kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: Несклоняемые имена существительные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок на тему "Нескланяемые имена существительные". Урок + презентация к уроку. Урок включает в себя много разных методик и  задания на подгатовку к ЕНТ. Большое  внимание уделено разноуровневым заданиям, которые существенны для старших классов.Цель урока: познакомтся с нескланяемыми именми существитеьными, учить правильному употребления нескланяемых имен существитеьных в соей речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок Рашида К нескл»

Конспект урока по русскому языку в 10 классе

Учитель: Агайсина Рашида Кажгабыловна

Тема: Несклоняемые имена существительные


Цели: образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительными, учить правильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи.


развивающая: развивать связную речь , логическое мышление, способствовать развитию интереса к познанию нового, развитию литературной речи.

воспитательная: воспитывать любовь к предмету, уважение друг к другу, толерантность.

Тип урока - изучение нового материала.


Вступительное слово учителя

- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь улыбнитесь друг другу, подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня с вами всё получится , а теперь садитесь.

Прежде чем мы приступим к работе, давайте разделимся на 2 группы. У меня на столе лежат стикеры, подойдите и возьмите. Пожалуйста, соберитесь в группы по цветам, желтый цвет -первая группа, синий цвет- вторая группа.

А теперь выберите спикера команды. Вот мы с вами разделились на группы, а теперь скажите, что они означают? (Синий цвет- это символ удачи, цвет неба и вечности, цвет доброты, цвет нашего флага, т. е синий цвет означает благополучие, спокойствие, мир). (Желтый цвет- это цвет золота, богатства, цвет солнца и тепла, это источник жизни и энергии, т. е цвет живости, яркости и радостного восприятия жизни.

Перед вами лежат оценочные бланки. За каждое задание вы сами себе будете выставлять баллы, а в конце урока подсчитаете общий балл.


Оборудование: компьютер, интерактивная доска для демонстрации презентации.

Ход урока

1Организационный момент.

2.Блиц - опрос.

Что называется именем существительным ?

Какие грамматические признаки имени существительного вы знаете?

3 Объяснение нового материала

Задание1: прослушайте стихотворение «Про то, как не надо говорить»

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

- Употребление каких слов показалось вам странным?

- Как вы думаете, какие это существительные?

Задание 2: исправьте ошибки в стихотворении, зачитайте текст.


4.Лексическая работа. (слайд 3)

Задание 2 (опережающее): записать эти слова в тетради, объяснить их значение .


кенгуру- животное

кино – фильм

пальто – одежда

кафе – закусочная

метро – подземный транспорт

фортепьяно – музыкальный инструмент

шимпанзе – род обезьяны

пенсне – вид очков

кашне – нашейный шарф или платок

какаду – попугай


5. Игра «Как аукнется , так и откликнется»

Задание: ученик из 1-го варианта задает падежные вопросы существительных 2 – ому варианту, а учащиеся хором отвечают.

И наоборот. (1 вариант – какаду, а 2 вариант - кашне)

Что вы заметили в этих словах?(эти существительные имеют во всех падежах одну и ту же форму)

Вывод: существительные, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму, называются НЕСКЛОНЯЕМЫМИ.

6.Работа над теоретическим материалом. (слайд 4)

Какие еще существительные можно отнести к несклоняемым существительным?


К первой группе относятся слова иноязычного происхождения. Все эти слова в основном – французские (пенсне, какаду и др.)

Вторая группа - иноязычные фамилии, например, Войнич. Примыкают к ним украинские фамилии типа Коваленко, Устименко.

К третьей группе относятся русские несклоняемые фамилии.

( Черных, Руденко)

Четвёртая группа включает в себя сложносокращенные слова (аббревиатуры) (ГАИ, МГИМО, США, НИИ, МГУ) .


7. Самостоятельная работа.


Задание : (1 группа). Вставить в предложения на месте пропусков слово пальто в нужном падеже, указать падеж.

В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.


Задание: (2 группа). Записать предложения. Найти несклоняемые существительные и определить их падеж

Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.)

В клетке рядом с какаду (Т.п.) живут волнистые попугайчики.

Мы с удовольствием прокатились на пони.(П.п.)

Без шимпанзе (Р.п.) в зоопарке было бы скучно.


8. Работа с географической картой. (интерактивная доска с картой)

(музыка «На Килиманджаро»)

Задание: на географическую карту прикрепить слова: Гоби (пустыня), Килиманджаро (гора), Онтарио (озеро), Конго (река), Колорадо (город) Миссисипи (река), Баку (город), Сочи (город).

- Ребята, как определить род несклоняемых собственных имен существительных, обозначающих географическое название?

9. Работа по учебнику

(ответ на вопрос на стр. 94, 3 абзац) ( учебник 10 класса).

- Как определить род сложносокращенных слов?

10 Алгоритм.

  1. расшифровать слово

  2. найти главное слово

  3. определить его род

  4. это и будет род сложносокращенного слова.

образец: ТЮЗ (м. р)

1.театр юного зрителя

2. главное слово – театр

3.театр – мужской род


11. Творческая работа.

Задание: (1 группа) Упр. 176, стр. 96 (1 по 4 предложение).

Правильно согласуйте сложносокращенные слова с данными словами.

Задание: (2 группа) определите род выделенных слов. Допишите пропущенные окончания.

  1. Пресноводн… Онтарио – одно из крупнейших озер Америки.

  2. Полновод… Конго течет среди тропических лесов.

  3. Суров… и благодатн… Гоби раскинул ….. сь в Монголии.

  4. Олимпийск… Сочи встречал… гостей.

12. Самостоятельная работа. (работа по ключу)

Задание: найдите в тексте несклоняемые существительные и подчеркните их. (20 слов).

Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.

Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.

Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.

Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.

(Перед началом выполнения упражнения текст читает ученик, проверка осуществляется одним учеником вслух, остальные в своих листах. Подсчёт количества несклоняемых существительных, самооценка).


Самостоятельная работа. (ключ)

мадам , Осипенко, Хельсинки, США, по шоссе, турне, Белых , цунами, на Капри, в манто, в кашне, папье-маше , в кафе, филе , с пюре, пепси, бра , Осло , Монако , в Майами.



13. Составление меню.

Задание: выберите из меню блюда , которые обозначены

несклоняемыми существительными: салат «Оливье», рагу, азу, кофе, суши, какао, эскимо, пюре, филе, желе.


Подведение итогов № 19, стр. 93 – 94, упр. 179

Какие существительные называются несклоняемыми?

Как определить падеж таких существительных?

Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили?

Что они обозначают?



Решите кроссворд


По горизонтали:

1.Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2.Музыкальный клавишный инструмент.

3.Род мороженого в шоколаде.

4.Дорога с жёстким покрытием.

5.Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

По вертикали:

1.Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2.Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3.Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

4,Шейный шарф.

5.Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)











3



4































2




5


























1


1





























2

















3















4

















5















































Просмотр содержимого презентации
«Рашида апай урок слайды нескл готов»

Несклоняемые имена существительные

Несклоняемые имена существительные

Задание1 : прослушайте стихотворение «Про то, как не надо говорить»  Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,  И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,  Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…  А вернее – я и ты без кашна и без пальты.  Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.  И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.  Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.  Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.  Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!  В гардероб пора бежать – будут польта выдавать! - Употребление каких слов показалось вам странным? - Как вы думаете, какие это существительные? Задание 2: исправьте ошибки в стихотворении, зачитайте текст.

Задание1 : прослушайте стихотворение «Про то, как не надо говорить»

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

- Употребление каких слов показалось вам странным?

- Как вы думаете, какие это существительные?

Задание 2: исправьте ошибки в стихотворении, зачитайте текст.

Какаду - птица отряда попугаев с хохолком на голове Кенгуру - австралийское сумчатое млекопитающее с удлиненными задними ногами

Какаду - птица отряда попугаев с хохолком на голове

Кенгуру - австралийское сумчатое млекопитающее с удлиненными задними ногами

Кино – театр , в котором показывают на экране фильмы.

Кино – театр , в котором показывают на экране фильмы.

Метро – подземная или надземная городская электрическая железная дорога

Метро – подземная или надземная городская электрическая железная дорога

Кафе – небольшой ресторан

Кафе – небольшой ресторан

Работа над теоретическим материалом  Какие еще существительные можно отнести к несклоняемым существительным?.     К первой группе относятся слова иноязычного происхождения. Все эти слова в основном – французские (пенсне, какаду и др.)  Вторая группа - иноязычные фамилии, например, Войнич. Примыкают к ним украинские фамилии типа Коваленко, Устименко.  К третьей группе относятся русские несклоняемые фамилии.  ( Черных, Руденко)  Четвёртая группа включает в себя сложносокращенные слова (аббревиатуры) (ГАИ, МГИМО, США, НИИ, МГУ)

Работа над теоретическим материалом Какие еще существительные можно отнести к несклоняемым существительным?.   К первой группе относятся слова иноязычного происхождения. Все эти слова в основном – французские (пенсне, какаду и др.) Вторая группа - иноязычные фамилии, например, Войнич. Примыкают к ним украинские фамилии типа Коваленко, Устименко. К третьей группе относятся русские несклоняемые фамилии. ( Черных, Руденко) Четвёртая группа включает в себя сложносокращенные слова (аббревиатуры) (ГАИ, МГИМО, США, НИИ, МГУ)

Килиманджаро Гоби Географическая карта Онтарио Конго
  • Килиманджаро
  • Гоби

Географическая карта

  • Онтарио
  • Конго
Колорадо Миссисипи Баку Сочи
  • Колорадо
  • Миссисипи
  • Баку
  • Сочи
Гоби - пустыня Килиманджаро – вулкан Онтарио – озеро Конго – река Колорадо – город Миссисипи – река Баку – город Сочи - город
  • Гоби - пустыня
  • Килиманджаро – вулкан
  • Онтарио – озеро
  • Конго – река
  • Колорадо – город
  • Миссисипи – река
  • Баку – город
  • Сочи - город
Алгоритм:   расшифровать слово найти главное слово определить его род это и будет род сложносокращенного слова. образец: ТЮЗ (м.р)  1.театр юного зрителя  2. главное слово – театр  3.театр – мужской род

Алгоритм:

расшифровать слово

найти главное слово

определить его род

это и будет род сложносокращенного слова.

образец: ТЮЗ (м.р)

1.театр юного зрителя

2. главное слово – театр

3.театр – мужской род

12. Самостоятельная работа. Задание: найдите в тексте несклоняемые существительные и выпишите их. ( 20 слов ) Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене. Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри. Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси. Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами. Перед началом выполнения упражнения текст читает ученик, проверка осуществляется одним учеником вслух, остальные в своих листах. Подсчёт количества несклоняемых существительных, самооценка.

12. Самостоятельная работа. ( ключ)   мадам , Осипенко , Хельсинки, США , по шоссе, турне,  Белых, цунами, на Капри , в манто , в кашне, папье-маше , в кафе,  филе , с пюре , пепси , бра , Осло , Монако , в Майами .   

12. Самостоятельная работа. ( ключ) мадам , Осипенко , Хельсинки, США , по шоссе, турне, Белых, цунами, на Капри , в манто , в кашне, папье-маше , в кафе, филе , с пюре , пепси , бра , Осло , Монако , в Майами .  

Составление меню.  Задание: выберите из меню блюда , которые обозначены  несклоняемыми существительными: салат «Оливье», рагу, азу, кофе, суши, какао, эскимо, пюре, филе, желе, пепси   

Составление меню. Задание: выберите из меню блюда , которые обозначены несклоняемыми существительными: салат «Оливье», рагу, азу, кофе, суши, какао, эскимо, пюре, филе, желе, пепси  

Решите кроссворд

По горизонтали:

1.Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2.Музыкальный клавишный инструмент.

3.Род мороженого в шоколаде.

4.Дорога с жёстким покрытием.

5.Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

По вертикали:

1.Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2.Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3.Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

4,Шейный шарф.

5.Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо,Рдомино, кашне, метро)

Решите кроссворд

 

По горизонтали:

1.Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2.Музыкальный клавишный инструмент.

3.Род мороженого в шоколаде.

4.Дорога с жёстким покрытием.

5.Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

По вертикали:

1.Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2.Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3.Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

4,Шейный шарф.

5.Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

  Решите кроссворд

 

По горизонтали:

1.Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2.Музыкальный клавишный инструмент.

3.Род мороженого в шоколаде.

4.Дорога с жёстким покрытием.

5.Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

По вертикали:

1.Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2.Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3.Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

4,Шейный шарф.

5.Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок на тему: Несклоняемые имена существительные

Автор: Агайсина Рашида Кажгабыловна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312420

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка по теме"Несклоняемые имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieskloniaiemyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "173764"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424021131"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: " Несклоняемые имена существительные""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_4_klasse_po_teme_neskloniaemye_imena_sushche"
    ["file_id"] => string(6) "592976"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638186561"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока на тему: "Несклоняемые имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nieskloniaiemyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "101543"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402421422"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) ""Несклоняемые имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(47) "nieskloniaiemyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-1"
    ["file_id"] => string(6) "172640"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423843201"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект разноуровневого урока на тему: "Несклоняемые имена существительные""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiektraznourovnievoghourokanatiemunieskloniaiemyieimienasushchiestvitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "318686"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460635970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства