УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ
УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна. И сегодня я буду у вас проводить урок русского языка. Все ли у вас готово к уроку. Чтобы у нас было хорошее настроение, мы улыбнемся соседу слева и соседу справа
– Сегодня вас приглашают в гости жители одной удивительной страны. А что это за страна и кто её жители вы мне ответите сами. Загадаю вам загадку.
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
- Правильно, буквы нас приглашают в страну «Грамотейки». Где мы будем проходить интересные задания. А перед тем как мы отправимся в путешествие, откройте тетради и запишем дату и классная работа.
- Вы записали, если да то поднимите глаза, чтобы я видела кто готов, а кто нет.
- В стране «Грамотейка» злой северный ветер разбросал интересные жилища на главной улице. Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите?
– Объясните значение слова “чум”?
– Назания, каких жилищ народов севера вы ещё знаете?
- Произнесите слово “чум”. Какой звук первый в этом слове?
– Какая орфограмма встречается в этом слове?
– Как пишется слово “чум”?
- Какое правило здесь использовалось?
- Вот какое задание северный ветер принес вместе с чумами: припиши слева или справа сочетания «жи-ши, ча-ща, чу-щу», чтобы получились слова. И запишите эти слова в тетрадь.
- Правильно, мы сегодня будем тренировать в написании слов в сочетании «жи – ши, ча – ща, чу - щу». Нам нужно вспомнить правила написания слов с сочетании «жи – ши, ча – ща, чу – щу». Но ветер унес вторую часть правил. И на улице под название «Правила» начались разногласия. Чтобы жители больше не спорили, мы допишем эти правила. (слайд с недописанными правилами).
- Молодцы, теперь у мирных жителей больше не будет разногласий. А на этой улице живут очень дружные друзья жи – ши, ча – ща, чу – щу. Но у них возник спор. Они просят нас, чтобы мы его разрешили. Ребята, поможем друзьям?
- Вам необходимо разделиться на пары. И выполнить такое задание: нужно найти и исправить ошибки в словах, правильные варианты ответов записать в тетрадь.
- Молодцы, а теперь мы отдохнем. Встаньте из - за парт и повторяйте за героями.
Физкультминутка
Включение презентации.
- Ребята, чтобы северный ветер больше не возвращался, мы с вами выполним самостоятельную работу, которую он нам составил. И после этого как в решите все задания на карточке, вы сдадите мне. А я их отнесу северному ветру. И он больше не вернется в страну «Грамотейку». Давайте решим 2 задания вместе, а остальные 3 самостоятельно, если возникнут вопросы, просто поднимите руку, и я к вам подойду и помогу.
Задания.
1.Прочитай. Подчеркни только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ.
У шиповника красивые цветы. Чудная картина, как ты мне родна. Дедушке сшили новый жилет. У машины резиновые шины. У нас живёт собака Рыжик. Вечером мы пили чай с шиповником. В воздухе кружились пушистые снежинки. Мыши живут в норке. Щука плавает в речке. В огороде вырос, вкусный щавель.
2. Напиши слова во множественном числе.
Шалаш - __________
Чиж - _______
Ландыш - __________
Корж - ____________
Морж - ___________
Пляж - _________________
Груша - _____________
Карандаш - ___________
Витраж - ___________
Лужа- ____________
3. Допиши слово или отгадку. Условие — в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут _________.
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни _________.
Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте _ ______.
По полям бегут ручьи,
На дорогах ______
Скоро выйдут муравьи
После зимней ______.
Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Это ___________)
Слова для справок:
4. Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма «жи-ши, ча-ща, чу-щу»
В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами. Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__.
Цель: закрепление знаний и умений выполнять упражнения в написании словосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах
Задачи
Личностные: формирование интереса к учебной деятельности через предложенные задания
Метапредметные:
Познавательные: развитие наблюдательности, формирование умения пользоваться простыми логическими операциями: анализ, сравнение;
Коммуникативные: формирование умения аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Регулятивные: формирование умения оценивать свою работу через анализ своей деятельности;
Предметные: закрепленные знания о правописании жи – ши, ча – ща, чу – щу и умений употреблять данное правило на письме.
Планируемый результат: закрепление знаний о правилах: написания букв жи – ши, ча – ща, чу – щу, сформированное умение в поиске данных слов в тексте и применении правила в письменной речи.
КУМО: презентация, раздаточный материал (карточки, смайлики)
Этап
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Метод, прием
Организационный
1-2
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна. И сегодня я буду у вас проводить урок русского языка. Все ли у вас готово к уроку. Чтобы у нас было хорошее настроение, мы улыбнемся соседу слева и соседу справа
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.
Личностные: действие смыслообразования, желание выполнять учебное действие
Словесный (слово учителя)
Мотива ционный
5
– Сегодня вас приглашают в гости жители одной удивительной страны. А что это за страна и кто её жители вы мне ответите сами. Загадаю вам загадку.
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
- Правильно, буквы нас приглашают в страну «Грамотейки». Где мы будем проходить интересные задания. А перед тем как мы отправимся в путешествие, откройте тетради и запишем дату и классная работа.
- Вы записали, если да то поднимите глаза, чтобы я видела кто готов, а кто нет.
- В стране «Грамотейка» злой северный ветер разбросал интересные жилища на главной улице. Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите?
– Объясните значение слова “чум”?
– Названия, каких жилищ народов севера вы ещё знаете?
- Произнесите слово “чум”. Какой звук первый в этом слове?
– Какая орфограмма встречается в этом слове?
– Как пишется слово “чум”?
- Буквы
- Открывают тетрадь, отступают 2 строчки от прошлой работы. записывают дату и классную работу.
- Поднимают глаза и смотрят на учителя.
- Чум
- Чум – переносное жилище народов севера, сделанное из шкур оленя.
- Тупа, вежа, кувакса.
- [Ч’] – согл., глух. непарн.,мягк.
- Буква гласного звука после буквы шипящего звука
- Чум
Личностные: действие слыслообразования;
Познавательные: произведение логических операций (анализ)
Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
Практический (упражнение, )
Целеполагание
5
- Какое правило здесь использовалось?
- Вот какое задание северный ветер принес вместе с чумами: припиши слева или справа сочетания «жи-ши, ча-ща, чу-щу», чтобы получились слова. И запишите эти слова в тетрадь.
- Упражнения в написании слов с жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирования познавательной цели;
Словесные (беседа)
Актуализация знаний
10
- Правильно, мы сегодня будем тренировать в написании слов в сочетании «жи – ши, ча – ща, чу - щу». Нам нужно вспомнить правила написания слов с сочетании «жи – ши, ча – ща, чу – щу». Но ветер унес вторую часть правил. И на улице под название «Правила» начались разногласия. Чтобы жители больше не спорили, мы допишем эти правила. (слайд с недописанными правилами).
- Молодцы, теперь у мирных жителей больше не будет разногласий. А на этой улице живут очень дружные друзья жи – ши, ча – ща, чу – щу. Но у них возник спор. Они просят нас, чтобы мы его разрешили. Ребята, поможем друзьям?
- Вам необходимо разделиться на пары. И выполнить такое задание: нужно найти и исправить ошибки в словах, правильные варианты ответов записать в тетрадь.
- Ребята, чтобы северный ветер больше не возвращался, мы с вами выполним самостоятельную работу, которую он нам составил. И после этого как в решите все задания на карточке, вы сдадите мне. А я их отнесу северному ветру. И он больше не вернется в страну «Грамотейку». Давайте решим 2 задания вместе, а остальные 3 самостоятельно, если возникнут вопросы, просто поднимите руку, и я к вам подойду и помогу.
Задания.
1.Прочитай. Подчеркни только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ.
У шиповника красивые цветы. Чудная картина, как ты мне родна. Дедушке сшили новый жилет. У машины резиновые шины. У нас живёт собака Рыжик. Вечером мы пили чай с шиповником. В воздухе кружились пушистые снежинки. Мыши живут в норке. Щука плавает в речке. В огороде вырос, вкусный щавель.
2. Напиши слова во множественном числе.
Шалаш - __________
Чиж - _______
Ландыш - __________
Корж - ____________
Морж - ___________
Пляж - _________________
Груша - _____________
Карандаш - ___________
Витраж - ___________
Лужа- ____________
3. Допиши слово или отгадку. Условие — в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут _________ .
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни _________ .
Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте _ ______.
По полям бегут ручьи,
На дорогах ______
Скоро выйдут муравьи
После зимней ______.
Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Это ___________)
Слова для справок:
4. Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма «жи-ши, ча-ща, чу-щу»
В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами. Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__.
- Выполняют самостоятельную работу.
1. У шиповника красивые цветы. Чудная картина, как ты мне родна. Дедушке сшили новый жилет. У машины резиновые шины. У нас живёт собака Рыжик. Вечером мы пили чай с шиповником. В воздухе кружились пушистые снежинки. Мыши живут в норке. Щука плавает в речке. В огороде вырос, вкусный щавель.
В лесу рос чудесный куст. Он цвёл большими яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши заноза. Надо идти к врачу.
Личностные: формирование желание выполнять учебное действие
Познавательные: структурирование знаний
Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор