-воспитывать любовь и уважение к Родине, к родной земле;
Оборудование: дерево знаний, кубик, презентация по теме
Ход урока:
Орг. момент. Приветствие
-Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой сегодня солнечный замечательный день, солнце улыбается нам, давайте мы тоже улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям, мне тоже, и я вам желаю активной творческой работы на уроке и положительных эмоций.
- А теперь послушайте стихотворение и сформулируйте тему урока
Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто, что сделает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам … ! /стихотворение на слайде/
И так тема нашего сегодняшнего урока -/ответы учащихся/ Глагол
Постановка цели
А цель нашего урока: обобщить и показать знания о глаголе, полученные ранее в 5-6 классах , уметь применять их на практике т.е. на сегодняшнем уроке. Откройте тетради и запишите тему урока /на слайде число и тема урока/
Введение в тему
У: - Ребята, глагол называют необыкновенной частью речи. Как вы думаете почему? /ответы детей: без глагола все стоит на одном месте, не можем объясниться … без глагола ничего в мире не могло бы существовать и развиваться./
Послушайте интересные факты о глаголе. Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”. По частоте глагол занимает второе место после существительных. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500
Вот что говорят известные люди об этой части речи. /на слайде/
Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе.
А.Н. Толстой
Глагол – самая живая часть речи… Назначение глагола – выражать само действие.
А. Югов
А теперь перенесёмся на магнитную доску. Перед вами яблоневое дерево. На этом дереве много плодов. Плоды у нас яблоки, они разные: красные, желтые, зеленые. В конце урока вы подходите и срываете каждый по одному плоду /или красный. или желтый, или зеленый . Это зависит от вашей работы на уроке. Если вы отлично, активно участвовали на всех этапах урока, то срываете красное яблоко, которое обозначает оценку «5», желтое яблоко –оценку «4», а зеленое яблоко- оценку «3». А кто не работал, может и не срывать.
Разминка
Для начала проведем интересную разминку для мозгов «Кто что делает?»
Что такое неопределенная форма глагола? Какие суффиксы имеют глагол в неопр. форме? /2-команде/
Что такое вид глагола? Что он обозначает? /1к./
Что обозначают временные формы глагола? /2к./
Как изменяются глаголы в настоящем времени? /1 к./
Как изменяются глаголы в прошедшем времени? /2к./
Как изменяются глаголы будущего времени? \1к.\
Что называется спряжением глаголов? /2/
Сколько спряжений имеет глагол? /1/
Какую основную синтаксическую функцию выполняют глагол в предложении? /2/
Молодцы! Таким образом, мы вспомнили все, что мы знаем о глаголе.
Составление ассоциации к слову «Казахстан»
- Перед вами слово Казахстан /на слайде/ Какие ассоциации вызывает у вас это слово? /Родина, независимость, согласие, мир, общий дом, республика/
У нас тоже есть ассоциации к этому слову
/На экране появляются слова -ассоциации
Ребята, как вы думаете, почему мы взяли это слово?
У: -Потому что , приближается день рождения нашего независимого государства.
Родина – как много в этом слове: перед нашим мысленным взором сразу возникает огромная страна, населенная добрым и мудрым народом. Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы, освоить, защитить её от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Сейчас Казахстан – страна больших возможностей. Её развитие идёт большими темпами. Мы гордимся прошлым нашей страны, посвятим жизнь её настоящему во имя нашего общего будущего. Поэтому сегодня работа с текстом, составление предложений, слова будут связаны с этой лексической темой.
- А сейчас послушайте стихотворение о Казахстане, которого подготовила ученица к сегодняшнему уроку. /ученик читает стихотворение под муз. сопровождение /
У: - Продолжая разговор о нашей Родине, давайте прочитаем текст о Казахстане и поработаем над ним.
Работа над текстом.
Чтение текста «Республика Казахстан» учащимися
Республика Казахстан
Республика Казахстан находится в центральной части Евразии. Столица – город Астана. Территория республики простирается от Каспия до Алтая и от Каратау до Западно –Сибирской низменности. Общая длина границ составляет 15 тысяч километров. На западе и севере Казахстан граничит с Российской Федерацией, на юге – с Туркменией, Узбекистаном и Кыргызстаном, на востоке – с Китаем. По площади Казахстан занимает девятое место в мире.
16 декабря 1991 года казахский народ обрел свою государственную независимость.
Республика располагает богатыми запасами полезных ископаемых. Одной из основных отраслей сельского хозяйства является животноводство.
Природа Казахстана очень богатая и разнообразная. На его территории есть широкие степи, высокие горы, бескрайние пустыни и зелёные леса. В республике немало крупных рек и озёр. Большие площади заняты горами.
Жили на этой щедрой земле великие богатыри и акыны, искусные мастера своего дела. Весь мир хорошо знает имена Абая и Жамбыла, Чокана Валиханова, Мухтара Ауэзова, Каныша Сатпаева
Республику Казахстан признают сейчас многие страны мира. Казахстан является членом Организации Объединенных Наций и многих других международных организации.
За годы независимости республика добилась значительных успехов в своем развитии и продолжает расти.
Мы гордимся нашей республикой! /слайд/
Работа над текстом.
А сейчас определите тему и основную мысль текста /1 группа –тему, 2-группа определяют основную мысль /показать как обширна и богата, показать его место среди других государств, гордость за свое государство /
Письменный тур
1 задание. Найдите глаголы в тексте.
У: - Обращаем внимание на экран. Здесь красным и синим цветом выделены глаголы. 1 группа выписывает глаголы, выделенные красным цветом, а 2 группа –синим цветом, а затем измените их время. 1 группа –ставят глаголы в прошедшем времени, 2 группа – в будущем времени.
2 задание: на экране даны глаголы. Учащиеся должны записать их в тетрадь, подобрать видовую пару и определить спряжение.
Все хорошо справились с заданиями письменного тура. Давайте вернемся к нашему стихотворению, которое вы услышали в начале урока. /на слайде появляется стихотворение /
Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто, что сделает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам … ! /стихотворение на слайде/
-Что вы заметили? /Здесь много глаголов/
-Правильно! А теперь найдите здесь все глаголы и назовите их в неопределенной форме /устно/
-А сейчас немножко поиграем . Игра «Кубики»
-Вы должны бросить кубик. А на каждой грани кубика записаны глаголы в разных временах и в неопределенной форме. /процветает, празднуем, бороться, рассказывали, защищать. трудились, любим, получил/ Какой глагол выпадет, с тем глаголом вы должны составить предложение. Команды бросают по очереди. Сначала 1 группа а затем 2 группа
Следующая игра «Поймай глагол». Посмотрим, какая группа самая внимательная. Учитель называют глаголы, а учащиеся должны поймать хлопком.
Сначала слушает 1 группа
Самосвал, располагал, занимал, перевал, процветал
Крокодил, получил, жил, ЗИЛ,
Для 2 группы:
Молодцы, здесь вы все внимательные!
Зажёг, флажок, дружок
обрёл, нашёл, осёл
Итог урока. Сегодня мы повторили все о глаголе, поговорили о нашей Родине, показали свои знания по теме. Молодцы!
Вот и пришло время собрать плоды с нашего дерева. Подходит 1 группа и срывает себе плод. /Помните, ребята, зеленое яблоко - 5, желтое -4, а красное яблоко –тройка, а кто не работал или считает, что не достаточно работал, может и не срывать яблоко/
У: Я тоже согласна с вашими оценками
Откройте дневники, запишите домашнее задание
Д/з: написать мини-сочинение на тему : «Мой Казахстан» (используя глаголы)
В заключении я хочу всех поздравить с наступающим с днем Независимости, пожелать успехов во всем! Спасибо за урок! До свидания
Учитель русского языка и литературы Асылбекова Бакыткул Толеубековна