kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ».»

Методическая разработка урока

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».


Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его аналитические способности и побуждает выполнить информационную обработку текста. Поэтому, готовясь к сжатому изложению не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку, необходимо тренироваться выполнять разнообразные логические операции с текстами.

Урок-практикум на тему

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста, используя основные способы сжатия.

Задачи урока:

образовательные:

  • формировать структурированное восприятие и содержание текста;

  • формировать умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;

  • формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;

развивающие:

  • развивать логическое мышление, речь (в процессе анализа текста);

  • мобилизация памяти;

воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету (с помощью содержания тексов, творческой работы с ними).

Оборудование: план-конспект урока, тексты, распечатанные на отдельных карточках.



Ход урока

I. Вступительное слово учителя, постановка задачи.

– На сегодняшнем уроке мы продолжаем учиться анализировать текст и отрабатывать умение пользоваться способами и приёмами сжатия текста при написании сжатого изложения.

II. Повторение сведений о сжатом изложении.

  1. Что такое сжатое изложение?

– Сжатое изложение – это особая форма работы с текстом.

(Это краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации и сокращением второстепенной)

  1. При каком условии это задание может быть успешно выполнено?

– Основное условие успешного выполнения задачи, связанной со сжатием информации, – полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нём главное, а что второстепенное, то работа будет представлять собой случайное, удаление из исходного текста различных элементов.

III. Практическая работа.

Упражнения на понимание текста, восстановление логических связей.

- Прежде чем работать непосредственно с текстом, давайте попытаемся сами построить текст. Соедините простые предложения в сложные и правильно их расположите.

Задание 1.

Среди приведенных найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения. Соедините простые предложения в сложные с помощью слов когда, потому что, однако. В начале каких предложений надо поставить слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым?

  1. Этот обычай родился много столетий назад.

  2. Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.

  3. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.

  4. Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.

  5. Каждый встречный мог оказаться врагом.

  6. Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.

  7. Открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся».

  8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.


(6,3,1-2-5,7,8,4)

Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку. Этот обычай родился много столетий назад, когда мужчина отправлялся в путь только вооруженным, потому что каждый встречный мог оказаться врагом. Тогда открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся». Теперь этот смысл утрачен – осталось правило этикета. Однако человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.)

- Любой текст состоит из предложений, связанных по смыслу и грамматически. Характер логической связи между отдельными элементами текста выражают союзы, частицы, вводные слова и конструкции. Перед вами текст, в котором они отсутствуют.

Задание 2.

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь.

Задания:

  1. Подчеркните ключевые слова в тексте.

  2. Объедините, где нужно, простые предложения в сложные с помощью союзов потому что, так как.

  3. Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово например.

  4. Запишите логическую схему текста и выберите из списка союз, который показывает, как связаны между собой тезисы: и, или, то есть, а, но, чтобы, когда, если.

(Тезис 1 – Пример 1 – Но Тезис 2)

  1. Кратко передайте содержание текста, по возможности сохранив в пересказе «логические» слова.

(Вариант сжатого изложения:

Раньше торговали, обменивая одни товары на другие, например, металлические изделия на древесину. Но со временем любой товар стало возможным обменять на золото.)



- Обратите внимание, что при сжатии текста, необходимо понять его смысл, увидеть логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой.

IV. Повторение способов и приёмов сжатия текста.

– Ещё одним важнейшим условием для успешной работы над сжатым изложением является владение навыками сокращения текста.

– Вспомним способы сжатия текста.

Основных способов сжатия информации – два:

  • исключение второстепенной информации;

  • обобщение частной.



Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания:

в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал;

в рассуждении – к основной проблеме.



Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним ( более общим по смыслу ) словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца:

Услыхала петуха лиса: захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот подошла она к дереву и говорит: «Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красивый, и голос-то какой звонкий. Слети ко мне, красавчик».(К.Ушинский)



Вот она подошла к дереву и стала петуха хвалить, чтобы он слетел к ней.



Вот она подошла к дереву и, чтобы петух слетел к ней, стала хвалить его перышки, гребень, голос.





Какие приёмы мы можем использовать?

1. Исключение.

Исключение повторов. Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности. (Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности).

Исключение одного или нескольких из синонимов.

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.)

Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций.

Такие «знатоки», разумеется, ничему не удивляются, а следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. По моему мнению, люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди. (Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди. )

Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение.

Почему Куприн так часто менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? (Почему Куприн так часто менял свои профессии? )

Комментарий: наиболее важным из трех предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому мы можем использовать прием исключения предложений: оставить только первое из трех.

Исключение однородных членов при обобщающем слове.

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. (Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. )

Исключение одного или нескольких предложений.

Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Кажется, что всё, что можно сказать, написать по этому поводу, неоднократно написано и сказано и уже знакомо всем, как говорится, до зубной боли. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости. (Взаимоотношения подростков и родителей тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости. )

2. Обобщение.

Замена однородных членов обобщающим наименованием.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. )

Замена прямой речи косвенной.

«Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы», – ответила горничная на вопрос великой балерины. (Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья.)

Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но ни Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могут ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

(Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но никто не может ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта? )

3. Упрощение.

Слияние нескольких предложений в одно.

Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом. (Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом. )

Замена предложения или его части указательным местоимением.

Уметь дружить и любить – большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность. (Уметь дружить и любить – большое искусство. Об этом часто говорят психологи. )

Замена сложноподчинённого предложения простым.

Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. (Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. )

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

а) замена придаточного определительного синонимичным определением;

Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки. (Автомодели, снабжённые электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.)

б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом;

Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. (Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. )

в) сокращение количества частей сложного предложения.

Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания, так что мы начинаем чувствуем себя несчастными. (Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания.)

Комментарий: из двух близких по смыслу простых предложений в составе сложного («то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными») оставлено то, которое обладает большей смысловой ёмкостью в данном контексте.

Комплексное применение приёмов сжатия.

Все приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе:

Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. (Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом.)

V. Анализ текста.

- На экзамене вы должны продемонстрировать практический навык правильного сокращения текста, поэтому мы переходим к более сложному заданию. Помните, что при сжатии текста надо понять его смысл, логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой.

Прочитайте текст.

VI. Анализ текста.

– На экзамене вы должны продемонстрировать практический навык правильного сокращения текста, поэтому от мы переходим к более сложному. Помните, что при сжатии текста надо понять его смысл, логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой.

  1. Внимательно прочитайте текст (текст распечатан каждому ученику).



Текст №1

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу. Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д.С. Лихачёву) 157 слов

  1. Разделите его на три абзаца.

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

3. Определите тему и идею данного текста.

4. Выпишите ключевые слова каждого абзаца, сформулируйте микротемы.

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.


Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.


Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.


Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.



5.Напишите сжатое изложение текста.

Не забудьте, что объем вашего изложения должен быть не менее 70 слов.

VII. Итоги урока.

Давайте вспомним,

- о чём мы говорили на сегодняшнем уроке?

- какими способы сжатия текста вы можете назвать?

- какой из них вам показался наиболее доступным?



Выставление оценок за урок.



Домашнее задание:

Напишите сжатое изложение по тексту №2, используя различные способы сжатия текста.

Текст №2

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(По Д.С. Лихачёву) 172 слова




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тупицына Ольга Николаевна

Дата: 14.11.2016

Номер свидетельства: 358913

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ» "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-podghotovka-k-napisaniiu-szhatogho-izlozhieniia-v-ekzamienatsionnoi-rabotie-oge"
    ["file_id"] => string(6) "218830"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433929756"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Методическая разработка урока «Готовимся к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_gotovimsia_k_napisaniiu_szhatogho_izlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "360059"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479453838"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства