kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку в 6 классе Имя числительное как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является первым, вводным уроком по изучению имени числительного. В начале урока обучающиеся повторяют морфологические признаки всех ранее изученных частей речи и самостоятельно приходят к теме урока. В этом и заключен смысл проблемного вопроса, который решается на протяжении всего урока. ребята сами решают поставленные задачи и приходят в верным ответам. Учитель лишь проводник. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по русскому языку в 6 классе Имя числительное как часть речи »

Урок по русскому языку в 6 классе ( автор Седова Е.А)

Имя числительное как часть речи

Цели урока: усвоить понятие об имени числительном как части речи; сформировать умение находить числительное среди других слов со значением числа, определять разряд числительного;

формировать культуру умственного труда на основе анализа, синтеза, сравнения и группировки.

Оборудование: учебник Русский язык 6, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, тетрадь, таблица, раздаточный материал ( текст).

План урока:

  1. Начало урока

а) работа над скороговоркой;

II. Повторение изученного материала

а) фронтальный опрос

б) письменное задание

III. Усвоение нового материала;

IV. Формирование умения применять новый материал;

V. Подведение итогов и выставление оценок;

VI. Объяснение домашнего задания.;

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Здравствуйте!

Дети садятся.

  1. а) Ребята, на доске записана скороговорка: Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. ( читаю ее медленно). Давайте медленно прочитаем эту скороговорку, при этом рукой будем отстукивать темп нашего чтения.

Читают хором медленно, отстукивая темп рукой.

- Хорошо. А теперь усложним нашу задачу, и второе прочтение будет быстрее, но тоже под постукивание.

Проговаривают скороговорку быстрее

- Молодцы! Дома вы должны будете подготовить быстрое произношение данной скороговорки.

Записывают в дневники: подготовить быстрое чтение скороговорки

- Скажите, пожалуйста, какие звуки необходимо правильно артикулировать при правильном произношении скороговорки

Отвечают хором: Ч-Р-Т

- А с какой интонацией можно произнести эту скороговорку?

Насмешка ( читает один ученик)

Вопрос ( читает один ученик)

Удивление ( читает один ученик)

- Что такое логическое ударение?

Логическое ударение- средство смыслового выделения какой-либо значимой единицы высказывания ( слово)

- На какие слова в данной скороговорке может падать логическое ударение

На все слова

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

- А что меняется при смене логического ударения?

Меняется смысловой центр

  1. а) Назовите слова известных вам частей речи , которые мы с вами изучали

Имя прилагательное: черненьких , чумазеньких , черными

Имя существительное: чертенка, чертеж, чернилами

Глагол: чертили.

- Докажите, что слово чертили является глаголом

Слово чертили является глаголом, так как обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делали, стоит в форме прошедшего времени, множественного числа.

- Определите склонение, падеж, число и род у имен существительных чертеж, чернилами

Чертеж – мужской род, 2 склонение, винительный падеж, единственное число.

Чернилами – это слово всегда употребляется во множественном числе, в творительном падеже

- Вспомните морфологические признаки имен прилагательных

Постоянные морфологические признаки имен прилагательных – это разряд( качественные, относительные и притяжательные). Непостоянные признаки – род, число, падеж, степень сравнение.

- Определите морфологические признаки у прилагательного черными

Черными – это качественное прилагательное, стоит в творительном падеже, во множественном числе.

б) Откройте тетради, запишите число, классная работа. Оставьте одну строчку для темы.

Восьмое февраля

Классная работа

- Сделайте морфологический разбор слов из скороговорки

1 вариант – чернилами

2 вариант - чумазеньких

3 вариант – чертили.

По одному человеку делают у доски, остальные – в тетради

Чернилами – им. сущ., ( чем?, что?)

  1. Н.ф.: чернила

  2. Пост.пр.: неодуш., нариц., мн.ч.

Непост.пр.: в тв.п.

  1. Чертили ( чем?) чернилами

Чумазеньких – им. прил., ( каких?)

  1. Н.ф.: чумазенький

  2. Пост.пр.: качеств.

Непост.пр.: во множ.ч., в им.п.

  1. Чертенка ( каких?) чумазеньких

Чертили – глагол, ( что делали?)

  1. Н.ф.: чертить

  2. Пост.пр.: несов. вид, 2 спр.,

Непост.пр.: в прош.вр., во мн.ч.

  1. Четыре чертенка ( что делали?) чертили

- Проверяем. Молодцы! ( имя ученика) анализ его работы у доски, оценка.


III.- Скажите, а какое слово мы не разбирали?

Четыре

- А как вы думаете, почему? Что оно обозначает?

Оно обозначает количество предметов, это имя числительное

- Сегодня мы с вами начинаем изучать имя числительное. Так как будет звучать тема нашего урока?

Имя числительное

Но если точнее Имя числительное как часть речи

Записывают тему урока

- Давайте попробуем задать вопрос к числительному Четыре

Чертенка ( сколько?)

- Хорошо. А что обозначает имя числительное?

Количество предметов

- А как вы думаете, как изменяется имя числительное?

По падежам. ( четырех чертят, четырьмя чертятами)

- Молодцы! А теперь проверим, насколько близки мы были к истине. Открываем учебник страницу 144 и читаем что же такое имя числительное. Читает ученик

  1. Имя числительное — часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также поря­док предметов при счёте. Имена числительные отвеча­ют на вопросы сколько? и какой?

  2. Имена числительные делятся на количествен­ные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам.

  3. Имена числительные могут быть разными члена­ми предложения.

Применяя данное определение, рассуждайте так: Четыре кни­ги лежат на столе. Сколько книг? Четыре. Это количественное числительное. С существительным книги оно образует словосоче­тание, которое является одним членом предложения — подлежащим. Рассмотрите рисунок на восьмой странице. На какой странице? На восьмой. Слово восьмой — порядковое числительное. В предложении является определением.


- Посмотрите на таблицу, которая висит у доски. Она нам показывает, что имена числительные делятся на количественные и порядковые. Спишите эту таблицу в тетрадь

Разряды числительных по значению

Количественные числительные.

Количественные числительные обозначают количество предметов при счёте (два стола, сто рублей) или отвлечённое число (два, сто) и отвечают на вопрос сколько?

Порядковые числительные

Порядковые числительные обозначают порядковый номер предметов при счёте, то есть порядковые числительные, указывая на порядковый номер предмета, обозначают один предмет. Первый день, пятнадцатый день.

- Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.


IV.У вас на парте лежит карточка, на ней написаны слова, имеющее числовое значение. Выпишите только имена числительные.

1) один, одиночка, одиночество;

2) пятёрка, пятерня, пять;

3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.


Обучающиеся выписывают числительные один, пять, четыре.

- Что вы делали для того, чтобы справиться с этим заданием?

Задавали вопрос и думали, можно ли это слово записать цифрой


- Молодцы! А теперь наши руки отдохнут, и мы в это время с вами вспомним литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов.


Ответ: А.Дюма "Три мушкетёра", С.Маршак "Двенадцать месяцев", Ж.Верн "Двадцать тысяч лье под водой" и др



- Сейчас я вам прочитаю стихотворение-ребус. А вы посчитайте, сколько числительных в этом стихотворении.


У простого сторожа

Непросторный дом:

Часто в нём стоножка

Бродит под столом.

Дорожит стоножка

Чистотою ног

И столичной ваксой

Чистит сто сапог.

Вместо двух непросто

Вычистить все сто,

Сразу столько обуви

Не носил никто!


Ответ: три (сто (2 р.), двух)

- Хорошо. А теперь записываем упражнение 345. Вы выписываете все имена числительные в два столбика: количественные и порядковые. Затем подчеркиваете имена числительные как члены предложения в предложениях 3-6.

1. Вход..т семь богатырей, семь румяных ус..чей. 2. С первого щ..лка прыгнул поп до потолка; со второго щ..лка л..шился оп языка, а с третьего щ..лка вышибло ум у старика. 3. Три девицы под окном пряли поз..но вечерком. 4. В третий раз закинул он невод, приш..л невод с одной ры..кой. (А. Пушкин.) Три — нечётное число. 6. Семь и четыре — одиннадцать.

Количественные числ. Порядковые числит.

Семь с первого

Три со второго

Четыре с третьего

Одиннадцать в третий

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. 4. В третий раз закинул он невод, пришёл невод с одной рыбкой. (А. Пушкин.) Три — нечётное число. 6. Семь и четыре — одиннадцать.

- Проверяем, какие количественные числительные встретились вам в упражнении, какие порядковые? Какими членами предложения являются имена числительные? А если числительное, обозначающее количество, сочетается с существительным, как подчеркивается это существительное и почему?

Количественное числительное в сочетании с именем существительным являются одним членом предложения.

- Сейчас устно объясним орфограммы, встретившиеся в этом упражнении

Входит- окончание –ит, так как 2 спряжение ( входить)

Усачей – в корне пишется А, так как проверочное слово Усач

Щелка- в корне пишется Е, проверочное слово щёлкнет

Лишился – в корне пишется И, проверочное слово лишний

Поздно – пишется непроизносимая буква Д, проверочное слово опоздать

Пришел – пишется ё, проверочное слово шедший

Рыбкой – в корне пишется б, так как проверочное слово рыба.

V.Вот и подходит к концу наш урок. Сегодня мы с вами познакомились с новой для нас часть речи- это имя числительное.

-Что называется именем числительным?




- Какими членами предложения могут быть имена числительные?

- На какие разряды делятся имена числительные?






Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также поря­док предметов при счёте. Имена числительные отвеча­ют на вопросы сколько? и какой?

Имена числительные могут быть разными члена­ми предложения.

Имена числительные делятся на количествен­ные и порядковые.




- Вы сегодня хорошо работали на уроке. Все активно принимали участие в работе. Молодцы! Оценки получили………( анализ их работы, советы)


VI.Открываем дневники, записываем домашнее задание:

- у вас уже записано, подготовить быстрое чтение скороговорки;

- составить в тетради схему на основе изученного нового материала об имени числительном;

- упражнение 347, списать, правильно употребляя имена числительные, в нужном падеже.


Самыми высокими растениями являются австралийские эвка­липты. Они достигают 150 (сто пятьдесят, ста пятидесяти) мет­ров. Ель вырастает до 60 (шестьдесят, шестидесяти) метров, со­сна — до 48 (сорок восемь, сорока восьми) метров. Берёзка быва­ет высотой около 36 (тридцать шесть, тридцати шести) метров, а дуб — до 25 (двадцать пять, двадцати пяти) метров. Богат и раз­нообразен мир живой природы, и человек должен беречь его.


Самыми высокими растениями являются австралийские эвка­липты. Они достигают ста пятидесяти мет­ров. Ель вырастает до шестидесяти метров, со­сна — до сорока восьми метров. Берёзка быва­ет высотой около тридцати шести метров, а дуб — до двадцати пяти метров. Богат и раз­нообразен мир живой природы, и человек должен беречь его.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
урок по русскому языку в 6 классе Имя числительное как часть речи

Автор: Седова Елена Александровна

Дата: 26.09.2014

Номер свидетельства: 114956

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Открытый урок по русскому языку в 6 классе "Имя числительное как часть речи""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_v_6_klassie_imia_chislitiel_noie_kak_chast_riec"
    ["file_id"] => string(6) "464794"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522748823"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) ""Имя числительное как часть речи" конспект урока по русскому языку в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(84) "imia-chislitiel-noie-kak-chast-riechi-konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "159473"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421911572"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Тема: Имя числительное как часть речи."
    ["seo_title"] => string(37) "tiemaimiachislitielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "267754"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450453151"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "урок русского языка на тему "Имя числительное как часть речи""
    ["seo_title"] => string(58) "urokrusskoghoiazykanatiemuimiachislitielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "298525"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456337088"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Имя числительное как часть речи»  с применением технологии  проблемного обучения,  исследовательской работы"
    ["seo_title"] => string(108) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiaissliedovatielskoiraboty"
    ["file_id"] => string(6) "280370"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368049"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства