверкала, засияла, заблестела.)
-Докажите. (Они близкие по значению и отвечают на один и тот же вопрос.)
-Зачем автор вводит в текст несколько синонимов. Что он хочет показать этим? ( Комната преобразилась.)
- Есть ли в тексте заимствованное слово? (Фокусник.)
- Докажите. (Все слова, которые имеют букву «ф», заимствованные).
3.Создание проблемной ситуации. Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к новой теме.
-Разобрались в тексте или что-то для вас осталось непонятным?
-Почему мы не можем до конца понять этот текст? (Есть непонятное слово-ларь.)
- А, может быть, кто-то знает, что такое ларь? (Предположения детей.)
-Что делать в том случае, если мы не знаем значения слова или сомневаемся? (Прочитать значение этого слова в словаре.)
Чтение статьив словаре учебника.
Ларь (устаревшее) – большой деревянный ящик для хранения чего-нибудь. Мучной ларь.
- В ларях хранили муку, зерно, овощи.
Слайд (изображение ларя)
-Можете теперь сказать, почему вы затруднялись в значении этого слова?
( Слово устаревшее).
-Да действительно в русском языке есть и такие слова - устаревшие.
-Как вы думаете, надо нам с ними поближе познакомиться? (Да.)
-А зачем? (Для понимания текстов.)
-Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? Какую цель мы поставим? (Познакомиться с устаревшими словами).
- Что мы можем узнать об устаревших словах? (Какие слова называются устаревшими, какое значение в речи они имеют, зачем они нужны.)
-Если мы выясним, что это за слова, мы сможем находить их в тексте? Значит, чему будем учиться? (Находить устаревшие слова и объяснять их значение.)
-Итак, давайте ещё раз прочитаем цели и задачи нашего урока.
Слайд
Цель урока – познакомиться с устаревшими словами.
Выяснить, какие слова называются устаревшими
Узнать, какую роль играют устаревшие слова в русском языке.
Учиться находить устаревшие слова и объяснять их значение.
4.Наблюдение над языковым материалом.
-Об устаревших словах всё можно прочитать в учебнике. Прочитаем или понаблюдаем сами?
- Хорошо.
-Вернёмся к слову ларь. Из словаря мы узнали, что оно устаревшее. Может быть, само слово «устаревшее» нам уже подскажет что-то?
(Устаревшее – старое, старинное, так говорили в старину).
-А сейчас в повседневной жизни в современном языке мы употребляем это слово? (Нет.)
-Почему? Поднимите руки, у кого дома есть ларь? (Нет такого предмета.)
-Что произошло с предметом? (Он исчез.)
-А что произошло со словом? (Оно устарело.)
- Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают.
-Можем ли мы теперь сказать, какие слова называются устаревшими.
- Сверимся с учебником?
Чтение правила в учебнике. Стр. 77.
5. Первичное усвоение.
-Для закрепления правила выполним упражнение.
-Прочитайте текст.
Слайд. Четверостишье Пушкина.
Читает учитель.
Снега пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушачке.
А.С. Пушкин.
-Смоли вы точно представить ту картину, которую нарисовал Пушкин? (Нет.)
-Почему? (Есть устаревшие слова?)
-Назовите их. (Кибитка, ямщик, облучок, тулуп, кушачок)
Слайд (щелчок) .
-Объясните, почему они устаревшие. ( Слова не употребляются в современной речи, потому что нет таких предметов.)
-Посмотрим на эти предметы.
Слайд. Кибитка, облучок.
Кибитка была крытой повозкой, на облучке (передней части) которой находился ямщик, а в самой повозке были места для путешествующих. Кибитка защищала путников от мороза, холодного ветра.
Слайд. Ямщик, тулуп, кушак.
Кто же такой ямщик? Раньше селения, где были станции, назывались ямами (в ед. числе ям), а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик – крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях.
Одевался ямщик зимой в тулуп, чтобы в самый сильный мороз ему не было холодно; подпоясывался обязательно красным кушаком (широким матерчатым поясом), а летом ямщик был одет в красную рубаху.
-Как вы думаете, почему в четверостишье Пушкина так много устаревших слов? (Он жил давно, эти слова употреблялись в языке, потому что были эти предметы.)
-Можете ли вы теперь ясно представить картину, которая описана в четверостишии?
-Прочитайте стихотворение ещё раз.
Слайд.
Знакомство со словарём.
Если устаревшие слова уже не употребляются в современной речи, как же мы узнаем их значение? (В словаре.)
-В каком? (Толковом.)
-Верно, можно в толковом.
- А ещё существует замечательный словарь, в котором вы найдёте значение многих устаревших слов. Называется он «Толковый словарь живого великорусского языка», его автор и составитель Владимир Иванович Даль. Демонстрируется словарь В.И.Даля.
Слайд. Портрет Даля.
-Вам знаком этот писатель? ( Мы читали его произведения.)
6. Осознание и осмысление.
-Ну что же, мы выяснили, какие слова называются устаревшими, учились вместе находить их в тексте.
-Я чувствую, вы можете уже поработать самостоятельно.
-Где чаще всего вы можете встретиться с устаревшими словами? (Окружающий мир – история нашей родины. Сказки, пословицы, поговорки русского народа.)
- Хочу предложить вам работу: не только интересную, но и полезную. Я знаю, что вы, как тьюторы первоклассников, хотите прочитать им русские народные сказки. Вам надо подготовиться. Наверное, в сказках будут устаревшие слова.
-Предлагаю составить вам словарь устаревших слов к русской народной сказке «Кривая уточка».
-Руководители групп получают задание в папках.
Работа в группах.
Задание на листочке. (Приложение 4.)
-Прочитайте. В этой части есть одно устаревшее слово. Найдите его.
1) По словарю определите значение этого слова. Подготовьте выразительное чтение словарной статьи ( только главное).
2) (Дополнительно) Попробуйте подобрать к этому устаревшему слову современный синоним.
Выступление докладчиков.
Слайд. Лукошко, сени, прялка.
-Вот и получился словарь.
-Молодцы, вы справились с заданием. А чтобы первоклассникам стало ещё более понятно, дома можно нарисовать предметы, которые обозначают эти слова. Таким образом, вы можете подготовить для них любую сказку.
Итог урока. Рефлексия.
-Подведём итоги урока.
-Мне хочется спросить у вас, запомнили, что такое ларь?
-А какие еще устаревшие слова вы узнали?
- Определите свое настроение и состояние. Помогут вам слова на экране.
Слайд.
Было интересно…
Было трудно…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Моё настроение…
-Спасибо, урок окончен.
Использованная литература:
И.Голуб. Путешествия в страну слов. Дидактические материалы по русскому языку для 1-4 классов. М.: Владос, 2005 г.