kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Обособление обстоятельств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок по теме "Обособление обстоятельств" - это урок обобщения и закрепления изученного материала по данной теме. Данный урок предполагает выполнение и достижение определённых целей и задач.

Для достижения целей и задач на уроке используются стандартные и инновационные методики, применяется мультимедиапроектор. Материал урока подобран таким образом, что активизирует внимание и память детей, развивает логическое мышление:Использование проблемно – поискового метода направлено на то, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания по теме в течение урока. Разнообразные формы и приёмы работы, а также использование ИКТ позволяют сделать урок интересным и запоминающимся.
Разработка представляет собой конспект урока русского языка и презентацию к уроку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Обособление»

Конспект урока


Предмет: русский язык

Класс: 8

Авторы УМК: Русский язык: Практика. 8кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений/ Ю.С.Пичугов, А.Ю.Купалова и др.; Под ред. Ю.С.Пичугова. – 18- е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2012.

Тема урока: «Обособление обстоятельств»

Тип урока: обобщение изученного материала

Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении обстоятельств, совершенствовать умение применять полученные знания на практике.

Задачи урока:

  • Знать условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастием, деепричастным оборотом, существительными с предлогом и способы их выражения.

  • Находить обособленные обстоятельства в текстах.

  • Правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными с предлогом.

  • Правильно использовать в речи обособленные обстоятельства.

  • Конструировать предложения с деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

  • Разграничивать деепричастия от наречий.





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент 


Когда мы улыбаемся,

Мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

Подарками судьбы.

Пусть этими подарками для вас станут хорошие оценки на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А я надеюсь на вашу активную работу на уроке

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.




Повторение изученного материала


Слайд №2.

Музыка:

Времена года. Весна. П.И. Чайковский

Звучит отрывок из стихотворения Майкова А:


Весна! Выставляется первая рама,

И в комнату шум ворвался:

И благовест ближнего храма,

И говор народа, и стук колеса…

Мне в душу повеяло жизнью и волей,

Вон даль голубая видна,..

И хочется в поле, в широкое поле,

Где, шествуя, сыплет цветами весна!


- Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла именно эти строчки?



- Объясните постановку знаков препинания в последней строчке.


- Кто мне может подсказать, какова тема урока, о чём мы будем с вами сегодня говорить?





- Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока.


- Исходя из темы урока, ребята, как вы думаете, какие цели мы должны с вами поставить сегодня перед собой?


























- Наверное, потому что сейчас весна. А весна – это самое прекрасное время года, когда всё в природе оживает, просыпается от зимней спячки.

Объясняют постановку знаков препинания в предложении.

- Об обособленных членах предложения, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, существительным с предлогом. Поэтому тема нашего урока «Обособление обстоятельств»



Записывают тему урока в тетрадь



- Повторить условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом, существительным с предлогом, находить обстоятельства в текстах, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными с предлогами, правильно использовать в речи обособленные обстоятельства как средства выразительности. (Слайд 3)


- Но прежде чем повторять и вспоминать правила обособления обстоятельств, давайте вспомним тот материал, который изучили ранее.

- Какие члены называются обособленными? Продолжи предложение Обособленные члены предложения – это …(Слайд 4)


- К обособленным определениям можно отнести… (Слайд 5)

- Вот сейчас давайте вспомним с вами условия обособления определений, а для этого выполним такое задание. А пока мы будем с вами работать, 1 учащийся будет работать самостоятельно у доски.

Работа с текстом

Записать текст.

Наутро яркое солнце съело тонкий ледок, подернувший воды. Воздух, тёплый и пахучий, задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и молодая трава, выползающая иглами.

- Объяснить орфограммы в тексте.

- Объяснить постановку знаков препинания в тексте.

- Синтаксический разбор первого предложения.

- Текст небольшой по объёму, но в нём много причастных оборотов. Какую функцию они выполняют в тексте?




- Посмотрите внимательно на текст и скажите, о каких случаях обособления определений мы с вами сегодня ещё не говорили?



- Ребята, мы вспомнили с вами условия обособления определений. А теперь давайте вспомним условия обособления обстоятельств.





- Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно.


- Причастный оборот, одиночное причастие, прилагательное.







1 учащийся работает по карточке у доски






1 учащийся объясняет орфограммы.

2 учащийся объясняет пунктограммы


3 учащийся производит синтаксический разбор предложения

- Придают тексту образность, выразительную краткость, так как обладают «энергией» глагола и живописной силой прилагательного. Они являются выразительным художественным средством в тексте.

- Всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению; определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют добавочное обстоятельственное значение причины или уступки.

Закрепление изученного материала


































Физминутка

- Сегодня нам поможет вспомнить условия обособления обстоятельств и способы их выражения моя помощница. Ей было предложено выполнить индивидуальное задание. Давайте посмотрим, как она справилась с заданием.


Карточка

Расставить знаки препинания, графически обозначить обстоятельства, объяснить постановку знаков препинания (предложения записаны на доске)


Берёзки радостно трепещут, купаясь в небе голубом.

Ручьи, журча и извиваясь, в долину гулкую спешат.

Несмотря на май, на дворе был пронизывающий холод.


- Назови условия обособления обстоятельств.

-Перечислите способы выражения обстоятельств. (Слайд 6)

-Дома вам предлагалось найти стихотворения о весне, в которых есть предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами. Ребята, вы сейчас должны внимательно прослушать строчки из стихотворений на слух, найти предложения с обособленными обстоятельствами, выписать их, графически обозначить и объяснить постановку знаков препинания.

-Давайте посмотрим, что у вас получилось, какие предложения вы выписали.

- Мы с вами славно потрудились, а теперь отдохнём

-Итак, мы с вами вспомнили и повторили условия обособления обстоятельств и способы их выражения. Но ведь есть случаи, когда обстоятельства на письме не обособляются. Чтобы вспомнить эти случаи, я предлагаю вам выполнить такое задание.

Устно.

«Исправь ошибку»

-Найдите ошибки в данных предложениях и исправьте их. (Слайд 7)

- Помните, что фразеологизмы не являются деепричастными оборотами и не выделяются на письме запятыми! ( Слайд 8)

-Какие ещё слова не обособляются и почему?



Работа с учебником.

-А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Работать вы будете по вариантам. 1 вариант – упр.502 (1,2),

2 вариант – упр.503 (1,2) стр.225

- Давайте посмотрим, как вы справились с заданием.

- Подумайте, какова была цель вашей работы?


-Какой вывод мы можем сделать?



Работа в парах.

-Чтобы проверить, насколько хорошо усвоен вами материал по обособлению обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием, деепричастным оборотом, существительным с предлогом, я предлагаю вам выполнить тест. Карточки – тесты лежат у вас на партах. (Приложение 2)

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте по ключу друг друга (Слайд 10)


-Где были допущены ошибки?


Творческое задание

-Обстоятельства расширяют представление о действиях, конкретизируют их и даже способствуют созданию образа. Попробуйте написать небольшую творческую работу, используя обособленные обстоятельства, на тему «Весна»

-Давайте посмотрим, что у вас получилось.









Ученица готовит устный ответ по теме.

Проверяют правильность выполнения задания.










Отвечает на вопрос учителя.



Учащиеся по очереди зачитывают строки из стихотворений, остальные записывают предложения с обособленными обстоятельствами. ( Приложение 1)






Зачитывают выписанные предложения, объясняют постановку знаков препинания











Читают предложения, объясняют, где допущены ошибки, и исправляют их.




Слова нехотя, молча, шутя, сидя, стоя, лёжа по значению близки к наречию образа действия и при одиночном употреблении не обособляются. (Слайд 9)



Работают самостоятельно, выполняют упр. из учебника.


Проверяют задание


-Мы вспомнили и повторили обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогом.

-Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогом, обособляются на письме





Выполняют тест.




Меняются тетрадями и проверяют работу друг друга.


Называют задания, где были допущены ошибки.



Работают самостоятельно





Учащиеся зачитывают свои работы

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


-Что делали на уроке? Что вспомнили и повторили?

-А теперь мне бы хотелось, чтобы каждый из вас оценил свой результат усвоения знаний по теме. Поднимите, пожалуйста, красные карточки те, у кого есть ещё затруднения в усвоении темы, зелёные – кто уверен в своих знаниях по теме и сегодня в этом убедился. Те, у кого есть ещё затруднения по данной теме, не отчаивайтесь. Вы обнаружили пробелы, которые вам предстоит восполнить, и у вас есть ещё для этого время.

-Сегодня мы с вами хорошо потрудились. Молодцы! Спасибо за работу!

А теперь открываем дневники, записываем домашнее задание. (Слайд 11) Выписать из

любого литературного произведения 7 предложений с обособленными

обстоятельствами или упр.380 стр.186 9 на выбор)

Отвечают на вопросы учителя


Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирают карточки соответствующего цвета


На краю стола у каждого ученика лежат карточки трех цветов: желтые, зелёные, красные.







Записывают домашнее задание





























Используемая литература

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1998.

  2. Русский язык. 8класс: поурочные планы по учебному комплексу В.В.Бабайцевой.2 – е изд., исправлен. /сост. М.Е.Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2008.

  3. Русский язык: Практика. 8кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений/ Ю.С.Пичугов, А.Ю.Купалова и др.; Под ред. Ю.С.Пичугова. – 18- е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2012.





















Приложение №1

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

( Е. Баратынский)


Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

( С.Есенин)


Под самым карнизом,

Над самым оконцем

Забралось в сосульки

Весеннее солнце.

Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…

И тают сосульки – весёлые льдинки.

(И.Демьянов)


Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

(М.Пляцковский)



Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

(Ф.Тютчев)

Весна ещё и не весна,

Но всё – таки весною веет,

И серебрясь, плывёт луна,

И снег подтаявший тускнеет.

( Н.Антонова)





























Приложение №2


Тест

  1. В предложении Затрещали кусты, заметались вершины молоденьких сосен, заскрипел оседая наст. (Б.Полевой) – обособленных членов предложения нет и знаки препинания расставлены верно.

а) да;

б) нет.


  1. Одиночно употребляемые слова: стоя, сидя, молча, не глядя – не обособляются, так как являются наречиями.

а) да;

б) нет.

3. Укажите номера предложений с обособленным обстоятельством.

1. Вздыхает трава умирая под острой певучей косой.

2. Кругом растирались поля покрытые снегом.

3. Работал он спустя рукава.

4. Старик шел согнувшись.

5. Сверкая быстро в вышине кружились искры.

6. Сорока вспорхнула и распустив хвост полетела прочь.

4. Бушуя и грозя, волны размеренно ударяли в стенку мола. В этом предложении обособлены два деепричастия и знаки расставлены верно.

а) да;

б) нет.

5. Мест в автобусе свободных не оказалось, и ехать пришлось, стоя. В этом предложении обособлено одиночное деепричастие и все знаки препинания расставлены верно.

а) да;

б) нет.

6. Указать предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

1. Успокоившись, котенок выбежал на крыльцо.

2. По снеговой пустыне спешу к вам, голову сломя.















Просмотр содержимого презентации
«обособление»

Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Ершова Саратовской области Требунской О.Я.

Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Ершова Саратовской области Требунской О.Я.

Весна! Выставляется первая рама,  И в комнату шум ворвался:  И благовест ближнего храма,  И говор народа, и стук колеса…  Мне в душу повеяло жизнью и волей,  вон даль голубая видна…  И хочется в поле, в широкое поле,  Где, шествуя, сыплет цветами весна!  А. Майков

Весна! Выставляется первая рама, И в комнату шум ворвался: И благовест ближнего храма, И говор народа, и стук колеса… Мне в душу повеяло жизнью и волей, вон даль голубая видна… И хочется в поле, в широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна!

А. Майков

Цель:

Цель:

  • Повторить условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастием, деепричастным оборотом, существительным с предлогом.
  • Находить обстоятельства в текстах.
  • Правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, существительным с предлогом.
  • Правильно использовать в речи обособленные обстоятельства.
ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Обособленные члены предложения – это  члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно.

ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

Обособленные члены предложения – это

члены

предложения, выделяемые по смыслу и интонационно.

Обособленные обстоятельства Обособленные обстоятельства выражаются Одиночным деепричастием Существительными с предлогами Деепричастным оборотом

Обособленные обстоятельства

Обособленные обстоятельства выражаются

Одиночным деепричастием

Существительными с предлогами

Деепричастным оборотом

Исправь ошибку Он работал на поле, спустя рукава. Сергей остановился, и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошёл дальше. Это гимнастическое упражнение выполняют, лёжа. Телефонист сидел, обхватив колени, и опершись на них лбом.

Исправь ошибку

Он работал на поле, спустя рукава.

Сергей остановился, и, прислушиваясь к удаляющимся

шагам, пошёл дальше.

Это гимнастическое упражнение выполняют, лёжа.

Телефонист сидел, обхватив колени, и опершись на них лбом.

Помните о том, что фразеологизмы сложа руки, сломя голову, спустя рукава, затаив дыхание и др. не являются деепричастными оборотами! Не выделяются на письме запятыми!  Он трудился не покладая рук. Он сидел сложа руки. Он смотрел затаив дыхание .

Помните о том, что фразеологизмы

сложа руки, сломя голову, спустя рукава, затаив дыхание и др.

не являются деепричастными оборотами!

Не выделяются на письме запятыми!

  • Он трудился не покладая рук.
  • Он сидел сложа руки.
  • Он смотрел затаив дыхание .

При одиночном употреблении не обособляются слова молча, сидя, стоя, лёжа, нехотя, шутя, не глядя Все молча слушали его.

При одиночном употреблении не обособляются слова молча, сидя, стоя, лёжа, нехотя, шутя, не глядя

Все молча слушали его.

Ключ к тесту: Оцени свои знания:

Ключ к тесту:

Оцени свои знания:

Выписать из любого литературного произведения  7 предложений С обособленными обстоятельствами Или упражнение №380стр.186

Выписать из

любого

литературного

произведения

7 предложений

С обособленными

обстоятельствами

Или упражнение №380стр.186

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.pravoslavie.ru%2Fsas%2Fimage%2Fp040623_grachi.jpg&text=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8&noreask=1&pos=0&lr=194&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.pravoslavie.ru%2Fsas%2Fimage%2Fp040623_grachi.jpg&text=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8&noreask=1&pos=0&lr=194&rpt=simage


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Обособление обстоятельств"

Автор: Требунская Ольга Яковлевна

Дата: 19.08.2015

Номер свидетельства: 225920

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Интегрированный урок русского и татарского языков в 8 классе на тему: "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами""
    ["seo_title"] => string(149) "intieghrirovannyi-urok-russkogho-i-tatarskogho-iazykov-v-8-klassie-na-tiemu-obosobliennyie-obstoiatiel-stva-vyrazhiennyie-dieieprichastnymi-oborotami"
    ["file_id"] => string(6) "261400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449132869"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Урок русского языка в 8 классе на тему: "Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами" "
    ["seo_title"] => string(125) "urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-obosobliennyie-obstoiatiel-stva-vyrazhiennyie-sushchiestvitiel-nymi-s-priedloghami"
    ["file_id"] => string(6) "179964"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425105314"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок русского языка в 8 классе на тему: "Обособленные обстоятельства" "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-obosobliennyie-obstoiatiel-stva"
    ["file_id"] => string(6) "179969"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425105656"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "открытый урок русского языка в 9 классе на тему \\\"Обособленные  обстоятельства\\" "
    ["seo_title"] => string(83) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-9-klassie-na-tiemu-obosobliennyie-obstoiatiel-stva"
    ["file_id"] => string(6) "156994"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421513968"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "«Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами» "
    ["seo_title"] => string(80) "obosoblieniie-obstoiatiel-stv-vyrazhiennykh-sushchiestvitiel-nymi-s-priedloghami"
    ["file_id"] => string(6) "182404"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425523533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства