ЦЕЛЬ: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по данной теме.
ЗАДАЧИ:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Эстетическое воспитание.
ТИП УРОКА: Урок систематизации и обобщения знаний.
Урок проходит в форме путешествия по волшебному лесу. Учащиеся передвигаются от станции к станции, на которых им необходимо выполнять различные задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения по теме "Глагол" »
ТЕМА: Урок обобщения «Глагол».
ЦЕЛЬ: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по данной теме.
ЗАДАЧИ:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Эстетическое воспитание.
ТИП УРОКА: Урок систематизации и обобщения знаний.
ХОД УРОКА.
Орг. момент.
Приветствие учащихся. Настрой на предстоящую работу, выполнение заданий на «хорошо» и «отлично». Проверка готовности к уроку (правильно сесть, правильность расположения учебных принадлежностей).
- Здравствуйте! Какие Вы все сегодня красивые! Все выспались?! У всех хорошее настроение!? Улыбнемся друг другу! Настроились на работу, на получение только хороших оценок!
Проверка д/з.
- Начнем как всегда с проверки д/з. Что Вы должны были сделать дома?
(задания на карточках)
- Какое задание было в карточках?
(подобрать к данным существительным глаголы)
- С помощью каких вопросов Вы подбирали к существительным глаголы?
1 конкретный ученик сильный. Повторяет слабый. (С помощью вопросов – что делать? что сделать? и т. д.).
Словарь.
- Молодцы.
- Ребята, а какое сейчас время года?
(Зима).
- Для того чтобы наш урок стал более интересным и познавательным предлагаю вам отправиться в путешествие по зимнему лесу. Закройте глаза и представьте. Лес очень красивый, повсюду пушистый и мягкий снег. Деревья искрятся в инее. Воздух чистый и прозрачный. Вдалеке слышится пение птиц. Мы дышим полной грудью и настроение у нас превосходное!
- Откройте глаза.
- Ну что, в путь?
(Да)
- В пути мы сделаем несколько привалов - остановок, на которых вам будут предложены задания. На каждом привале мы будем оценивать свою работу.
- Итак, чтобы отправиться в путь нам необходимо поработать со словарем. Отступаем две строчки в тетрадях, записываем - число, классная работа. Какое сегодня число?
(…………………………).
Классная работа.
Словарная работа. )
- Ребята при записи в тетрадь помним о наших правилах красивого письма.
(Обращение на правила).
- Чтобы определить слово для словарной работы – послушайте сначала загадку.
Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Снежинки повсюду кружат,
Значит это …?
(Снегопад)
(Вывешивается картинка снегопада)
- Правильно. Снегопад. Это сложное слово. Из каких двух корней оно состоит?
- Одно запишем на доске. Вы можете записать и свое предложение.
Работа по теме урока. Сообщение темы урока.
- Молодцы! Так мы с Вами зашли в зимний лес. Под ногами скрипит свежевыпавший снег. Перед нами «Первый привал». На нем нужно отгадать загадку, чтобы определить тему нашего урока.
- Обозначаю в каждом предложении
Все действия и все движения
Я важен как в футболе гол
Так кто же я такой?
- О какой части речи это загадка?
(о глаголе)
- Правильно! Молодцы! Глагол. Сегодня на уроке мы будем повторять, и закреплять пройденный материал по теме «Глагол».
- Итак, обобщим сказанное и сделаем вывод, что такое глагол?
(Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие. Изменяется по временам, числам, родам и лицам).
НА ДОСКЕ:
Глагол:
- часть речи;
- отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и другие;
- изменяется по временам, числам, родам, лицам.
- Молодцы! Двигаемся дальше. Идем по зимнему тихому лесу и не налюбуемся. Высокие, неподвижные сосны, дубы и березы. Снег искрится на солнце. Какая красота и умиротворенность. Так, не спеша, мы подошли ко «второму привалу».
Нам сорока на хвосте принесла задание. Вам даны группы однокоренных слов. Найдите в них глаголы. Устно поставьте к глаголам вопросы и укажите время.
- Для начала давайте вспомним. Каким бывает время глаголов?
1 конкретный ученик сильный. Повторяет слабый. (Прошедшее, настоящее и будущее).
- Что нужно сделать, чтобы определить время глагола?
(задать к нему вопрос и по вопросу определить время)
- На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени?
(что делал? что делали?)
- На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени?
(что делает? что делают?)
- На какой вопрос отвечают глаголы будущего времени?
( что будет делать? что будут делать?)
- Молодцы! Скажите, пожалуйста, в каком времени мы можем еще определить и род глагола?
(род глагола можно определить в прошедшем времени в единственном числе)
- Правильно! Приступим к заданию.
ПОКАЗЫВАЮ ОБРАЗЕЦ. НАПИСАНО НА СТВОРКЕ ДОСКИ. (Пишут в карточках)
Выполнение задания по образцу – по-очереди работа у доски и в карточках. Фронтальная работа.
Зеленый, зелень, зеленеют.
Свет, светил, светлый.
Румяный, румянец, румянит.
Клей, клейкий, клеила.
Разбогател, богач, богатый.
Прыжок, прыткий, прыгнет.
Холоднеет, холод, холодный.
Цвет, зацветет, цветной.
Проверка выполнения задания.
- Итак, как вы определяли время глаголов?
(По вопросам)
- Молодцы! Чтобы определить время глагола, нужно задать к глаголу вопрос и по вопросу определить время.
(Собираю карточки)
Физ. минутка.
- Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик, отдохнем. Это наш «Третий привал». А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физминутку.
Подвижная Физминутка под музыкальное сопровождение.
Продолжение работы.
- Мы продолжаем гулять по зимнему лесу. Подул легкий ветерок и вам на стол упали снежинки. Посмотрите на обратной стороне задание. Это «Четвертый привал». Здесь мы будем определять лицо и число глаголов.
- По какой части речи можно определить лицо и число глаголов?
(по местоимению)
- Какая часть слова меняется у глагола в зависимости от лица и числа?
(окончание)
Выполнение задания по образцу – по-очереди работа у доски и в карточках. Фронтальная работа.(Пишут в тетрадях).
НА СНЕЖИНКАХ:
Образец: Думаю (Я – 1л., ед.ч.).
- Ребята, наша прогулка по зимнему лесу продолжается. Легкий мороз румянит щеки. Свежий воздух наполняет легкие. Мы подошли к «Последнему пятому привалу».
- На предыдущем привале мы определяли лицо и число глаголов. А теперь скажите, как называется изменение глаголов по лицам и числам?
(изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением)
- На этом привале Вам необходимо вставить безударные личные окончания глаголов, опираясь на Ваши знания о спряжении.
- Давайте вспомним, каким бывает спряжение?
(1 и 2 спряжение).
- Назовите окончания 1 спряжения. (все с гласной –е, ут, ют)
- Назовите окончания 2 спряжения. (все с гласной –и, ат, ят)
- А как мы будем проверять безударные окончания?
(ставим глагол в неопределенную форму, если глагол оканчивается на –ить, то это 2 спряжение, все остальные 1 спряжение).
- Молодцы! Приступим к выполнению задания!
Мы ход…м и бега…м.
Вы реж…те и руб…те.
Ты вер…шь и наде…шься.
Оно свет…т и гре…т.
Итог урока.
- Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним основные его моменты.
- Скажите, о какой части речи мы сегодня говорили?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Что обозначает глагол?
- По каким грамматическим категориям изменяется глагол?
Рефлексия.
Ребята, посмотрите на доску. Корзина с рябиной с незаконченными фразами:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
Оценивание учащихся.
Д/з.
С.154, зад. №3.
- Откройте дневники. Когда у нас следующий урок русского языка.
- Каким уроком?
- Записываем.
- В данном задании вам нужно составить словосочетания с глаголом танцевать по схемам. Объяснить что нужно сделать подробно.