(гостевой урок русского языка в гимназическом классе)
Наш сегодняшний урок – это встреча и знакомство с 6 «Г» классом.
Тема урока: Обобщение пройденного по теме «Фразеологизмы».
Форма урока: Урок-путешествие в открытый космос.
• На данном уроке были поставлены и озвучены учащимся SMART цели (Specific - конкретная;
• Measurable - измеримая;
• Achievable - достижимая;
• Realistiс - реалистичная;
• Timed - определенная по времени.
А именно:
1. Повторить значение термина «фразеологизм», «фразеология».
2. Закрепить умение определять синтаксическую роль фразеологизмов в предложении.
3. Закрепить умение использовать фразеологические обороты в речи.
4. Совершенствовать умение подбирать к фразеологическим оборотам синонимичные и антонимичные пары.
Что касается воспитательных целей урока, то именно на данном занятии мы планировали вызвать эмоционально – положительную направленность работы в группе. Форму урока можно отнести к путешествию – игре. Наши дети любят преодолевать уровни различной трудности, как в компьютерных играх, поэтому именно такой вид урока мы посчитали наиболее эффективным средством в воспитании интереса к изучению русского языка.
Считаем, что цели урока достигнуты.
Каждый этап урока в ходе занятии был четко продуман и работал на конечный результат.
В соответствии с темой и целями урока было отобрано содержание урока:
• задания, формирующие орфографическую зоркость, т.е. правописание словарных слов, так их в задании преобладающее количество.
• Задание, обогащающее лексический запас, то есть работа с фразеологическими оборотами.
• Использовались стратегии развития критического мышления: составление кластера, моделирование реальной жизненной ситуации, в которой было бы уместно употребить в речи тот или иной фразеологизм.
В продолжение урока упор делался на групповую работу, она же и предполагает диалогическое обучение.
Вопросы на восстановление теоретических знаний учащихся были составлены в соответствии с требованиями программы PISA
Виды вопросов и заданий разработаны по таксономии Блума и отражают уровни мыслительных процессов учащихся.
По средствам фразеологических оборотов осуществился этап «рефлексия» - анализ собственной деятельности на уроке и эмоционального состояния.
На уроке использовались следующие методы:
• Перцептивный метод (аудиовизуальный)
• Проблемно-поисковый метод
• Эвристический метод
В ходе урока формировались такие базовые компетенции, как
• Коммуникативная и информационная ( умение понять текст, высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией)
• умение работать в группе для достижения поставленной цели
• личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка)
Этап оценивание был представлен в бортовом журнале с четко проработанными дескрипторами и рубрикаторами (критериальное оценивание, самооценивание), давалась взаимооценка работе гру
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок - путешествие (по теме: Фразеологизмы) »
Урок- путешествие с использованием стратегий критического мышления и в формате PISA/
Класс: 6
Тип урока: комбинированный
Тема: Фразеологизмы.
Цель:
Обучающая :
повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы».
Развивающая :
развитие познавательного интереса ;
обогащение словарного запаса учащихся;
развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.
Воспитывающая:
воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: Интерактивная доска, 3D – презентация, видеоролик «В гостях у фразеологизмов», Видео «Космическая физминутка», бортовой журнал, разработанный каждому учащемуся, иллюстрации фразеологизмов, ватманы для постеров.
Ход урока.
Приветствие. Здравствуйте, ребята! Мы учителя из Средней школы № 1, сегодня мы проведем у вас урок. Меня зовут Надежда Николаевна, а это Ксения Николаевна. Вы выбрали себе понравившиеся вам эмблемки и правильно разделились на группы, так у нас образовалось 5 отсеков, и на этом уроке мы совершим полет в открытый космос. Посмотрите, на обратной стороне эмблемы есть пометка «капитан» и « тайм-уочер».
Деление на группы (разнообразие цветов и форм летающих тарелок – 5 вариантов). На дверях в кабинет висят 26 летающих тарелок, каждый ученик берет себе ту эмблему, которая ему понравилась, таким образом, рассаживаются по группам. На 5 эмблемах пометка «капитан», на одной – «»На каждом столе стоит одна большая эмблема.
Определение темы, постановка целей. Для того, чтобы определить тему урока, мы просмотрим небольшой видеоролик («В гостях у фразеологизмов»). А теперь, исходя из темы, попробуем поставить цели урока.
На слайде цели урока.
Повторить значение термина «фразеологизм», «фразеология».
Закрепить умение определять синтаксическую роль фразеологизмов в предложении.
Закрепить умение использовать фразеологические обороты в речи.
Совершенствовать умение подбирать к фразеологическим оборотам синонимичные и антонимичные пары.
Вы видите, что перед вами лежат бортовые журналы, совсем как у космонавтов, вам следует их вести аккуратно и без ошибок. Не забывайте в бортовой журнал ставить отметку о выполнении каждого задания. Пред тем, как отправиться в открытый космос посмотрим, готовы ли вы к этому полету, и вас проверит командир нашей ракеты:
Актуализация знаний (Понимание). Видео с вопросами:
- Известно, что в русском языке существуют сочетания слов, близкие по значению одному слову, внимание, вопрос: как называются такие сочетания слов?
- Одна из моих любимых наук занимается тем, что изучает устойчивые сочетания слов, назовите эту науку.
- В солнечной системе известно всем, что фразеологизм выполняет роль одного члена предложения, вопрос: какого?
- Существуют ли в системе русского языка фразеологизмы синонимы и фразеологизмы антонимы?
Итак, ребята, все необходимые для полета знания у вас имеются, и поэтому мы можем двигаться дальше.
Понимание.Мы приземлились на планете Марсиасу. Посмотрим, что же необычное у них происходит.
Говорящий марсианин: Дорогие земляне, мы очень хотим употреблять в своей речи фразеологизмы, но в нашей невесомости все слова фразеологизмов перепутались, помогите нам, пожалуйста, собрать их в единый фразеологический оборот. Придумайте с ним предложение и определите синтаксическую роль этого фразеологизма.
Взять себя в руки. Витать в облаках. Родиться в рубашке. Не верить своим глазам. Не дать в обиду.
Вывод: Марсианин: «Спасибо, ребята, теперь мы охотно будем употреблять фразеологические обороты в речи. До новых встреч!»
Я напоминаю, что вы должны аккуратно и исправно вести бортовые журналы.
Космическая физическая минутка: Все космонавты могут похвастаться железным здоровьем, и мы как настоящие спортсмены тоже закалим свое здоровье.
Применение.И следующая планета, которая нам встретилась на пути, планета Смурфия.
Смурф: Добрый день, ребята, мы очень рады нашей встрече. Злой колдун захватил в плен нашего самого умного смурфа и требует от нас выполнения задания, а мы без вашей помощи не справимся. Надеемся на ваш разум. Посылаем вам конверт с заданием. 1-ый: Взять быка за рога (ходить вокруг да около)2-ой: Ворон считать(держать ухо востро) 3-ий: Как белка в колесе (забот полон рот). 4-ый: Кот в мешке (темная лошадка). 5-ый: Зарубить на носу (вылететь из оловы).
Составьте кластер по теме «Фразеологизм»
Подберите иллюстрацию к фразеологизму.
Выберите фразеологизм-синоним или фразеологизм-антоним к вашему фразеологизму.
Смоделируйте жизненную ситуацию, в которой было бы уместно употребить в речи этот фразеологический оборот.
Примерные темы для сценок.
Ситуация «На уроке».
Ситуация «После родительского собрания».
Ситуация «В магазине».
Ситуация «На концерте».
Ситуация «В библиотеке».
Защита членами групп своих постеров.
Оценивание.Прежде чем мы вернемся на землю, выполним еще одно задание – подсчитаем в своих бортовых журналах количество баллов и выставим себе итоговую оценку в соответствии с критериями.
Рефлексия.Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы возвращаемся на Землю. Выберите фразеологический оборот, наиболее точно отражающий ваше настроение и характеризующий вашу работу на уроке.
Как рыба в воде (чувствовать себя уверенно и легко). Точно в воду опущенный(грустный, сникший, падший духом). Ловил каждое слово(жадно внимал, не пропустил ни слова, ). Рука об руку(делали что-то совместно, дружно, согласованно). Засучив рукава (работать охотно, с желанием и рвением). Воспрянул духом(обрел хорошее настроение, стал бодрым, оживился). Повесил нос(загрустил, расстроился, ухудшилось настроение). Душа радуется (приподнятое настроение, ощущение радости счастья). За милую душу (делать что-то с большим желанием, охотно). Сидел как на иголках (быть в ожидании чего-то или предчувствовать неприятное ). Был на седьмом небе(испытывать состояние блаженства, счастья).