Урок русского языка в 6 классе
  (Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» )
  
 
  НА УЛИЦЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
  
 
  Цель: 
  1)повторить изученный материал об имени существительном в 5 кл.;
  2) подготовить учащихся к восприятию новых знаний о существитель-
  ном;
  3) развивать устную монологическую речь
  Оборудование:
  1)компьютер, 2)раздаточный материал, 3)тесты.
  
 
  
 
  1 стадия урока
  
 
  Вызов. Дорогие ребята , послушайте сказку об удивительной стране МОРФОЛОГИИ.В этой стране на улице Частей речи жили знаменитые части речи. Это Существительное, Прилагательное, Глагол, Наречие, Числительное, Местоимение. А прислуживали им слова совсем не знаменитые. Их назвали служебными. Это Предлоги, Союзы, Частицы. Несмотря на разницу в занимаемом положении, все части речи дружили между собой.
  Особенно все любили Существительное, потому что оно всегда было добродушным и дружило со всеми. Но больше всего с Прилагательным и Глаголом. Прилагательное всегда соглашалось с Существительным
  Е сли Существительное скажет «Снег», то Прилагательное тут же добавит: «Белый, легкий, пушистый». К их беседе любил присоединяться Глагол. Слушает, слушает, а потом добавит слово: «Полюбуйтесь, падает, кружится».
сли Существительное скажет «Снег», то Прилагательное тут же добавит: «Белый, легкий, пушистый». К их беседе любил присоединяться Глагол. Слушает, слушает, а потом добавит слово: «Полюбуйтесь, падает, кружится».
  Наречие иногда завидовало этой дружбе. Ему тоже хотелось им помочь. Поэтому оно с готовностью откликалось на их просьбу что-либо уточнить: очень пушистый, необыкновенно легкий снег. А Числительное вечно считало, уж очень порядок любило. Бывало, встретит кого-нибудь и тут же спросит: «Сколько дней будет идти снег?» Вот так и жили дружно все Части речи на одной улице.
  Но сегодня на уроке мы говорить будем только об имени существительном.
  СЛАЙД 1 
  -Прочтите выразительно стихотворение и найдите имена существительные.
  СЛАЙД 2
  -Как вы определили, что данные слова являются именами существительными?
  -Назовите признаки имени существительного..
  СЛАЙД 3
  
 
  2 стадия урока.
  Осмысление  
  (Работа в парах. Задания на карточках)
  Допишите предложения, вставляя по 2-3 существительных, подходящих по смыслу. Расставьте знаки препинания.
  Имена существительные могут обозначать предметы: ДЕРЕВО _____________________________________________________________
  Имена существительные могут обозначать признак ,но как предмет: 
  СМЕЛОСТЬ__________________________________________________
  Имена существительные могут обозначать действие ,но как предмет :
  ПРИБЛИЖЕНИЕ______________________________________________
  
 
  
 
  -Сколько родов у имени существительного?
  СЛАЙД 4
  -Сколько склонений у имен существительных?
  СЛАЙД 5
  СЛАЙД 6
  -Как распределяются существительные по склонениям?
  
 
  
 
  ИТАК, осталось сказать, что имена существительные изменяются по…? (числам и падежам)
  
 
  -Какие признаки у имени существительного являются постоянными , а какие непостоянными?
  -Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении?
  
 
  Физминутка
  
 
  3 стадия урока
  
 
  Рефлексия.
  
 
  СЛАЙД 7  
  ( Работа в парах. 1) Опираясь на слайд, друг другу рассказать все ,что вы знаете об имени существительном. 
  2)Выполнить задания на карточках.( см.приложения)
  
 
  РАЗМИНКА.  
  1)Разгадать кроссворд. СЛАЙД 8
  2) Отгадать загадки.  СЛАЙД 9
  3) Игра «Подбери пару» СЛАЙД 10
  
 
  
 
  -А  теперь после небольшого отдыха в заключение урока выполните тест ,но прежде запишите дом. задание ( упр.197, пар.36)
  
 
  
 
  Приложение 1
  Докажите, что слова САД,КОЛЛЕКЦИЯ,ДОЧЬ - имя существительные
  
 
  Приложение 2
  Подберите подходящие по смыслу прилагательные и согласуйте их в роде.
  
 
  Бандероль, вермишель, госпиталь, метро, деталь, мишень, панцирь, какао, рояль, туннель, шампунь, долото.
   Приложение 3
  Определите склонение существительных:
  
  Крепость, янтарь, вещество, оконце, фабрика, жало, портной, шаль.
  
 
  Приложение 4
  
 
  
 
  
 
  
 
  Тест
  1 .В каких случаях существительное имеет окончание –И?
  а) участвовать в тренировк…
  б) говорили о планетари…
  в) был на соревновани…
  г) сидел на постельк…
  д) думал о Ксени…
  е) жил в избушк…
  
 
  2.Какие существительные имеют только одну форму числа?
  а) сметана б) очки в) линейка г) страница
  
 
  3.Найдите слово с окончанием –ИЕ:
  а) решение б) далекие в) предупреждение г) внимание
  
 
  4. Найдите существительное , на конце которого пишется Ь знак:  
  а) (много) сокровищ….
  б) горячий ключ….
  в) из-за туч….
  г) красивая брош…
  
 
  5.В каком случае на месте пропуска пишется –Е?
  а) ш…рох б) стуж…й в) с малыш…м г) плащ …м
  
 
  6.Выберите ответ.
  В предложении НА ВЕРШИНЕ СОСНЫ СИДЕЛ ДЯТЕЛ И ДОЛБИЛ СТВОЛ подчеркнутое слово является:
  а) подлежащим б) сказуемым в) дополнением г) обстоятельством
  
 
  Ключ к тесту
  1).б,в,д
  2) а
  3) б
  4) г
  5) б
  6) в