Урок по русскому языку в 6-м классе "Путешествие в страну Лингвистику"
Урок по русскому языку в 6-м классе "Путешествие в страну Лингвистику"
Обобщающий урок по русскому языку "Путешествие в страну Лингвистику" позволяет в игровой и увлекательной форме повторить и систематизировать изученное по основным разделам русского языка (фонетике,словообразованию, лексике,фразеологии, орфографии, морфологии, синтаксису, пунктуации),а также способствует воспитанию культуры устной и письменной речи, развитию творческих способностей учащихся, умению работать в команде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 6-м классе "Путешествие в страну Лингвистику"»
Обобщающий урок по русскому языку в 6-ом классе
«Путешествие в страну Лингвистику»
Цели:
Создать условия для обобщения изученного по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
Способствовать формированию умения применять полученные знания на практике.
Содействовать воспитанию культуры устной и письменной речи, умению работать в команде, развитию творческих способностей учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
Класс делится на 4 команды. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.
2. Вводная часть
- Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”
Ответ:
Л
И
Н
Г
В
И
С
Т
И
К
А
- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)
- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.
3. Основная часть
- Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?
1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА
- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции “Оживи бабочку”.
- На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).
Загадки.
1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)
Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Далеко мой стук слышится вокруг, Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
- Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.
- Проверим ваши ответы.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.
2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
- Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию.
Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли
- Назовите способ образования слов.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.
3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА
- Отгадайте шарады “Из волшебного короба”
Учитель читает шарады:
1 команда
Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)
2 команда
Начало слова – лес, конец – стихотворение, А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)
3 команда
Начало – голос птицы, конец на дне пруда, А целое в музее найдете без труда. (Картина)
4 команда
Начало деревом зовется, конец – местоимение.
Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.
4. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ
- Конкурс капитанов “Отгадай фразеологизм и объясни его значение”
Ответ: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, на воре и шапка горит
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.
5. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ
- Игра “Третий лишний”. Вставьте пропущенную орфограмму “Правописание приставок пре-, при-”, найдите лишнее слово и объясните свой выбор.
1 команда
1.Пр…бежать домой
2.Пр…жадный мальчик
3.Пр…крутил шуруп
3 команда
1.Пр…шел в школу
2.Пр…длинная веревка
3.Пр…клеил марку
2 команда
1.Пр…летел в гнездо
2.Пр…добрая девочка
3.Пр…вязал бант
4 команда
1.Пр…плыл к берегу
2.Пр…мудрый пескарь
3.Пр…шил пуговицу
Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.
6. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ
Отгадайте кроссворд.
Кроссворд.
Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
Как называется изменение имен существительных?
Какой частью речи является определяемое слово у причастия?
Определи часть речи выделенного слова:
Снежное покрывало землю покрывало.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.
7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС
- Соберите предложение, выполнив ряд действий ( раздаточный материал “Синтаксис”)
1. Из предложения
Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы
возьмите определение, выраженное причастием, и согласуйте его с существительным листья.
2. Из предложения
Пушкин очень любил осень
возьмите дополнение.
3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения
Осень щедро одаривает леса краской.
4. Добавьте сказуемое из предложения
Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.
5. Из предложения
Куда ведете нас, дороги?
возьмите имя существительное, которое является обращением.
Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.
8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ
- Игра “Шифровальщик” (раздаточный материал “Пунктуация”)
- Расставьте знаки препинания в схемах.
- Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.