Какая из самостоятельных частей одна из самых употребительных?
Повторение по теме : «Глагол»
Цель урока: научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации;
углубить и закрепить знания за счет привлечения занимательного материала.
Ход урока
Необыкновенна эта часть речи тем,
Что обозначает действие,
о чем восхищенно сказал писатель А.Югов:
«Глагол самая огнепышущая, самая живая часть речи.
В глаголе струится самая свежая артериальная кровь языка.
Да ведь и назначение глагола – выражать само действие»
- Сегодня на уроке мы должны согласиться или не согласиться со словами Югова
Экспресс-опрос
- Глагол – это часть речи, которая … (продолжите)
- Не с глаголами пишется…
- Спряжение глаголов – это …
- Глаголы 1 спряжения имеют окончания …
- Глаголы 2 спряжения имеют окончания ...
- Глаголы исключения – это …
- Инфинитив – это…
- Какой суффикс является показателем возвратности…
- Глагол – самостоятельная часть речи? Докажите
2. Работа над повторением
Прочитайте четверостишие, сделайте синтаксический разбор первому предложению, морфологический разбор словам: темнеет, тают
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
С.Маршак
Работа с тестами
В каком глаголе пишется Ь ?
а) вам дремлет.ся в) не годит.ся портить
б) приходит.ся решать г) надумала трудит. ся
2.В каком глаголе пишется Е ?
а) наполн.шь б)ворот. шь в) стро. шь г) ед . шь
3) В каком глаголе пишется И ?
а) рассе . лся б)кле. л в)вид . л г) слыш . л
4)Укажите пример без грамматической ошибки?
а)одеть платье б)надевать пальто в)не ложьте на стол г) не бежите быстро
5)В каком глаголе пишется Е?
а)Вышл . те, пожалуйста , книгу б)Пока не умолкн . те, я рассказывать
не буду
в) Если вышл . те, я получу ее вовремя г)Как только стукн . те, я открою
6)В каком предложении глагол с НЕ пишется слитно?
а)Вчера я (не) смог позвонить б)Его (не)взлюбили за грубость
в)Бабушка (не)приехала к нам на выходные
г)Уже конец ноября, но снег (не) выпал
Работа с тестами
В каком глаголе пишется Ь ?
а) вам дремлет.ся в) не годит.ся портить
б) приходит.ся решать г) надумала трудит. ся
2.В каком глаголе пишется Е ?
а) наполн.шь б)ворот. шь в) стро. шь г) ед . шь
3) В каком глаголе пишется И ?
а) рассе . лся б)кле. л в)вид . л г) слыш . л
4)Укажите пример без грамматической ошибки?
а)одеть платье б)надевать пальто в)не ложьте на стол г) не бежите быстро
5)В каком глаголе пишется Е?
а)Вышл . те, пожалуйста , книгу б)Пока не умолкн . те, я рассказывать
не буду
в) Если вышл . те, я получу ее вовремя г)Как только стукн . те, я открою
6)В каком предложении глагол с НЕ пишется слитно?
а)Вчера я (не) смог позвонить б)Его (не)взлюбили за грубость
в)Бабушка (не)приехала к нам на выходные
г)Уже конец ноября, но снег (не) выпал
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1f1dd866-c1f1-4269-8c7f-7daa30cc9622/%5BNS-RUS_3-26%5D_%5BIM_052%5D.swf
3) Прочитать веселые рифмы.
Не выучил – не делай, Что за гусь – инфинитив?
Не знаешь - не спеши. Встанет, суффикс, распустив:
С глаголами раздельно ТЬ –ТЬ! –ЧЬ – ЧЬ! И- ТИ - ТИ
Частицу НЕ пиши Пропустить! Помочь! Нести!
4) Загадки
а)В каком глаголе 100 отрицаний? в)Белое корыто к полу прибито
б)Двое белых лебедей г)Муж утки
У каждого по 5 детей
5) Словарная работа( найди лишнее слово)
Гуля . шь, смотр . шь, стро . т, расскаж . т, хоч . т, чита . т, прыга . шь, гон . т, рису . т, брод . т, барабан . т, замеча . т, реша . т, отпуст . т, откро . т, благодар . т, морга . м, закрыва . м.
6) Физминутка (слайд)
7)Омофоны – это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание
роман –жанр произведения Роман - имя собственное
8)Рассмотрите рисунки и определите значение каких глаголов - омофонов в них обыгрывается
При -м . р – я – ть друзей при – м . р – я – ть костюм
Составьте предложения по рисункам
8) Замените каждый фразеологизм глаголом – синонимом
-Водить за нос -
- Рассеяться как дым -
- Надуть губы -
- Прикусить язык –
- Унести ноги –
- Зарубить на носу –
- Чесать язык –
- Клевать носом –
- Задавать стрекоча –
Проверка (слайд)
10) Выбери и подчеркни « лишний» глагол
Смотришь шагаешь стелешь бледнеешь пилит синеет дышит лечат ночуют строят летаем жужжите
11)Выбери глаголы – исключения:
Слушать слышать
Лепить видеть
Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и разнообразных аспектов его деятельности ( трудовой, социальной, научной, культурной , общественной). По частоте употребления глагол занимает второе место(после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов 2500 глаголы. Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить ,знать, стать, хотеть, работать, думать, любить
Нужно отметить еще одну особенность резко отличающую глагол от имени существительного: он обладает вдвое большим количеством морфологических признаков.
Рефлексия. Какую оценку вы себе поставите?
Домашнее задание: составить текст на тему: «Весенние каникулы»,подчеркнуть глаголы и определить морфологические признаки.
Урок посвящен повторению и закреплению темы «Глагол». В начале урока был поставлен проблемный вопрос, а в течение урока он решался разными формами работы. В конце урока был подведен итог. В содержании урока нашли отражение языковые, коммуникативные компетенции. Формирование языковой компетенции прослеживалось на этапе актуализации знаний, когда учащиеся проговаривали и вспоминали правила , изученные раннее. Компьютерные технологии использовались для повышения качества образования учащихся, для ускорения темпа работы на уроке, для проверки различных видов работ , был использован выход в интернет. В ходе работы были использованы, как познавательные, так и практические методы обучения. Вступительное слово учителя, самостоятельная работа, работа с тестами. Учащиеся на уроке работали как устно , так и письменно. Использовалась на уроке физминутка. Учащиеся показали хорошую работоспособность. Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно.