Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме: «Строение сложноподчиненного предложения».»
Урок по технологии дифференцированного обучения.
Тема: «Строение сложноподчиненного предложения».
Тип урока: объяснение нового материала
Цели:
1. Образовательная – создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, узнают строение сложноподчиненного предложения, познакомятся с особенностями присоединения придаточного к главному.
2.Развивающая – формирование новых понятий через актуализацию прежних знаний, научаться отличать союз от союзного слова
3.Воспитательная – воспитание культуры общения в группах, нравственные качества.
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке вы узнаете строение СПП;
Научитесь отличать союз от союзного слова;
Познакомитесь с особенностями присоединения придаточного предложения к главному.
II. Актуализация прежних знаний.
Чтобы разобраться в новом материале этого урока, нужно знать, на какие виды делятся сложные предложения в зависимости от способа связи между частями? Для работы используется Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка в 9 классе.
Укажите верные утверждения:
1.В ССП части связаны между собой интонацией сочинительным союзом?
2.В БСП части связаны между собой союзным словом?
3. В СПП части между собой связаны интонацией и подчинительным союзом или союзным словом?
4. В ССП части связаны между собой интонацией и союзным словом?
III. Работа с лингвистическим текстом учебника с. 37.
Задание учащимся: прочитайте текст, запомните содержание. После чтения нужно составит схему.
IV. Составление схемы все вместе.
СПП
Указательные слова: 1.
там, тот, туда… 2. 2.
3.
4.
Интонации, союза и союзного слова
ЧТО, КОГДА, КАК
Союз можно опустить . 1. Заменить другим союзным словом.
Союз можно заменить. 2. Заменить словом из главной части.
Не является членом предложения. 3. Является членом предложения.
V. Актуализация знаний по схеме.
Учащиеся задают друг другу вопросы на понимание.
1.Докажите, что это СПП?
2. Каковы средства связи между главным и придаточным?
3. Как отличить сою от союзного слова?
4. Позиция главного по отношению к придаточному?
VI. Закрепление нового материала. Работа в разноуровневых
группах с консультантами.
Задание I группе.
Задание: спишите, определите союз или союзное слово связывает главное предложение с придаточным, объясните почему.
1. Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максимыча.
Задание: спишите, расставляя знаки препинания и включая в главное указательное слово. Начертите схему.
2. Нас встречали…где был назначен общий сбор участников соревнований.
Задание II группе.
Задание: спишите, определите союз или союзное слово связывает главное предложение с придаточным, объясните почему.
1.Ясно было, что старика огорчало небрежение Печорина.
Задание: спишите, расставляя знаки препинания и включая в главное указательное слово. Начертите схему.
2.Мы не сразу нашли на небе…звезду о которой нам рассказывали в планетарии.
Задание III группе.
Задание: спишите, определите союз или союзное слово связывает главное предложение с придаточным, объясните почему.
1.Что сталось со старухой и бедным слепым, не знаю.
Задание: спишите, расставляя знаки препинания и включая в главное указательное слово. Начертите схему.
2. Я приду к тебе… когда ты будешь свободен.
VII. Обратная связь. Проверка заданий, один ученик от группы объясняет, другие задают вопросы на понимание.
VIII.Работа в группах разной познавательной активности.
Задание I группе.
Задание: спишите, включая пропущенные союзы и союзные слова и расставляя знаки препинания.
1.В библиотеке мы спросили… нам прочитать о « Слове о полку Игореве».
2. Библиотекарь ответил…есть новое издание «Слова…» с несколькими переводами вступительной статьей и комментариями и показал его нам.
3. Мы спросили… нам пройти к почте.
4. Мы увидели эту книгу на витрине книжного магазина… возвращались домой.
5. Мы подошли к реке… начинался лес.
6. К городку… мы жили вели две дороги.
Задание II группе.
Работа с ЦОРами (приложение №1).
Задание III группе.
Задание: продолжите сложноподчиненные предложения так, чтобы их можно было использовать при проведении диспута о фильме «Школа».
1.Я не могу понять,…
2. На основании этого фильма можно сделать вывод,…
3. Я убеждена в том,…
4. От нас требуется, чтобы…
IХ. Проверка выборочно заданий 1 и 3 группы.
Х. Рефлексия. Узнали что? Научились чему? Что получилось лучше всего?