Бушманова Виктория Вячеславовна
учитель начальных классов
МОУ гимназия №9 Воронеж
Урок обучения грамоте (письмо)
Тема: Письмо строчной и прописной букв Оо
Цели:
обучающая: учить писать буквы О о, верхнее и среднее соединение с другими буквами;
развивающая: развивать умение составлять предложения, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление ;
воспитывающая: воспитывать культуру поведения, любовь к животным, любовь к родному городу, аккуратность при выполнении письменных работ.
Оборудование: учебник- тетрадь по русскому языку, ИКТ.
Ход урока
1. Орг. момент.
(слайд 1)
Сегодня в нашем классе много гостей. А когда гости приходят в гости? (… на день рождения)
И сегодня гости у нас не просто так, их всех и нас с вами пригласили на день рождения, а вот к кому, вы узнаете позже!
Ребята, а как нужно вести себя, когда приходишь к другу на день рождения? (приходить вовремя, нарядным, приносить подарки, не баловаться)
2. Выделение звука из слова.
– На день рождения нужно ходить с подарками, посмотрите, что мы возьмём с собой. (На экране появляются картинки). – назовите. (слайд 2)
– торт, цветок.
– Что общего у слов? (звук о)
– Какой буквой обозначается?
Буква о сегодня именинница. (слайд 3)
– Чтобы войти к ней в дом нужно знать код ключа. Код состоит из 2 частей.
Запишите схему к слову цветок. (слайд 4)
выполняется коллективно
– сколько слогов?
– какой слог ударный?
– какой звук обозначает буква о?
– схему к слову торт выполните самостоятельно.
– сколько слогов?
– будем ставить ударение?
3. Работа в прописи.
Мы смогли открыть дверь и вошли, сейчас мы подарим подарок, а что нужно помнить, когда даришь подарок? (слайд 5)
– мы принесли ей 2 зверушки- это слон и крот.
Как вы думаете, почему именно их? (в них звук о)
– Ребята, букве о они понравились и она уже поселила их на свою страничку 8.
– Чтобы они стали ещё красивее, давайте их раскрасим.
(пока дети раскрашивают идёт беседа)
– Буква о очень любит животных, кто из вас тоже любит животных. А что значит их любить? (заботиться)
– Антуан Экзюпери сказал «Мы в ответе за тех, кого приручили» (слайд 6)
– как вы понимаете это выражение?
– Какой слон? Какой крот? (большой-маленький)
– Как называются эти слова? – слова антонимы.
– Сегодня мы будем писать букву о большую – прописную и маленькую – строчную.
Цель нашего урока научиться писать аккуратно букву о и соединения с ней. Наша аккуратность будет самым лучшим подарком для именинницы.
4. Работа с пословицей.
Ребята, буква для нас приготовила пословицу, которую мы должны запомнить, она поможет нам в работе. (слайд 7)
Пословица: Пишут не пером, а умом.
– как понимаете пословицу?
– помните её, когда будем писать буквы.
5. Написание букв.
а)– на что похожа буква о? (слайд 8)
– сколько элементов?
– ставлю точку-помощницу на середину рабочей строки, веду вниз, закругляю, обвожу (письмо в воздухе, самостоятельное написание) (слайд 9)
б)-Для чего нужна прописная буква О? (начинать предложения, имена собственные) (слайд 10)
– чем отличается строчная от прописной, из каких элементов состоит?
– в) Напиши чередуя ОоОо (слайд 11)
6. Физминутка.
(слайд 12)
На день рождения есть традиция петь имениннику песню «Каравай»
– Дети встают из- за парт и поют, показывая движения.
Как на буквы именины испекли мы каравай,
вот такой вышины, вот такой низины,
вот такой ширины, вот такой узены,
каравай, каравай, кого хочешь выбирай,
выберешь, поставишь, танцевать заставишь.
7. Написание соединений.
– Посмотрите, в тетради буква о уже выбрала себе буквы- подружки. (слайд 13)
– написание соединений Оу, Ос, Ог
– придумайте слова в которых будут буквы оу (укол, дупло, полукруг…)
– продолжи ос- (ослик, остаток, остановка…)
– продолжи ог- (огород, ограда, огонь…)
– придумай слова, которые оканчиваются она ог (рог, порог, творог…)
– это слова рифмы.
8. Письмо слов.
Ребята, подарки мы подарили, песню спели, а теперь буква о хочет познакомить вас со своим увлечением.
– Прочитайте на следующей строке. (фауна) (слайд 14)
– кто знает значение этого слова? (Фауна – мир животных, это слово пришло к нам из латинского языка) – напишите его, какого представителя фауны мы видим на картинке? (коала)
– напишите слово. (слайд 15)
– Ребята, буква о очень любит животных, любит изучать их жизнь, помогает им. Как мы с вами можем помочь животным?
– Где, живя в городе, можно увидеть разных животных? (в зоопарке)
9. Поход в зоопарк.
(слайд 16)
О приглашает вас в зоопарк, обведите буквы в этом слове и мы отправимся в зоопарк, который находится в нашем городе Воронеже.
– Воронежский зоопарк находится в парке Авиастроителей, на улице Полины Осипенко.
Воронежский зоосад открылся в декабре 1994 года. На день открытия он состоял из одного зала, но с годами превратился в сооружение с аквариумным залом, залом рептилий и животных, конюшней, залом птиц и зимним садом. Самыми первыми в зоосаде появились крокодилы, медведи, обезьяны, осёл. Особой достопримечательностью и гордостью зоосада является коллекция экзотических растений, таких как банановая трава, гранат, грейпфрут, лимон, фейхоа, мандарин, кофейное дерево и множество комнатных цветов.
В зоосаде открыто 5 залов. Экспозиция выставки составляет 967 животных: 20 видов рыб, 20 видов рептилий, 24 вида птиц, 30 видов млекопитающих, 2 вида амфибий. В августе 2009 года в зоосаде появился двухмесячный котенок амурского тигра.
– Ваша задача не только смотреть на животных, но запомнить их и назвать животных в названиях которых есть буква о. (слайд 17-24)
– Каких животных вы запомнили?
– В названии каких животных есть звук о? (слайд 25)
– Составьте предложения устно
1 ряд про пони,
2 ряд про енота,
3 ряд про ослика.
10. Гимнастика для глаз.
(слайд 26)
– Пока мы были в зоопарке, к букве о пришёл ещё один гость он принес цветы.
11. Работа с предложением.
– Какой подарок он принёс, вы узнаете, если прочитаете предложение.
– Что называется предложением.
– прочитайте. (слайд 27)
– Говорят, что книга лучший подарок, вы согласны?
– Сколько слов в предложении?
– Почему первое слово написано с большой буквы?
– Почему последнее с большой буквы? (имя собственное)
– назовите четвертое слово (о)
Значит , буква о может быть целым словом, его называют предлогом, о предлогах мы будем говорить на уроках русского языка.
– запишите это слово.
12. Творческое задание.
(слайд 29)
– Ребята нам осталось подарить букве последний подарок- у вас на столе листочки с изображением буквы о, нарисуйте подарок для буквы О, который по форме напоминал её саму (колесо, лимон, апельсин, яблоко).
– Показ рисунков, составление предложений к ним.
– Мы положим ваши рисунки в конверт и подарим этой букве.
13. Рефлексия.
– Ребята буква о приготовила для вас угощение, но прежде давайте подведём итог.
– Как вы думаете, день рождения удался? (а когда говорят, что праздник удался?)
– Кому сегодня на дне рождения было хорошо?
– Что понравилось больше всего?
– Когда вы будете кушать конфеты, найдите в их названиях букву о, обсудите с одноклассниками, какой звук обозначает? (слайд 30)
14. Дети и гости получают конфеты, звучит песня «С днём рожденья тебя»
(слайд 31)