kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические приемы работы со словарными словами в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание, которых правилами не проверяются – словарных слов. Одной из главных задач, стоящих перед учителем – научить ребенка писать эти слова без ошибок. Причинами трудного запоминания словарных слов является слабая волевая сфера, небольшой объем памяти, непроизвольное внимание у младших школьников, трудоемкий алгоритм по их запоминанию и, наконец, буква для ребенка, только что научившегося писать, – лишь набор элементов.

Поэтому традиционная система работы над словарными словами, предполагающая знакомство детей с ними в готовом виде, затем их многоразовое прописывание и использование словарных диктантов не дает нужных результатов.

Необходимо в первую очередь разнообразить этап знакомства учеников с новым словом, побудить их к тому, чтобы они сами догадались, о каких словах идет речь. Это можно достичь путем досказывания детьми рифмованных двустиший. Например:

Зябнут ноги, щиплет нос

Старый дедушка…(мороз).

Можно использовать другие приемы, например, рифмованные строки: «Хорошо, что хорошо пишется через три о!».

Такой прием запоминания психологи считают самым интересным, лучшим для запоминания информации. Он учит детей нестандартно мыслить, видеть в каждом слове необычное; это активизирует их познавательную деятельность, развивает детское воображение и укрепляет память.

Большинство написаний, относимых к числу беспроверочных, на самом деле может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка. Вот как можно разъяснить написание некоторых словарных слов: корова – домашнее животное назвали от слова кор; на древнерусском языке кор значит рог, т.е. корова – рогатая и т.д. Этимологический анализ является ценным методическим приемом обучения орфографии. Знакомство младших школьников с этимологией слов оказывает положительное влияние на правописание непроверяемых слов, расширяет кругозор, приобщает к историческим фактам культуры языка, учит работать с этимологическим словарем.

Кроме того, можно предложить ученикам создать собственный словарь – орфографический, в который ученики будут записывать изученное слово (слова). Для лучшего запоминания, для развития воображения младших школьников можно воспользоваться принципом эйдетики – рядом с записанным словом в словаре выполнить ассоциативный рисунок.

Учитывая связь орфографии с другими разделами языка, можно предложить упражнения для отработки правописания словарных слов, основываясь на знаниях и умениях по фонетике, морфологии, словообразованию, синтаксису, лексикологии.

1. Фонетические упражнения:

1.1. Чайнворд. Составьте цепочку словарных слов так, чтоб, последняя буква предыдущего слова являлась началом следующего.

1.2. Игра «Собери слово»: пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак

1.3. Игра «Расшифруй слово». Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово:

2  10  13  6  20                26  16  22  7  18                  33  2  13  16  12  16

      (билет)                         (шофер)                                    (яблоко)

1.4. Выборочный диктант. Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной: По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костер.

Также к фонетическим упражнениям над словарными словами относится постановка ударения, деление на слоги, звуковой анализ, списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот, выписать словарные слова с шипящими.

2. Словообразовательные упражнения:

2.1. От слова газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом -к-. Или запись слов с разными приставками: шел – пришел, ушел, зашел.

2.2. Шарада. Узнайте слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.

2.3. От слова береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Выполните разбор по составу.

2.4. Работа над деформированным предложением. Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому? Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным. На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.

3. Морфологические упражнения:

3.1. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например: адрес (адресный, адресок, адресовать), ветер (ветерок, ветреный, обветрить).

3.2. Составьте предложения с данными словосочетаниями: интересный случай, аккуратный ученик, березовая аллея. Определите склонения существительных

3.3. Ответьте на вопрос одним словарным словом. Измените это слово по падежам: Кто живет в лесу? В чем хранятся ручки и карандаши? Какой овощ растет на огороде?

3.4. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков по разному основанию (по родам, по склонениям, одушевленные или неодушевленные предметы, по частям речи и т.д).

3.5. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных: воробей (какой?) … ; газета (какая?) … ; молоко (какое?) ….

4. Синтаксические упражнения:

4.1. Составьте предложение с данными словами: ветер, капуста, осина, товарищ.

4.2. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение: Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником. Край земли у водной поверхности. Комната для занятий в школе.

4.3. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос. Андрюша вынул из кармана носовой платок. Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле.

4.4. Закончить предложение однородными членами предложения: В овощном магазине можно купить… .

5. Лексические упражнения:

5.1. Найдите в каждом  ряде  слов лишнее слово. Подчеркните его. По     какому принципу отобраны слова: автомобиль, урожай, трамвай, самолет; капуста, помидор, солома, морковь.

5.2. Назовите одними словом: сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д.; огурец, помидор, картофель.

5.3. К словам  багаж, вместе, дорога  подберите синонимы. Составьте с ними предложения. Также можно проводить работу по подбору антонимов.

5.4. Дописать предложение подходящим по смыслу словарным словом.

Не стоит забывать и про традиционные орфографические упражнения в работе по запоминанию написания словарных слов: списать и вставить пропущенную букву, зрительный диктант, картинный диктант, письмо с проговариванием, какографические упражнения и т.д.

Список используемой литературы:

1. Золотых Н.А. Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка // Начальная школа. – 2001. – № 3. – С. 9-15.

2. Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов. // Русский язык в школе. – 1990. – № 1. – С. 25-29.

3. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии. // Начальная школа. – 1998. – № 1. – С. 55-60.

4. Методика преподавания русского языка в школе: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т.Баранова. – М.: «Академия», 2000. – 369 с.

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы работы со словарными словами в начальных классах»

Методические приемы работы над правописанием словарных слов

в начальных классах

Учитель начальных классов

МБОУ ФМП «УВК «Интеграл» города Евпатории Республики Крым

Сидоренко Яна Сергеевна


В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание, которых правилами не проверяются – словарных слов. Одной из главных задач, стоящих перед учителем – научить ребенка писать эти слова без ошибок. Причинами трудного запоминания словарных слов является слабая волевая сфера, небольшой объем памяти, непроизвольное внимание у младших школьников, трудоемкий алгоритм по их запоминанию и, наконец, буква для ребенка, только что научившегося писать, – лишь набор элементов.

Поэтому традиционная система работы над словарными словами, предполагающая знакомство детей с ними в готовом виде, затем их многоразовое прописывание и использование словарных диктантов не дает нужных результатов.

Необходимо в первую очередь разнообразить этап знакомства учеников с новым словом, побудить их к тому, чтобы они сами догадались, о каких словах идет речь. Это можно достичь путем досказывания детьми рифмованных двустиший. Например:

Зябнут ноги, щиплет нос

Старый дедушка…(мороз).

Можно использовать другие приемы, например, рифмованные строки: «Хорошо, что хорошо пишется через три о!».

Такой прием запоминания психологи считают самым интересным, лучшим для запоминания информации. Он учит детей нестандартно мыслить, видеть в каждом слове необычное; это активизирует их познавательную деятельность, развивает детское воображение и укрепляет память.

Большинство написаний, относимых к числу беспроверочных, на самом деле может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка. Вот как можно разъяснить написание некоторых словарных слов: корова – домашнее животное назвали от слова кор; на древнерусском языке кор значит рог, т.е. корова – рогатая и т.д. Этимологический анализ является ценным методическим приемом обучения орфографии. Знакомство младших школьников с этимологией слов оказывает положительное влияние на правописание непроверяемых слов, расширяет кругозор, приобщает к историческим фактам культуры языка, учит работать с этимологическим словарем.

Кроме того, можно предложить ученикам создать собственный словарь – орфографический, в который ученики будут записывать изученное слово (слова). Для лучшего запоминания, для развития воображения младших школьников можно воспользоваться принципом эйдетики – рядом с записанным словом в словаре выполнить ассоциативный рисунок.







Учитывая связь орфографии с другими разделами языка, можно предложить упражнения для отработки правописания словарных слов, основываясь на знаниях и умениях по фонетике, морфологии, словообразованию, синтаксису, лексикологии.

1. Фонетические упражнения:

1.1. Чайнворд. Составьте цепочку словарных слов так, чтоб, последняя буква предыдущего слова являлась началом следующего.

1.2. Игра «Собери слово»: пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак

1.3. Игра «Расшифруй слово». Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово:

2 10 13 6 20 26 16 22 7 18 33 2 13 16 12 16

(билет) (шофер) (яблоко)

1.4. Выборочный диктант. Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной: По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костер.

Также к фонетическим упражнениям над словарными словами относится постановка ударения, деление на слоги, звуковой анализ, списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот, выписать словарные слова с шипящими.

2. Словообразовательные упражнения:

2.1. От слова газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом -к-. Или запись слов с разными приставками: шел – пришел, ушел, зашел.

2.2. Шарада. Узнайте слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.

2.3. От слова береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Выполните разбор по составу.

2.4. Работа над деформированным предложением. Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому? Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным. На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.

3. Морфологические упражнения:

3.1. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например: адрес (адресный, адресок, адресовать), ветер (ветерок, ветреный, обветрить).

3.2. Составьте предложения с данными словосочетаниями: интересный случай, аккуратный ученик, березовая аллея. Определите склонения существительных

3.3. Ответьте на вопрос одним словарным словом. Измените это слово по падежам: Кто живет в лесу? В чем хранятся ручки и карандаши? Какой овощ растет на огороде?

3.4. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков по разному основанию (по родам, по склонениям, одушевленные или неодушевленные предметы, по частям речи и т.д).

3.5. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных: воробей (какой?) … ; газета (какая?) … ; молоко (какое?) … .

4. Синтаксические упражнения:

4.1. Составьте предложение с данными словами: ветер, капуста, осина, товарищ.

4.2. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение: Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником. Край земли у водной поверхности. Комната для занятий в школе.

4.3. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос. Андрюша вынул из кармана носовой платок. Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле.

4.4. Закончить предложение однородными членами предложения: В овощном магазине можно купить… .

5. Лексические упражнения:

5.1. Найдите в каждом ряде слов лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова: автомобиль, урожай, трамвай, самолет; капуста, помидор, солома, морковь.

5.2. Назовите одними словом: сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д.; огурец, помидор, картофель.

5.3. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения. Также можно проводить работу по подбору антонимов.

5.4. Дописать предложение подходящим по смыслу словарным словом.

Не стоит забывать и про традиционные орфографические упражнения в работе по запоминанию написания словарных слов: списать и вставить пропущенную букву, зрительный диктант, картинный диктант, письмо с проговариванием, какографические упражнения и т.д.

Список используемой литературы:

1. Золотых Н.А. Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка // Начальная школа. – 2001. – № 3. – С. 9-15.

2. Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов. // Русский язык в школе. – 1990. – № 1. – С. 25-29.

3. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии. // Начальная школа. – 1998. – № 1. – С. 55-60.

4. Методика преподавания русского языка в школе: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т.Баранова. – М.: «Академия», 2000. – 369 с.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические приемы работы со словарными словами в начальных классах

Автор: Сидоренко Яна Сергеевна

Дата: 02.01.2016

Номер свидетельства: 271659

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методические приемы работы над правописанием словарных слов  в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskiiepriiemyrabotynadpravopisaniiemslovarnykhslovvnachalnykhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "271657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451727534"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методические приемы работы над правописанием словарных слов  в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskiiepriiemyrabotynadpravopisaniiemslovarnykhslovvnachalnykhklassakh1"
    ["file_id"] => string(6) "271658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451727541"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Работа над методической темой "Формирование орфографических умений и навыков у младших школьников при изучении словарных слов""
    ["seo_title"] => string(124) "rabotanadmietodichieskoitiemoiformirovaniieorfoghrafichieskikhumieniiinavykovumladshikhshkolnikovpriizuchieniislovarnykhslov"
    ["file_id"] => string(6) "274414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452374632"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Работа над методической темой "Формирование орфографических умений и навыков у младших школьников при изучении словарных слов""
    ["seo_title"] => string(125) "rabotanadmietodichieskoitiemoiformirovaniieorfoghrafichieskikhumieniiinavykovumladshikhshkolnikovpriizuchieniislovarnykhslov1"
    ["file_id"] => string(6) "274415"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452374639"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "доклад на МО " Словарная работа на уроках письма и развития речи у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(91) "doklad-na-mo-slovarnaia-rabota-na-urokakh-pis-ma-i-razvitiia-riechi-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "312369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459337600"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства