Урок - практикум в 9 классе. Можно использовать при обучении приемам компрессии текста, при подготовке к ГИА.Цель урока: познакомить обучающихсяс приемами сжатия текста, уметь применять эти приемы для преобразования текста, совершенствовать умение работать со словарями. Воспитывать любовь к русскому языку, культуре, продолжить знакомство с наследием Д.С. Лихачева. Развивать навыки общения, монологическую и диалогическую речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок - практикум по русскому языку. »
Чумак Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы. МКОУ « Польяновская СОШ», Чистоозерный район, Новосибирская область.
Урок – практикум в 9 классе по обучению приемам сжатия текста
Тема: « Уметь спорить с достоинством»
(Письмо 17 из «Писем о добром» Д.С.Лихачева)
Цель обучения: обучение приемам сжатия текста.
Цели урока:
Образовательная:
познакомить обучающихся с приемами сжатия текста;
учить применять эти приемы для реконструкции текста;
совершенствовать умение работать с различными видами словарей;
учить индивидуальным, групповым и коллективным видам деятельности на уроке.
Воспитательная:
знакомя с именем и наследием Д.С.Лихачева, воспитывать любовь к языку и русской культуре;
прививать эстетический вкус обучающимся:
воспитывать нормы поведения при ведении спора.
Развивающая:
развивать навыки общения обучающихся;
развивать монологическую и диалогическую речь обучающихся;
развивать филологические компетенции обучающихся.
Оборудование:
выставка книг о
Д.С.Лихачеве:
текст письма 17 Д.С.Лихачева
Ход урока
Оргмомент. Целеполагание
Сегодня мы на уроке познакомимся с приемами сжатия текста.
Каждый день мы извлекаем жизненные уроки. Сегодня у нас буде незримо присутствовать на уроке мудрый Учитель. Его жизненный опыт неоценим, он оставил нам огромное нравственное наследие – его имя Дмитрий Сергеевич Лихачев. Его «Уроки» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.
Рассказ о Д. С.Лихачеве (сообщение ученика)
Обращение к выставке книг
«Письма о добром» (44)
Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.
Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.
Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:
«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.
Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.
В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
Мы сегодня будем знакомиться с Письмом 17.
Выразительное чтение письма (ученик)
Словарная работа
Достоинство -, - а, ср. 1. Положительное качество. В спектакле много достоинств. 2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять своё достоинство. Чувство собственного достоинства. 3. Стоимость, ценность денежного знака (спец.). Банковский билет достоинством в 25 рублей. 4. То же, что титул (устар.) Графское достоинство.
Какое из этих значений применимо к этому тексту?
.
Что такое тема текста? Определите тему этого текста.
Спор.
Что такое основная мысль текста? Определите основную мысль этого текста.
Уметь спорить с достоинством.
Что отражает заголовок письма Д.С.Лихачева?
Основную мысль.
Найдите в тексте предложение, которое соответствует схеме (по словам в справке)
О каких недозволенных приемах говорит Д.С.Лихачев?
- обвинять
- ты сам такой
- поговорим о другом
- кричит (в 3 абзаце)
У нас в тексте встретилось незнакомое слово «дискуссия». Определим его значение по словарю
Дискуссия, и, ж. (спец.) – Спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная дискуссия. Вступить в дискуссию.
Чем будет являться слово «дискуссия» по отношению к слову «спор»?
Синонимом. Т.е. в речи это взаимозаменяемые слова во избежании тавтологии.
Найдите в тексте качества, определения, которыми наделяет Лихачев человека, умеющего вести спор.
Интеллигентный, -ая, -ое, -тен, -тна. Принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой.
Интеллектуальный, -ая, -ое, -лен,- льна. Умственный, духовный; с высоко развитым интеллектом.
Вежливый, -ая, -ое. Соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.
Уважение,-я, ср. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинтсв.
Умный, вежливый, умелый
Работаем по структуре текста.
Сколько в тексте логических частей?
1. Вступление (1-3 абзацы)
2. Основная часть
- умный спорщик
- недозволенные приемы
3. Заключение. Позиция автора.
Текст Письма содержит в себе 380 слов.
Сжать – это значит выбрать главное, существенное. Нельзя искажать содержание.
Существует 3 приема сжатия текста.
Обобщение
Замена ряда однородных членов обобщающим словом, замена родовых понятий видовыми
Сокращение
Отказ от повторов, замена сложного предложения простым
Упрощение
Замена несколько простых на одно сложное
Давайте воспользуемся этими приемами.. Полученный вариант:
УМЕТЬ СПОРИТЬ С ДОСТОИНСТВОМ
В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться.
Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения.
В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и… самоуважение.
Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, – это пустой человек, и спор его пустой.
Как же ведет спор умный и вежливый спорщик?
Прежде всего, он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задает ему дополнительные вопросы. И еще: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.
Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»;
2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором;
3) спорящий, слушая — и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.
В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приемам спора и придерживаться следующих правил:
1) возражать, но не обвинять;
2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т. п.);
3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.
На последнем своем утверждении я хочу остановиться особо.
Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.
Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоевываете уважение окружающих.
Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т. д.
Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, – как это красиво!
Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором, который ведется умелыми и умными спорщиками.
Прочитаем полученный текст. Подсчитаем, сколько слов получилось.