Урок - игра "ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
Урок - игра "ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
ЦЕЛИ:
Обобщить знания об однородных членах предложения и правилах постановки знаков при них.
Совершенствовать навык постановки запятых при однородных членах, свободно владеть теоретическими знаниями, уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.
Воспитывать интерес к русскому языку на основе творческой работы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Раздаточный материал
Аудиозапись песни «Наша служба и опасна, и трудна»
Сюжетные картинки, иллюстрирующие оперативную работу полиции
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок - игра "ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ" »
УРОК-ИГРА
ТЕМА: ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЦЕЛИ:
Обобщить знания об однородных членах предложения и правилах постановки знаков при них.
Совершенствовать навык постановки запятых при однородных членах, свободно владеть теоретическими знаниями, уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.
Воспитывать интерес к русскому языку на основе творческой работы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Раздаточный материал
Аудиозапись песни «Наша служба и опасна, и трудна»
Сюжетные картинки, иллюстрирующие оперативную работу полиции
ХОД УРОКА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА
Звучит песня «Наша служба и опасна, и трудна»
На заседании нашего следственного отдела сегодня необходимо рассмотреть заявление от гражданина Предложения о том, что гражданка, хорошо известная следственным органам под кличкой Запятая, нарушила все законы Синтаксиса и Пунктуации и покинула пределы Предложения. Преступление это относится к разряду тяжких.
Нам предстоит провести расследование, отыскать преступницу и поставить её на отведённые места в пределах Предложения.
Работа нам предстоит серьёзная и опасная, так как гражданка Запятая уже неоднократно покидала пределы Предложения, она считается рецидивисткой, даже покушалась на авторитет всех наших сотрудников, неоднократно исчезая из их диктантов, сочинений и изложений.
Я уверена в успехе нашего дела, потому что убеждена в ваших знаниях, профессиональной подготовленности.
На данный момент известно, что на этот раз Запятая замечена в связях с однородными членами. Свидетели преступления помогли составить фоторобот преступницы и дали её особые приметы.
Учащийся: Запятая – гражданка маленького роста , сутулая, голова очень большого размера, круглолицая. (Представить юмористический «фоторобот» Запятой).
ДОКЛАД УЧАЩЕГОСЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЗАПЯТОЙ
Одним из следователей проведена работа по выяснению родословной гражданки Запятой. Докладывает сержант (заранее подготовленный ученик).
Учащийся: Запятая - кличка преступницы. Настоящая её фамилия – Пунктуационный знак препинания. Родиной Пунктуации считают Грецию. А появились знаки препинания в середине 10 века. Уже тогда в греческих и латинских рукописях использовались такие знаки препинания, как: точка, крест, сочетание отдельных точек, точка с запятой и другие. Самостоятельно Запятая в древнерусских летописях не использовалась. Включалась в сочетания с другими знаками. Таким образом, можно сделать вывод род преступных знаков препинания очень древний, семейная черта, проявляющаяся с древних времён,- изменение внешности. Впервые правила пунктуации были сформулированы в книге «Грамматика словенская» (1596 год) Лаврентием Зизанием, а в 1618 году вышла в свет книга Мелентия Смотрицкого «Грамматика», в ней и были названы 10 знаков препинания, сохранившихся до наших дней. Четыре из десяти знаков (, - ; «») имеют склонность к исчезновению из письменных работ учащихся нашей школы. Таким образом, гражданка, известная широкой общественности под кличкой Запятая, родилась в семье, где преступления по статье «Побег из предложения» отмечаются неоднократно.
ЗНАКОМСТВО С ПЛАНОМ УРОКА
Как руководитель следственного отдела предлагаю провести расследование по обозначенному плану:
Признаки однородности членов предложения.
Однородные и неоднородные определения.
Группы сочинительных союзов.
Опасный союз И.
Знаки препинания при повторяющихся союзах.
Обобщающие слова при однородных членах.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
- Кто же такие эти однородные члены?
- Какие члены предложения можно считать однородными?
УПРАЖНЕНИЕ
- Что означают слова промозглый, скрупулёзно? (Слова записаны на доске).
В предложения, данные на доске, вставьте определения
1-й вариант: однородные
2-й вариант: неоднородные.
Обоснуйте постановку знаков.
Предложения на доске:
Мы были знакомы с опытным (грамотным, пожилым) следователем.
В промозглый (холодный, осенний) день нами задержаны опасные (вооружённые, известные) преступники.
Благодаря скрупулёзной (кропотливой, длительной) работе раскрыто сложное (запутанное, подготовленное) преступление.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АТАКА
(В класс врывается переодетый преступник, вооружённый учебником и теоретической тетрадью)
Налётчик: Всем оставаться на своих местах: теоретическое нападение! Всем приготовить ответы на мои вопросы:
Какие союзы называются сочинительными?
Чем союзы сочинительные отличаются от подчинительных?
Какие вам известны группы сочинительных союзов?
Когда ставится запятая при однородных членах?
Когда запятая не ставится?
Налётчик убегает со словами: «Но следующий раз я застану вас врасплох!»
ЦИФРОВОЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Наша работа полна опасностей. Вот и ещё одна проблема: найдены записи предложений с однородными членами, связанными союзом И, но они смешались со сложными предложениями, где союз И служит для связи простых предложений. Решим эту проблему. Решение и выводы запишем в протоколы. Но так как сведения мы обсуждаем секретные, то наши ответы нужно зашифровать.
Из читаемых предложений 1- вариант записывает номера простых предложений с однородными членами, связанными союзом И; 2-й вариант записывает номера сложных предложений, в которых простые предложения соединены союзом И.
Предложения:
Эта служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна.
Работа полицейского связана с постоянными трудностями и опасностями.
Полицейские приходят на выручку людям в трудные минуты, и люди им за это благодарны.
Они несут свою непростую службу днём и ночью, зимой и летом, в дождь и в снег.
Работники уголовного розыска пользуются заслуженным уважением и почётом.
Многих оступившихся подростков полицейские вернули к нормальной жизни, и бывшие подопечные полицейских признательны своим спасителям.
Самопроверка.
РАБОТА ПО КАТОЧКАМ У ДОСКИ
Постройте схемы к данным предложениям (предложения записаны на доске без знаков препинания):
К выезду на место происшествия были все готовы и следственная бригада и криминалисты и группа захвата.
Принципиальность бесстрашие человеколюбие профессиональная грамотность качества, так необходимые в работе следователя.
Работникам уголовного розыска удаётся раскрыть сложные преступления а именно грабежи мошенничество и другие нарушения закона.
Всё медицинская экспертиза осмотр места преступления допрос подозреваемых помогает в расследовании.
VIII.УПРАЖНЕНИЕ «ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Оперативным работникам удалось подслушать и записать разговор Однородных членов с Союзами, но сломалось подслушивающее устройство, и остались лишь обрывки предложений.
Ваша задача: Используя слова для справок, восстановите отсутствующие части предложений, запишите восстановленные предложения, расставьте знаки.
Профессия следователя вызывает у нас и особый интерес и …и… .
Она подразумевает не только неусыпную бдительность и … но и … .
Образ сыщика связан как с понятием о … и … так и о…,… .
Ни …ни…не остановят сыщика на пути расследования.
Слова для справок:
Уважение
Цепкая память
Мужество
Смертельная опасность
Физическая закалённость
Гордость
Отвага
Честность
Психологическая напряжённость
Справедливость
- Какие повторяющиеся и двойные союзы вам известны помимо названных?
- В чём особенность постановки знаков при них?
IX.ЧТЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СКАЗОК
Много интересных фактов из жизни преступной группировки под названием «Союз» удалось выяснить сержантам (заранее подготовленные учащиеся).
Х. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
К сегодняшнему заседанию вышел свежий номер газеты «По горячим следам» (коллаж сюжетных картинок из жизни различных отделов полиции).
- Работники каких специальностей представлены в газете? (криминалист, автоинспектор, инспектор по делам несовершеннолетних, судебный эксперт, оперативный работник).
- Представьте, что вы корреспонденты. Напишите статью в газету на тему «Полицейские специальности», используя эти сюжетные картинки.
- О чём вы расскажете читателям газеты? Какую работу выполняет каждый из специалистов? При ответе используйте однородные члены.
Возможные варианты предложений:
Криминалист осматривает и исследует место происшествия, снимает отпечатки пальцев, ищет улики.
В этом ему помогает судебный эксперт, который должен знать законы и химии, и биологии, и физики.
Оперативные работники помогают как в задержании преступника, так и в его обезвреживании.
Автоинспектор следит за порядком на дорогах. Он не только предотвращает дорожные происшествия, но и помогает водителям, попавшим в аварию.
Подростков предостерегает от ошибок инспектор по делам несовершеннолетних.
ХI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить текст публицистического стиля на основе услышанного на уроке на тему «Полицейские специальности».
- Гражданка Запятая, что Вы можете сказать в своё оправдание?
Запятая: Я девица непростая,
Я крутая, завитая,
Обломают на мне рожки
И Алёнки, и Серёжки.
Всех запутаю старательно,
Как бы ни были внимательны вы!
Мне поможет вся братва:
Однородные и вводные
Члены предложения,
Стану я причиною недоразумения!
- Увести, она неисправима!
XIII.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
В ходе расследования вы проявили себя как опытные, теоретически и практически подготовленные сотрудники. В результате проделанной работы преступница Запятая балы задержана, личность её установлена, она отправлена в те места, где ей и положено находиться, т.е. в предложение.
За успешную работу по защите законов синтаксиса и пунктуации разрешите присвоить следующие звания … и занести благодарности в дневник. (выставление оценок).