Урок на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода"
Урок на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода"
Урок закрепления знаний по теме "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода" для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Целью урока является закрепление умений определять род, число, падеж имен прилагательных; обобщение знаний о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода».
Учитель: Гусенова Л.Ш.
г. Радужный
2013г.
Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.
Тип урока: формирование и закрепление знаний.
Цель:закреплять умения определять род, число, падеж имён прилагательных; обобщить знания учащихся о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода. Задачи:
закреплять умения проверять родовые и падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода;
развивать орфографическую зоркость;
коррекция и развитие познавательных процессов;
выработка у учащихся потребности в контроле и оценивании своей учебной деятельности;
расширять и обогащать словарный запас.
Воспитывать любовь и интерес к языку.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки, задания для работы в группах
Методы, применяемые на уроке:
словесные;
наглядные;
практические;
поисковые;
5.метод самостоятельной работы
Ход урока.
I Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вновь приветствовать вас! Эмоциональный настрой.
Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнёмся друг другу.
Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными, активными и дружелюбными.
II Актуализация знаний.
Найдите пару (у учащихся карточки с именами существительными, на доске карточки с именами прилагательными; дети подходят к доске и прикрепляют карточки так, чтобы получилось словосочетание, определяют падеж) Холодное утро, по лесной дорожке, белоснежное одеяло, на пушистом снегу, зимним вечером из снежных сугробов , по узкой тропинке, зимнее солнышко
III Сообщение темы урока.
- Сегодня мы поговорим об имени прилагательном, закрепим навыки склонения имен прилагательных мужского рода и среднего рода, правильного написания окончаний прилагательных мужского и среднего рода. - Сегодня тема урока «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода»(слайд 1) -Что такое прилагательное? (слайд 2) -Как изменяются имена прилагательные? (по числам, родам и падежам) (слайд 3) -На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (слайд 4) IV Обобщение материала.
Мы проведём урок на «Опушке леса», увидим красоту зимнего леса ( слайд5) 1)Отгадайте загадку: (Слайд 6) Кто, угадай - ка, Седая хозяйка: Тряхнёт перинки, Над миром –пушинки? ? Зима. Какая часть речи поможет точнее и красочнее описать красоту зимнего леса? зима какая? (называют признаки).
Посмотрите, как много слов вы сказали, и все они похожи. Чем?( имена прилагательные)
2)Работа в тетрадях «Украшение текста прилагательными»(слайд 7)
- Нужно украсить текст прилагательными. Вставить в текст подходящие прилагательные (дифференцированная работа)
Зима в лесу. ……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом. 3)Что за звездочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмешь — вода в руке. (Снежинки.) (слайд 8) -Вот мы и понаблюдаем за снежинками. (слайд 9) - Что вам напомнили эти снежинки? Догадайся, что это такое? - ий, - ое, - ый, -ее, -ая, -яя, -ой (Окончания прилагательных м. р., ж. р., ср. р.)
- На сколько групп можно разделить эти окончания? м.р. ср.р. ж.р - ий - ое -ая - ый - ее -яя - ой
5).-От чего зависят окончания имён прилагательных? (от вопроса) -Как правильно написать окончание имён прилагательных? (что в вопросе, то в ответе)- Только нужно помнить, что после твёрдых согласных в окончаниях прилагательных пишем О или Ы, а после мягких- И или Е. - Изменение окончаний по падежам как называется? ( склонением) - Можно ли определить падеж по окончанию? (Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые.) - А как можно определить падеж у прилагательного? ( Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.)
-Давайте вспомним, как мы определяем падеж имен прилагательных.
- Какие шаги мы должны сделать? 1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным (слайд 10)(На покрывале (каком?) снежном) 2 шаг – определить падеж у имени существительного (слайд 11) На (чём?) на покрывале – предложный падеж.) 3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного(слайд 12)
Мы хорошо потрудились, пора отдохнуть.
V. Физминутка. Зимой (слайд 13)
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения. Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх) На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках) Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков) Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут») Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках) Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
Работа в группах.Игра «Горка».
- Сейчас каждый ряд получит по одной карточке.
Какая зима обходится без катания с горки? (Слайд 14 )
-На «горке» имя прилагательное, предлагаю просклонять прилагательное вместе с существительным подберите к нему окончание, запишите, выделите окончание И.п. бел….. снег бел… покрывало Р.п. бел…. снег… бел…покрывал… Д.п. бел…. снег… бел…покрывал… В.п бел…… снег… бел…покрывало Т.п. бел…..снег… бел…покрывал… П.п о бел….. снег… о бел…покрывал…
-Заполнение карточек «Окончания прилагательных муж. и ср. рода.»
Понаблюдай и сделай вывод (Слайд 15 ) Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Озвучивают памятку.
Когда есть прилагательное (Слайд 16) И нужно обязательно Узнать про окончание – Внимание, внимание! Правил легче нет на свете: Что в вопросе – то в ответе! После твердых согласных в окончаниях прилагательных пишем О или Ы. После мягких согласных и шипящих пишем И или Е.
8)Работа с учебником. стр. 114 правило упражнение 144 стр. 113(слайд 17) -Понаблюдаем за окончаниями прилагательных и сделаем вывод.(слайды 18-19)
Домашнее задание.Стр. 119, упр.152(слайд 20)
VI. Подведение итогов. (слайд 21) Игра «Или нет, или да, а не знаешь – не беда». Имя прилагательное –часть речи? Имена прилагательные склоняются? В русском языке есть 7 падежей? У прилагательных м.р. и ср.р. в родительном падеже окончание -ого, -его? Определить род прилагательного можно по вопросу? - Как проверить правильность написания окончаний имен прилагательных? по вопросам(надо найти существительное, к которому относится прилагательное, от него поставить вопрос к прилагательному и по нему определить, какое окончание следует писать)
VII.Выставление оценок.
VIII. Рефлексия Учащиеся с помощью карточек с изображением смайликов (весёлого, задумчивого) оценивают свою работу на уроке, поднимают: -весёлого, если на уроке было интересно, всё поняли; -задумчивого, если иногда были трудности, сомнения.