2.Актуализация знаний (4 минуты) 3. Постановка учебной задачи. (1минута) 4. Закрепление опорных знаний (10минут) | - Ребята, отгадайте загадку «Не мёд, а ко всему липнут». Задание 1 А теперь, ребята, ответим на вопросы: 1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий его словарный состав? 2. Для чего служат слова? На этом уроке мы с вами вспомним всё, что изучили в теме «Лексика». (Слайд № 4) - Откройте тетради, запишите число. Тему урока. - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, синонимы, антонимы в тексте, уметь использовать их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться. 3.Следующее задание выполняется письменно: Возят почту корабли, Самолеты, поезда, Мчат во все концы земли: В степи, в горы, в города. Почту в дальние районы Доставляют почтальоны. (М. Белкина.) Задания к тексту: 1. Объясните орфограммы и пунктограммы. 2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий. 3. Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова. ( Слайд № 5,6,7) | Предполагаемый ответ: «Слова». Предполагаемый ответ: «Лексика». Запись учащимися числа, темы урока. - Цель урока – повторить изученное по теме «Лексика». | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
5.Физминутка (3 минуты) 6.Закрепление знаний. (7 минут) 7.Рефлексия деятельности ( 12 минут) 8. Домашнее задание (2 минуты) | – Угадайте, – говорит учитель, – кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к нам? (Слайд №8). – Ба, да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение этого слова? (Слайд №9). Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Слайд № 10). На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1. Зовут его Смелый. Задание 1. Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный.) Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам». Задание 2. Отредактируйте текст, используя синонимы. «После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать». (Слайд № 11, 12). Жильцов квартиры номер два Застать сумели мы едва. Они стояли у порога, Уже готовые в дорогу. Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый. (Слайд № 13). Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло. Задание 3. Помогите братьям прочитать письмо. «Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми...» Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Веселая песенка, которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет. Мы – слова из русской речи, из родного языка. Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, ты до смысла доберись. Наподобие начинки смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки. (Я. Козловский) (Слайд № 14). Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал «Мир». Задание 4. Пользуясь словарем, определите значения слова мир. (Слайд № 15). Составьте предложения с этими омонимами. Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного. Юмореска Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему: – О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний! И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный... (И. Верзилин.) Задание 5. Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? А под самой крышей находится мансарда. (Выясняется значение этого слова.) (Слайд № 16). Там идет заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать». (Я. Козловский). Что это за слова? Для них почтальон Печкин принес бандероль. (Определяется значение этого слова.) Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его. Задание 6. Найдите слова, использованные в переносном значении. Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над лесом скучает. На сонной березе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. (А. Громова.) Полз состав. Он устал – От гудка до хвоста. Полз состав, полз, и стал, И уснул у моста. (В. Левин.) Задание 7 (на выбор). 1. Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, печальный, дышит. 2. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал веселый ручеек», «Пришла волшебница-зима». (Слайд 17). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dc841e9b-d36b-40f3-818b-6c81e5e81295/Shishkin.Zima.jpg 3. Лексическое задание – использовать слова в переносном значении, а также синонимы, антонимы. Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте выставим оценки и запишем домашнее задание. (Слайд 18). В карточке с текстом найти синонимы, антонимы, многозначные слова и изобразительно-выразительные средства. И определить их роль в тексте. | Выяснив значение слова корреспонденция, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся. Учащиеся записывают лексические значения новых слов. Предполагаемый ответ: «Синонимы». Предполагаемый ответ: «Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный». Пишут текст, редактируют его, используя синонимы. Предполагаемый ответ: «Антонимы». -Это слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и произношению, но образованные от разных корней, разные по происхождению, и значения их тоже различны. Читает заранее подготовленный ученик. Предполагаемый ответ: «Омонимы - средство создания юмора». Предполагаемый ответ: «Слова, использованные в переносном значении». Выписывают слова, использованные в переносном значении. Составляют словосочетания. Пишут мини-сочинения. Запись учащимися задания в дневники. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование). УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества). УУД: регулятивные (нахождение слов в переносном значении); познавательные (опираются на уже известное). Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |