Урок русского языка в 6 классе
(Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» )
НА УЛИЦЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Цель:
1)повторить изученный материал об имени существительном в 5 кл.;
2) подготовить учащихся к восприятию новых знаний о существитель-
ном;
3) развивать устную монологическую речь
Оборудование:
1)компьютер, 2)раздаточный материал, 3)тесты.
1 стадия урока
Вызов. Дорогие ребята , послушайте сказку об удивительной стране МОРФОЛОГИИ.В этой стране на улице Частей речи жили знаменитые части речи. Это Существительное, Прилагательное, Глагол, Наречие, Числительное, Местоимение. А прислуживали им слова совсем не знаменитые. Их назвали служебными. Это Предлоги, Союзы, Частицы. Несмотря на разницу в занимаемом положении, все части речи дружили между собой.
Особенно все любили Существительное, потому что оно всегда было добродушным и дружило со всеми. Но больше всего с Прилагательным и Глаголом. Прилагательное всегда соглашалось с Существительным
Если Существительное скажет «Снег», то Прилагательное тут же добавит: «Белый, легкий, пушистый». К их беседе любил присоединяться Глагол. Слушает, слушает, а потом добавит слово: «Полюбуйтесь, падает, кружится».
Наречие иногда завидовало этой дружбе. Ему тоже хотелось им помочь. Поэтому оно с готовностью откликалось на их просьбу что-либо уточнить: очень пушистый, необыкновенно легкий снег. А Числительное вечно считало, уж очень порядок любило. Бывало, встретит кого-нибудь и тут же спросит: «Сколько дней будет идти снег?» Вот так и жили дружно все Части речи на одной улице.
Но сегодня на уроке мы говорить будем только об имени существительном.
СЛАЙД 1
-Прочтите выразительно стихотворение и найдите имена существительные.
СЛАЙД 2
-Как вы определили, что данные слова являются именами существительными?
-Назовите признаки имени существительного..
СЛАЙД 3
2 стадия урока.
Осмысление
(Работа в парах. Задания на карточках)
Допишите предложения, вставляя по 2-3 существительных, подходящих по смыслу. Расставьте знаки препинания.
Имена существительные могут обозначать предметы: ДЕРЕВО _____________________________________________________________
Имена существительные могут обозначать признак ,но как предмет:
СМЕЛОСТЬ__________________________________________________
Имена существительные могут обозначать действие ,но как предмет :
ПРИБЛИЖЕНИЕ______________________________________________
-Сколько родов у имени существительного?
СЛАЙД 4
-Сколько склонений у имен существительных?
СЛАЙД 5
СЛАЙД 6
-Как распределяются существительные по склонениям?
ИТАК, осталось сказать, что имена существительные изменяются по…? (числам и падежам)
-Какие признаки у имени существительного являются постоянными , а какие непостоянными?
-Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении?
Физминутка
3 стадия урока
Рефлексия.
СЛАЙД 7
( Работа в парах. 1) Опираясь на слайд, друг другу рассказать все ,что вы знаете об имени существительном.
2)Выполнить задания на карточках.( см.приложения)
РАЗМИНКА.
1)Разгадать кроссворд. СЛАЙД 8
2) Отгадать загадки. СЛАЙД 9
3) Игра «Подбери пару» СЛАЙД 10
-А теперь после небольшого отдыха в заключение урока выполните тест ,но прежде запишите дом. задание ( упр.197, пар.36)
Приложение 1
Докажите, что слова САД,КОЛЛЕКЦИЯ,ДОЧЬ - имя существительные
Приложение 2
Подберите подходящие по смыслу прилагательные и согласуйте их в роде.
Бандероль, вермишель, госпиталь, метро, деталь, мишень, панцирь, какао, рояль, туннель, шампунь, долото.
Приложение 3
Определите склонение существительных:
Крепость, янтарь, вещество, оконце, фабрика, жало, портной, шаль.
Приложение 4
Тест
1 .В каких случаях существительное имеет окончание –И?
а) участвовать в тренировк…
б) говорили о планетари…
в) был на соревновани…
г) сидел на постельк…
д) думал о Ксени…
е) жил в избушк…
2.Какие существительные имеют только одну форму числа?
а) сметана б) очки в) линейка г) страница
3.Найдите слово с окончанием –ИЕ:
а) решение б) далекие в) предупреждение г) внимание
4. Найдите существительное , на конце которого пишется Ь знак:
а) (много) сокровищ….
б) горячий ключ….
в) из-за туч….
г) красивая брош…
5.В каком случае на месте пропуска пишется –Е?
а) ш…рох б) стуж…й в) с малыш…м г) плащ …м
6.Выберите ответ.
В предложении НА ВЕРШИНЕ СОСНЫ СИДЕЛ ДЯТЕЛ И ДОЛБИЛ СТВОЛ подчеркнутое слово является:
а) подлежащим б) сказуемым в) дополнением г) обстоятельством
Ключ к тесту
1).б,в,д
2) а
3) б
4) г
5) б
6) в