Конспект урока по русскому языку в 10 классе
Учитель: Агайсина Рашида Кажгабыловна
Тема: Несклоняемые имена существительные
Цели: образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительными, учить правильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи.
развивающая: развивать связную речь , логическое мышление, способствовать развитию интереса к познанию нового, развитию литературной речи.
воспитательная: воспитывать любовь к предмету, уважение друг к другу, толерантность.
Тип урока - изучение нового материала.
Вступительное слово учителя
- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь улыбнитесь друг другу, подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня с вами всё получится , а теперь садитесь.
Прежде чем мы приступим к работе, давайте разделимся на 2 группы. У меня на столе лежат стикеры, подойдите и возьмите. Пожалуйста, соберитесь в группы по цветам, желтый цвет -первая группа, синий цвет- вторая группа.
А теперь выберите спикера команды. Вот мы с вами разделились на группы, а теперь скажите, что они означают? (Синий цвет- это символ удачи, цвет неба и вечности, цвет доброты, цвет нашего флага, т. е синий цвет означает благополучие, спокойствие, мир). (Желтый цвет- это цвет золота, богатства, цвет солнца и тепла, это источник жизни и энергии, т. е цвет живости, яркости и радостного восприятия жизни.
Перед вами лежат оценочные бланки. За каждое задание вы сами себе будете выставлять баллы, а в конце урока подсчитаете общий балл.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска для демонстрации презентации.
Ход урока
1Организационный момент.
2.Блиц - опрос.
Что называется именем существительным ?
Какие грамматические признаки имени существительного вы знаете?
3 Объяснение нового материала
Задание1: прослушайте стихотворение «Про то, как не надо говорить»
Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!
- Употребление каких слов показалось вам странным?
- Как вы думаете, какие это существительные?
Задание 2: исправьте ошибки в стихотворении, зачитайте текст.
4.Лексическая работа. (слайд 3)
Задание 2 (опережающее): записать эти слова в тетради, объяснить их значение .
кенгуру- животное
кино – фильм
пальто – одежда
кафе – закусочная
метро – подземный транспорт
фортепьяно – музыкальный инструмент
шимпанзе – род обезьяны
пенсне – вид очков
кашне – нашейный шарф или платок
какаду – попугай
5. Игра «Как аукнется , так и откликнется»
Задание: ученик из 1-го варианта задает падежные вопросы существительных 2 – ому варианту, а учащиеся хором отвечают.
И наоборот. (1 вариант – какаду, а 2 вариант - кашне)
Что вы заметили в этих словах?(эти существительные имеют во всех падежах одну и ту же форму)
Вывод: существительные, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму, называются НЕСКЛОНЯЕМЫМИ.
6.Работа над теоретическим материалом. (слайд 4)
Какие еще существительные можно отнести к несклоняемым существительным?
К первой группе относятся слова иноязычного происхождения. Все эти слова в основном – французские (пенсне, какаду и др.)
Вторая группа - иноязычные фамилии, например, Войнич. Примыкают к ним украинские фамилии типа Коваленко, Устименко.
К третьей группе относятся русские несклоняемые фамилии.
( Черных, Руденко)
Четвёртая группа включает в себя сложносокращенные слова (аббревиатуры) (ГАИ, МГИМО, США, НИИ, МГУ) .
7. Самостоятельная работа.
Задание : (1 группа). Вставить в предложения на месте пропусков слово пальто в нужном падеже, указать падеж.
В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.
Задание: (2 группа). Записать предложения. Найти несклоняемые существительные и определить их падеж
Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.)
В клетке рядом с какаду (Т.п.) живут волнистые попугайчики.
Мы с удовольствием прокатились на пони.(П.п.)
Без шимпанзе (Р.п.) в зоопарке было бы скучно.
8. Работа с географической картой. (интерактивная доска с картой)
(музыка «На Килиманджаро»)
Задание: на географическую карту прикрепить слова: Гоби (пустыня), Килиманджаро (гора), Онтарио (озеро), Конго (река), Колорадо (город) Миссисипи (река), Баку (город), Сочи (город).
- Ребята, как определить род несклоняемых собственных имен существительных, обозначающих географическое название?
9. Работа по учебнику
(ответ на вопрос на стр. 94, 3 абзац) ( учебник 10 класса).
- Как определить род сложносокращенных слов?
10 Алгоритм.
расшифровать слово
найти главное слово
определить его род
это и будет род сложносокращенного слова.
образец: ТЮЗ (м. р)
1.театр юного зрителя
2. главное слово – театр
3.театр – мужской род
11. Творческая работа.
Задание: (1 группа) Упр. 176, стр. 96 (1 по 4 предложение).
Правильно согласуйте сложносокращенные слова с данными словами.
Задание: (2 группа) определите род выделенных слов. Допишите пропущенные окончания.
Пресноводн… Онтарио – одно из крупнейших озер Америки.
Полновод… Конго течет среди тропических лесов.
Суров… и благодатн… Гоби раскинул ….. сь в Монголии.
Олимпийск… Сочи встречал… гостей.
12. Самостоятельная работа. (работа по ключу)
Задание: найдите в тексте несклоняемые существительные и подчеркните их. (20 слов).
Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.
Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.
Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.
Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.
(Перед началом выполнения упражнения текст читает ученик, проверка осуществляется одним учеником вслух, остальные в своих листах. Подсчёт количества несклоняемых существительных, самооценка).
Самостоятельная работа. (ключ)
мадам , Осипенко, Хельсинки, США, по шоссе, турне, Белых , цунами, на Капри, в манто, в кашне, папье-маше , в кафе, филе , с пюре, пепси, бра , Осло , Монако , в Майами.
13. Составление меню.
Задание: выберите из меню блюда , которые обозначены
несклоняемыми существительными: салат «Оливье», рагу, азу, кофе, суши, какао, эскимо, пюре, филе, желе.
Подведение итогов № 19, стр. 93 – 94, упр. 179
Какие существительные называются несклоняемыми?
Как определить падеж таких существительных?
Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили?
Что они обозначают?
Решите кроссворд
По горизонтали: 1.Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу. 2.Музыкальный клавишный инструмент. 3.Род мороженого в шоколаде. 4.Дорога с жёстким покрытием. 5.Способ беспроволочной передачи и приёма звука. (пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио) По вертикали: 1.Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику. 2.Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов. 3.Игра в пластинки, на которые нанесены очки. 4,Шейный шарф. 5.Подземная, наземная или надземная на эстакадах (такси, депо, домино, кашне, метро) |
| | | | | | | | 3 | | | 4 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 2 | | | | 5 | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | 1 | | 1 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| 2 | | | | | | | | | | | | | | | |
| 3 | | | | | | 䀇 | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |