kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна. И сегодня я буду у вас проводить урок русского языка.  Все ли у вас готово к уроку. Чтобы у нас было хорошее настроение, мы улыбнемся соседу слева и соседу справа

– Сегодня вас приглашают в гости  жители одной удивительной страны. А что это за страна и кто её жители вы мне ответите сами.  Загадаю вам загадку.

Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ.

- Правильно,  буквы нас приглашают в страну «Грамотейки».  Где мы будем проходить интересные задания. А перед тем как мы отправимся в путешествие, откройте тетради и запишем дату и классная работа. 

- Вы записали, если да то поднимите глаза, чтобы я видела кто готов, а кто нет.

- В стране «Грамотейка» злой северный ветер разбросал интересные жилища на главной улице. Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите?

– Объясните значение слова “чум”?

– Назания, каких жилищ народов севера вы ещё знаете?

- Произнесите слово “чум”. Какой звук первый в этом слове?

– Какая орфограмма встречается в этом слове?

– Как пишется слово “чум”?

- Какое правило здесь  использовалось?

- Вот какое задание северный ветер принес вместе с чумами: припиши слева или справа сочетания «жи-ши, ча-ща, чу-щу», чтобы получились слова. И запишите эти слова в тетрадь.

Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока. 

- Правильно,  мы сегодня будем тренировать в написании слов в сочетании «жи – ши, ча – ща, чу - щу».  Нам нужно вспомнить правила написания слов с сочетании  «жи – ши, ча – ща, чу – щу». Но ветер унес вторую часть правил. И на улице под название «Правила» начались разногласия. Чтобы жители больше не спорили, мы допишем эти правила. (слайд с недописанными правилами).

- Молодцы, теперь у мирных жителей больше не будет разногласий. А на этой улице живут очень дружные друзья жи – ши, ча – ща, чу – щу. Но у них возник спор. Они просят нас, чтобы мы его разрешили. Ребята, поможем друзьям?

- Вам необходимо разделиться на пары. И выполнить такое задание: нужно найти и исправить ошибки в словах, правильные варианты ответов записать в тетрадь.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

- Давайте проверим, что вы нашли.

- Молодцы, а теперь мы отдохнем. Встаньте из - за парт и повторяйте за героями.

Физкультминутка

Включение презентации.

- Ребята, чтобы северный ветер больше не возвращался, мы с вами выполним самостоятельную работу, которую он нам составил. И после этого как в решите все задания на карточке, вы сдадите мне. А я их отнесу северному ветру. И он больше не вернется в страну «Грамотейку». Давайте решим 2 задания вместе, а остальные 3 самостоятельно, если возникнут вопросы, просто поднимите руку, и я к вам подойду и помогу.

Задания.

1. Прочитай. Подчеркни только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ.

У шиповника красивые цветы. Чудная картина, как ты мне родна. Дедушке сшили новый жилет. У машины резиновые шины. У нас живёт собака Рыжик. Вечером мы пили чай с шиповником. В воздухе кружились пушистые снежинки. Мыши живут в норке. Щука плавает в речке. В огороде вырос, вкусный щавель.

2. Напиши слова во множественном числе.   

 Шалаш - __________

 Чиж - _______

 Ландыш - __________

 Корж - ____________

 Морж - ___________

 Пляж - _________________

 Груша - _____________

 Карандаш - ___________

 Витраж - ___________

 Лужа- ____________

3. Допиши слово или отгадку. Условие — в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут _________.

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни _________.

Если с крыши потекло

И сугробы ниже –

Значит, солнце припекло,

Убирайте _ ______.

По полям бегут ручьи,

На дорогах ______

Скоро выйдут муравьи

После зимней ______.

Покружилась в воздухе

Звездочка немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Это ___________)

Слова для справок:

4. Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

  Коровы — м_______, змея ш______,  кузнечики –тр______, дятлы — с_______, кони мч_т.

5. Прочитай, вставь пропущенные орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Шиповник.

В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами. Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__.

Открываем дневники, записываем домашнее задание: повторить правила написания жи-ши, ча-ща, чу-щу. 

- Ребята, что мы сегодня повторили?

Я испытывал затруднения…

Мне понравилось…

У меня получилось…

-  Если вам понравился урок, то закрасьте смайлик красным, желтым - если все получилось, но возникли трудности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ »

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»



УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ



Разработала:

студентка 3 «А» группы

Воробьева Елена

Методист: ____________ Виноградова К.Я.

Руководитель:_______________ Потапова И.Г.







Камышлов, 2015

Тип урока: закрепление

Тема: упражнения в написании словосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Класс:

Цель: закрепление знаний и умений выполнять упражнения в написании словосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах

Задачи

Личностные: формирование интереса к учебной деятельности через предложенные задания

Метапредметные:

  • Познавательные: развитие наблюдательности, формирование умения пользоваться простыми логическими операциями: анализ, сравнение;

  • Коммуникативные: формирование умения аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • Регулятивные: формирование умения оценивать свою работу через анализ своей деятельности;

Предметные: закрепленные знания о правописании жи – ши, ча – ща, чу – щу и умений употреблять данное правило на письме.

Планируемый результат: закрепление знаний о правилах: написания букв жи – ши, ча – ща, чу – щу, сформированное умение в поиске данных слов в тексте и применении правила в письменной речи.

КУМО: презентация, раздаточный материал (карточки, смайлики)



Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Метод, прием

Организационный

1-2

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна. И сегодня я буду у вас проводить урок русского языка. Все ли у вас готово к уроку. Чтобы у нас было хорошее настроение, мы улыбнемся соседу слева и соседу справа

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Личностные: действие смыслообразования, желание выполнять учебное действие

Словесный (слово учителя)

Мотива ционный

5

– Сегодня вас приглашают в гости жители одной удивительной страны. А что это за страна и кто её жители вы мне ответите сами. Загадаю вам загадку.

Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ.

- Правильно, буквы нас приглашают в страну «Грамотейки». Где мы будем проходить интересные задания. А перед тем как мы отправимся в путешествие, откройте тетради и запишем дату и классная работа.

- Вы записали, если да то поднимите глаза, чтобы я видела кто готов, а кто нет.

- В стране «Грамотейка» злой северный ветер разбросал интересные жилища на главной улице. Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите?

– Объясните значение слова “чум”?


– Названия, каких жилищ народов севера вы ещё знаете?

- Произнесите слово “чум”. Какой звук первый в этом слове?

– Какая орфограмма встречается в этом слове?

– Как пишется слово “чум”?








- Буквы


- Открывают тетрадь, отступают 2 строчки от прошлой работы. записывают дату и классную работу.

- Поднимают глаза и смотрят на учителя.


- Чум



- Чум – переносное жилище народов севера, сделанное из шкур оленя.

- Тупа, вежа, кувакса.

- [Ч’] – согл., глух. непарн.,мягк.


- Буква гласного звука после буквы шипящего звука

- Чум

Личностные: действие слыслообразования;

Познавательные: произведение логических операций (анализ)

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Практический (упражнение, )

Целеполагание

5

- Какое правило здесь использовалось?

- Вот какое задание северный ветер принес вместе с чумами: припиши слева или справа сочетания «жи-ши, ча-ща, чу-щу», чтобы получились слова. И запишите эти слова в тетрадь.

Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока.

- Правописание чу-щу.

- Задача, чулок, дача, лыжи, живёт, шина, хочу, ищу, роща, щавель, жираф, шиповник, пища, часы, туча, чудо, щука, животик.





- Упражнения в написании слов с жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирования познавательной цели;

Словесные (беседа)

Актуализация знаний

10

- Правильно, мы сегодня будем тренировать в написании слов в сочетании «жи – ши, ча – ща, чу - щу». Нам нужно вспомнить правила написания слов с сочетании «жи – ши, ча – ща, чу – щу». Но ветер унес вторую часть правил. И на улице под название «Правила» начались разногласия. Чтобы жители больше не спорили, мы допишем эти правила. (слайд с недописанными правилами).

- Молодцы, теперь у мирных жителей больше не будет разногласий. А на этой улице живут очень дружные друзья жи – ши, ча – ща, чу – щу. Но у них возник спор. Они просят нас, чтобы мы его разрешили. Ребята, поможем друзьям?

- Вам необходимо разделиться на пары. И выполнить такое задание: нужно найти и исправить ошибки в словах, правильные варианты ответов записать в тетрадь.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

- Давайте проверим, что вы нашли.

- Молодцы, а теперь мы отдохнем. Встаньте из - за парт и повторяйте за героями.

- Говорят 2 часть правила, смотря на слайд.


Сочетания жи-ши

Только с буквой «и» пиши.

Сочетания чу-щу

Только с буквой «у» пиши.

Чаща, дача и печать –

Нужно с буквой «а» писать.


- Да, поможем.






- Делятся на пары и записывают в тетрадь слова: жираф, щавель, чудеса, машина, щупальца, чайник, передача, учусь, стуча(у), широкий, часто, ищу, животное.

Личностные: формирование желание выполнять учебное действие

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор

Регулятивные: коррекция

Практический (упражнения), словесные (рассуждение)



1-2


Физкультминутка

Включение презентации.

Закрепление знаний

15

- Ребята, чтобы северный ветер больше не возвращался, мы с вами выполним самостоятельную работу, которую он нам составил. И после этого как в решите все задания на карточке, вы сдадите мне. А я их отнесу северному ветру. И он больше не вернется в страну «Грамотейку». Давайте решим 2 задания вместе, а остальные 3 самостоятельно, если возникнут вопросы, просто поднимите руку, и я к вам подойду и помогу.

Задания.

1. Прочитай. Подчеркни только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ.

У шиповника красивые цветы. Чудная картина, как ты мне родна. Дедушке сшили новый жилет. У машины резиновые шины. У нас живёт собака Рыжик. Вечером мы пили чай с шиповником. В воздухе кружились пушистые снежинки. Мыши живут в норке. Щука плавает в речке. В огороде вырос, вкусный щавель.

2. Напиши слова во множественном числе.

Шалаш - __________

Чиж - _______

Ландыш - __________

Корж - ____________

Морж - ___________

Пляж - _________________

Груша - _____________

Карандаш - ___________

Витраж - ___________

Лужа- ____________

3. Допиши слово или отгадку. Условие — в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут _________ .


Не поедет без бензина

Ни автобус, ни _________ .


Если с крыши потекло

И сугробы ниже –

Значит, солнце припекло,

Убирайте _ ______.


По полям бегут ручьи,

На дорогах ______

Скоро выйдут муравьи

После зимней ______.


Покружилась в воздухе

Звездочка немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Это ___________)

Слова для справок:

4. Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Коровы — м_______, змея ш______, кузнечики –тр______, дятлы — с_______, кони мч_т.

5. Прочитай, вставь пропущенные орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Шиповник.

В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами. Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__.

- Выполняют самостоятельную работу.












1. У шиповника красивые цветы. Чудная картина, как ты мне родна. Дедушке сшили новый жилет. У машины резиновые шины. У нас живёт собака Рыжик. Вечером мы пили чай с шиповником. В воздухе кружились пушистые снежинки. Мыши живут в норке. Щука плавает в речке. В огороде вырос, вкусный щавель.

2. Шалаш - шалаши

Чиж - чижи

Ландыш - ландыши

Корж - коржи

Морж - моржи

Пляж - пляжи

Груша - груши

Карандаш - карандаши

Витраж - витражи

Лужа - лужи


3.



Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут _мыши__ .


Не поедет без бензина

Ни автобус, ни _машина.


Если с крыши потекло

И сугробы ниже –

Значит, солнце припекло,

Убирайте _лыжи______.


По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи

Скоро выйдут муравьи

После зимней _стужи.


Покружилась в воздухе

Звездочка немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Это снежинка)





4. Коровы — мычат, змея шипит, сычи — кричат, кузнечики -трещат, дятлы — стучат, кони мчат.



5.

Шиповник.

В лесу рос чудесный куст. Он цвёл большими яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши заноза. Надо идти к врачу.

Личностные: формирование желание выполнять учебное действие

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор

Регулятивные: коррекция

Практический метод (упражнения)

Домашнее задание

1-2

Открываем дневники, записываем домашнее задание: повторить правила написания жи-ши, ча-ща, чу-щу.




Рефлексия

2-3

- Ребята, что мы сегодня повторили?

Я испытывал затруднения…

Мне понравилось…

У меня получилось…

- Если вам понравился урок, то закрасьте смайлик красным, желтым - если все получилось, но возникли трудности.

- Правила на правописание орфограмм жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Регулятивные: оценка

Словесный метод (беседа)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ

Автор: Воробьева Елена Александровна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190260

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Работа над трудными словами в начальных классах. "
    ["seo_title"] => string(50) "rabota-nad-trudnymi-slovami-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116662"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412578776"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методические приемы работы над правописанием словарных слов  в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskiiepriiemyrabotynadpravopisaniiemslovarnykhslovvnachalnykhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "271657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451727534"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методические приемы работы над правописанием словарных слов  в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskiiepriiemyrabotynadpravopisaniiemslovarnykhslovvnachalnykhklassakh1"
    ["file_id"] => string(6) "271658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451727541"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Методические приемы работы со словарными словами  в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskiiepriiemyrabotysoslovarnymislovamivnachalnykhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "271659"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451727676"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "ТЕМА:  «СЛИТНОЕ  И  РАЗДЕЛЬНОЕ  НАПИСАНИЕ  НЕ  С  РАЗЛИЧНЫМИ  ЧАСТЯМИ  РЕЧИ» "
    ["seo_title"] => string(75) "tiema-slitnoie-i-razdiel-noie-napisaniie-nie-s-razlichnymi-chastiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "178763"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424878779"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства