Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Готовимся к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»»
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Автор: Сергеева Анна Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ ТСШ №1. .г.т.Тяжинский, Тяжинский район, Кемеровская область
Цели урока:
1. продолжить подготовку учащихся к написанию сжатого изложения;
2. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;
3. формировать общеучебные навыки работы с текстом;
4. развивать правильную монологическую и диалогическую устную и
письменную речь учащихся.
1.Организационный момент урока.
2. Актуализация знаний.
1).Слово учителя.
Заканчивая 9-й класс, Вам предстоит сдавать экзамен по русскому языку. Напомню, что экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей.
Первая часть - это написание сжатого изложения по тексту.
2). Речевая разминка.
Слайд 2.
- Как вы понимаете значение слова "сжатый"?
Сжатый по Ожегову – очень краткий, небольшой по времени, объему.
При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте основное и существенное, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст.
-Что такое микротема?
Слайд 3
Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.
- Почему на экзамене предпочтение отдано сжатому, а не подробному изложению?
Такая форма требует не просто мобилизации памяти и сосредоточенности на нормах правописания, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Сжатое изложение побуждает выполнить информационную обработку текста
3. Обобщение и закрепление знаний.
- Давайте еще раз повторим приемы сжатия текста.
Слайд 4
Исключение
-вводных слов;
-однородных членов предложения;
-повторов;
-однотипных примеров;
-риторических вопросов и восклицаний;
-цитат;
-пояснений;
-рассуждений;
-описаний;
-слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Слайд 5.
При исключении необходимо:
1.Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
2.Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Слайд 6
Например, в предложении Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в тебе самом. Избыточными являются однородные обстоятельства. Уберем их, смысл предложения не изменится. Сказка живет везде, во всем.
Слайд 7
2)Обобщение или объединение
-парцеллированных предложений;
-ряда предложений, связанных одной мыслью;
-частей предложений;
-конкретных фактов, событий, явлений.
Слайд 8
При объединении необходимо:
1.Найти в тексте мелкие, единичные факты.
2. Найти в них общее.
3.Объединить эти факты на основе общего.
4. Сформулировать получившееся предложение.
Слайд 9
Например: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут
выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как
весёлый, но слабый может победить сильного, но хмурого.
Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды.
Слайд 10
3)Замена
-однородных членов обобщающим словом;
-сложного предложения – простым;
-части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
-прямой речи –косвенной;
-части текста одним предложением.
Слайд 11
При замене необходимо:
1.Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением.
2.Сформулировать получившееся предложение.
Слайд 12.
Например: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. Сказки любят все.
Слайд 13.
Сочетание исключения и обобщения.
Например: Сказки…как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший-плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают.
Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слезы, помогающие нам стать лучше.
Слайд 14.
Сочетание исключения и замены
Например: Бывают , правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то ободел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.
Бывают и злые сказки, как и люди, которые сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше.
-Как правильно работать над изложением на экзамене? Следующие советы помогут вам
в этом.
Слайд 15
При первом чтении:
-Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
-Определите тему текста, идею.
-Определите стиль текста, тип речи, а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
-Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части.
Слайд 16
При повторном чтении:
-Выберите способы сжатия для каждого абзаца текста.
- Используя их, сократите текст, сохраняя главную информацию и все
микротемы.
-Проверьте связь между частями изложения.
-Напишите на черновик изложение, внимательно проверьте.
4. Практическая работа с учащимися.
-Обратимся к следующему тексту, чтобы использовать полученные знания.
Приложение 1.
(1)Тишина – вот самый большой дефицит на земном шаре. (2)Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолетов, от шума которых современный человек не спасается даже в своем жилище, даже ночью оглушают планету и делают ее малопригодной для жизни. (3)Но это стоит нервов, нервов и нервов. (4)И сердца. (5) И психики. (6)Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.
(7)Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. (8)Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймете, почему в аптеке трудно купить натуральный валерьяновый корень.
(9)Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там, нашел ее, растущую в тени.(10)Вот растение, которому в наш суматошный век истрепанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернёт так необходимое всем нам душевное равновесие.
(144 слова) (По В.Солоухину)
- При первоначальной работе с текстом можно воспользоваться таблицей.
Для этого следует:
-текст разделить на абзацы;
-вычленить существенную информацию;
-используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;
-объединить получившийся текст.
Таблица заполняется детьми вместе с учителем.
Исходный текст
Как сократить.
(1)Тишина – вот самый большой дефицит на земном шаре. (2)Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолетов, от шума которых современный человек не спасается даже в своем жилище, даже ночью оглушают планету и делают ее малопригодной для жизни. (3)Но это стоит нервов, нервов и нервов. (4)И сердца. (5) И психики. (6)Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.(57 слов)
(7)Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. (8)Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймете, почему в аптеке трудно купить натуральный валерьяновый корень.(37 слов)
(9)Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там, нашел ее, растущую в тени.(10)Вот растение, которому в наш суматошный век истрепанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернёт так необходимое всем нам душевное равновесие. (50 слов)
Итого:144 слова
А) Оставим без существенных изменений первое предложение: это авторский тезис, лишь исключим «вот» и заменим словосочетание (на)земном шаре словом (на) Земле: Тишина – самый большой дефицит на Земле.
Б) Ряд однородных дополнений заменим обобщающим словом транспорт.
В) Заменим придаточное предложение от шума которых современный человек не спасается даже в своем жилище словосочетанием проникая в дома.
Д) Исключим сказуемое оглушают:Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни.
Е) Объединим три парцеллированных предложения, оставив союз но, который используется как средство связи с предыдущим предложением.
;) Заменим подчеркнутые слова обобщающим понятием здоровье:
Но это стоит здоровья.
Оставим без изменений 6-е предложение, т.к. оно продолжает основную авторскую мысль, лишь заменим словосочетание (на) земном шаре словом (на)Земле:
Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка. (32 слова)
А) Исключим:
-повторы подчеркнутых слов и близких понятий;
-вводные предложения;
-придаточные предложения.
Б) Заменим:
-часть предложения ядовитые газы, которые ежедневно в больших количествах вдыхает каждый городской жительсловосочетанием грязный воздух.
В) Объединим 7 и 8 предложения:
Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень. (22 слова)
Оставим без изменений 9 предложение, т.к. оно продолжает авторскую мысль, лишь исключим слово там и причастный оборот.
Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел ее. (13 слов)
А) Исключим:
-подчеркнутую часть придаточного предложения: это лишь дополнение к уже известной информации;
-определение красивый;
-сравнение подобно матери.
Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (18 слов)
Итого: 85 слов
5.Итог урока.
- Чему был посвящен наш урок?
- Какие приёмы сжатия текста рассматривали?
6. Домашнее задание. Приложение 2.
Повторить теоретический материал урока. Продемонстрируйте полученные знания на следующем тексте. Сократите его, применив приемы сжатия.
Исходный текст
Сжатый текст
Много лет развивается новое направление в науке – позитивная психология. Его представители исследуют пути, на которых каждый может стать более счастливым. Один из методов состоит в том, чтобы просто записывать в дневник все то, что доставило нам удовольствие. Чаще всего речь идет об очень простых вещах : о прогулке солнечным днем, о неожиданной улыбке на лице строгого учителя…Поскольку это упражнение привлекает наше внимание к тому, что нас радует, уже то, что мы регулярно записываем этот позитивный опыт, улучшает настроение, и мы чувствуем удовлетворенность жизнью. (83 слова)