Повторение изученного материала | Слайд №2. Музыка: Времена года. Весна. П.И. Чайковский Звучит отрывок из стихотворения Майкова А: Весна! Выставляется первая рама, И в комнату шум ворвался: И благовест ближнего храма, И говор народа, и стук колеса… Мне в душу повеяло жизнью и волей, Вон даль голубая видна,.. И хочется в поле, в широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна! - Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла именно эти строчки? - Объясните постановку знаков препинания в последней строчке. - Кто мне может подсказать, какова тема урока, о чём мы будем с вами сегодня говорить? - Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока. - Исходя из темы урока, ребята, как вы думаете, какие цели мы должны с вами поставить сегодня перед собой? | - Наверное, потому что сейчас весна. А весна – это самое прекрасное время года, когда всё в природе оживает, просыпается от зимней спячки. Объясняют постановку знаков препинания в предложении. - Об обособленных членах предложения, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, существительным с предлогом. Поэтому тема нашего урока «Обособление обстоятельств» Записывают тему урока в тетрадь - Повторить условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом, существительным с предлогом, находить обстоятельства в текстах, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными с предлогами, правильно использовать в речи обособленные обстоятельства как средства выразительности. (Слайд 3) |
| - Но прежде чем повторять и вспоминать правила обособления обстоятельств, давайте вспомним тот материал, который изучили ранее. - Какие члены называются обособленными? Продолжи предложение Обособленные члены предложения – это …(Слайд 4) - К обособленным определениям можно отнести… (Слайд 5) - Вот сейчас давайте вспомним с вами условия обособления определений, а для этого выполним такое задание. А пока мы будем с вами работать, 1 учащийся будет работать самостоятельно у доски. Работа с текстом Записать текст. Наутро яркое солнце съело тонкий ледок, подернувший воды. Воздух, тёплый и пахучий, задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и молодая трава, выползающая иглами. - Объяснить орфограммы в тексте. - Объяснить постановку знаков препинания в тексте. - Синтаксический разбор первого предложения. - Текст небольшой по объёму, но в нём много причастных оборотов. Какую функцию они выполняют в тексте? - Посмотрите внимательно на текст и скажите, о каких случаях обособления определений мы с вами сегодня ещё не говорили? - Ребята, мы вспомнили с вами условия обособления определений. А теперь давайте вспомним условия обособления обстоятельств. | - Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно. - Причастный оборот, одиночное причастие, прилагательное. 1 учащийся работает по карточке у доски 1 учащийся объясняет орфограммы. 2 учащийся объясняет пунктограммы 3 учащийся производит синтаксический разбор предложения - Придают тексту образность, выразительную краткость, так как обладают «энергией» глагола и живописной силой прилагательного. Они являются выразительным художественным средством в тексте. - Всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению; определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют добавочное обстоятельственное значение причины или уступки. |
Закрепление изученного материала Физминутка | - Сегодня нам поможет вспомнить условия обособления обстоятельств и способы их выражения моя помощница. Ей было предложено выполнить индивидуальное задание. Давайте посмотрим, как она справилась с заданием. Карточка Расставить знаки препинания, графически обозначить обстоятельства, объяснить постановку знаков препинания (предложения записаны на доске) Берёзки радостно трепещут, купаясь в небе голубом. Ручьи, журча и извиваясь, в долину гулкую спешат. Несмотря на май, на дворе был пронизывающий холод. - Назови условия обособления обстоятельств. -Перечислите способы выражения обстоятельств. (Слайд 6) -Дома вам предлагалось найти стихотворения о весне, в которых есть предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами. Ребята, вы сейчас должны внимательно прослушать строчки из стихотворений на слух, найти предложения с обособленными обстоятельствами, выписать их, графически обозначить и объяснить постановку знаков препинания. -Давайте посмотрим, что у вас получилось, какие предложения вы выписали. - Мы с вами славно потрудились, а теперь отдохнём -Итак, мы с вами вспомнили и повторили условия обособления обстоятельств и способы их выражения. Но ведь есть случаи, когда обстоятельства на письме не обособляются. Чтобы вспомнить эти случаи, я предлагаю вам выполнить такое задание. Устно. «Исправь ошибку» -Найдите ошибки в данных предложениях и исправьте их. (Слайд 7) - Помните, что фразеологизмы не являются деепричастными оборотами и не выделяются на письме запятыми! ( Слайд 8) -Какие ещё слова не обособляются и почему? Работа с учебником. -А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Работать вы будете по вариантам. 1 вариант – упр.502 (1,2), 2 вариант – упр.503 (1,2) стр.225 - Давайте посмотрим, как вы справились с заданием. - Подумайте, какова была цель вашей работы? -Какой вывод мы можем сделать? Работа в парах. -Чтобы проверить, насколько хорошо усвоен вами материал по обособлению обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием, деепричастным оборотом, существительным с предлогом, я предлагаю вам выполнить тест. Карточки – тесты лежат у вас на партах. (Приложение 2) -Обменяйтесь тетрадями и проверьте по ключу друг друга (Слайд 10) -Где были допущены ошибки? Творческое задание -Обстоятельства расширяют представление о действиях, конкретизируют их и даже способствуют созданию образа. Попробуйте написать небольшую творческую работу, используя обособленные обстоятельства, на тему «Весна» -Давайте посмотрим, что у вас получилось. | Ученица готовит устный ответ по теме. Проверяют правильность выполнения задания. Отвечает на вопрос учителя. Учащиеся по очереди зачитывают строки из стихотворений, остальные записывают предложения с обособленными обстоятельствами. ( Приложение 1) Зачитывают выписанные предложения, объясняют постановку знаков препинания Читают предложения, объясняют, где допущены ошибки, и исправляют их. Слова нехотя, молча, шутя, сидя, стоя, лёжа по значению близки к наречию образа действия и при одиночном употреблении не обособляются. (Слайд 9) Работают самостоятельно, выполняют упр. из учебника. Проверяют задание -Мы вспомнили и повторили обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогом. -Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогом, обособляются на письме Выполняют тест. Меняются тетрадями и проверяют работу друг друга. Называют задания, где были допущены ошибки. Работают самостоятельно Учащиеся зачитывают свои работы |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | -Что делали на уроке? Что вспомнили и повторили? -А теперь мне бы хотелось, чтобы каждый из вас оценил свой результат усвоения знаний по теме. Поднимите, пожалуйста, красные карточки те, у кого есть ещё затруднения в усвоении темы, зелёные – кто уверен в своих знаниях по теме и сегодня в этом убедился. Те, у кого есть ещё затруднения по данной теме, не отчаивайтесь. Вы обнаружили пробелы, которые вам предстоит восполнить, и у вас есть ещё для этого время. -Сегодня мы с вами хорошо потрудились. Молодцы! Спасибо за работу! А теперь открываем дневники, записываем домашнее задание. (Слайд 11) Выписать из любого литературного произведения 7 предложений с обособленными обстоятельствами или упр.380 стр.186 9 на выбор) | Отвечают на вопросы учителя Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирают карточки соответствующего цвета На краю стола у каждого ученика лежат карточки трех цветов: желтые, зелёные, красные. Записывают домашнее задание |