kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Употребление Ь и Ъ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС ОО.

В структуре урока выдержаны все основные этапы, определены цели и задачи.

В ходе данного урока сначала проводится актуализация знаний, затем при помощи создания проблемной ситуации выводят правило и отрабатывают навыки его применения на практике.

В обязательном порядке обращаю внимание на такие правила:

Ъ не пишется:
 — после приставок, оканчивающихся на согласные, перед гласными а, о, у, эбезапелляционный, разохаться, контрудар, сэкономить; 
 — в сложносокращенных словах: иняз, главювелирторг и др.

Урок прошел замечательно. Методисты, присутвующие на уроке, были очень довольны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Употребление Ь и Ъ»

Урок 34

Тема. Употребление букв Ъ, Ь

ЦЕЛИ УРОКА:
1. Учебные:
а) повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков;
б) формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков.
2. Развивающие:
а) видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах;
б) уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.
3. Воспитательные:
а) воспитывать стремление к грамотной речи;
б) воспитывать гордость за свой язык и его неповторимость.

ТИП УРОКА: комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, раб. тетр., раздаточный материал.
Виды деятельности на уроке:
1. Эвристическая беседа
2. Индивидуальная и парная, творческая работа на местах; работа у доски.
ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  2. Психологический настрой на работу.

Давайте определим свое настроение, настрой на работу: отличное, хорошее, плохое.

Озвучивание правил на уроке:

  • Правило 1 микрофона - это означает смотреть на говорящего и не перебивать его.

  • Правило активной позиции: каждый из вас в классе важен, каждый имеет право высказаться.

  • Правило взаимного уважения. Уважительное отношение ко всем без исключения. Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою ценность.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

  2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  3. Орфоэпическая разминка.

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я речи русской не люблю. (А.С. Пушкин)

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задание А1)

Задание для студентов (слова записаны на доске): поставить ударение в соответствии с нормами произношения: жалюзИ, позвонЯт, занятОй, досУг, баловАть, кровоточИть, балОванный, красИвее.

Полезная информация: запомнить правильную постановку ударения в некоторых словах позволяет подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший.

Например: Не будем улыбаться, Хватит баловАться. Уважаемый наш сэр, Посетите диспансЕр.

Не влезешь в шорты, Если будешь есть одни тОрты. Снова бегемот Сломал нефтепровОд.

  1. Работа по теме урока.

В стране Русский Язык,
В городе Алфавите
Живут два брата-двойняшки,
Носят одинаковые рубашки.
У одного хохолок на голове,
А другой лысый вообще.
Хоть они друг на друга похожи,
Их характеры совершенно не схожи.
Младший брат весельчак и добряк.
И зовётся он Мягкий Знак.
Он ласков и добродушен.
И всегда во всём послушен!
Старший брат строг и суров,
Не говорит много слов.
И во всех он делах упёртый!
И зовётся он Знаком Твёрдым.
Но живут вместе братья дружно,
Не встают в те слова, где ненужно!
Чётко правила соблюдают
И друг другу в делах не мешают.
Если ты эти правила будешь знать,
То учёба пойдёт на «пять»


Очень часто мы допускаем ошибки в словах с Ь и Ъ знаками. Что общего, в чем различие, чем интересны эти буквы? На эти вопросы мы найдем ответы на сегодняшнем уроке.

Класс делится на 2 группы: («Фанаты Ь знака»), («Фанаты Ъ знака»)

Предлагаю творческое задание: каждая из команд должна пофантазировать и объяснить, кто главнее Ь или Ъ знак, почему?

  1. Объяснение нового материала

Слово преподавателя.

Буквы Ь и Ъ называются мягкими и твердыми знаками, однако это название условно. Не следует думать, что Ь знак всегда указывает на мягкость согласных, а Ъ знак – на твердость. Их функции часто совпадают: оба знака могут быть разделительными, и тогда многие согласные, стоящие перед твердым знаком, как и перед мягким, произносятся мягко (сравните: адъюнкт – лошадью). В иных случаях употребление Ь знака не указывает на мягкость согласных, например: мышь, говоришь, отрежь (ш, ж в русском языке всегда твердые). Однако есть и такие написания, в которых Ь знак указывает на смягчение согласного звука (любовь, судьба). Все это вызывает орфографические трудности при употреблении Ь и Ъ.

Чтобы правильно употреблять эти знаки, существуют определенные правила.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА: 1. Не обозначают звука. 2. Не допускают слияния гласного и согласного.

Ь

Разделительный Ь знак пишется

  • Ь перед гласными е, ё, ю, я, и внутри слова, не после приставок (карьера, воробьиный, вьюга)

  • В некоторых иноязычных словах перед О (бульон, компаньон)

Ъ

Разделительный Ъ знак пишется после согласного перед гласными

е, ё, ю, я,

1. после приставки, оканчивающейся на согласную (подъем, въезд, предъюбилейный, межъядерный)

2. после иноязычной приставки (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, контр-, об-, суб- транс-) и иноязычного корня, начинающейся с –Е-, -Ю- (инъекция, субъект, адъютант)

  1. в сложных словах после числительных ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ (двухъярусный)

  2. Между приставкой на согласный звук и корнем, начинающимся с букв е(ё), ю, я (подъезд, объем)

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

- на конце слов после любого мягкого согласного (моль, исповедь);

- в середине слова после мягкого Л (мельница); после мягкого согласного перед твердым (тоньше);

- в середине числительных 50-80, 500-800 (пятьдесят, восемьсот)

Ь ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

  • В именах существительных женского рода единственного числа (речь, тишь, рожь).

  • В повелительном наклонении глаголов (отрежь, съешь, назначь).

  • В неопределенной форме глаголов (беречь, стричь).

  • Во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (несешь, бросишь, возишь).

  • В наречиях (сплошь, настежь) Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

  • В частицах (лишь, ишь, вишь).

  • В притяжательных прилагательных (медвежьего, собачьим)

Ь ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ !

  • В существительных мужского рода (гараж, камыш).

  • В существительных женского и среднего рода в Р.п., мн.числа (туч, рощ)

  • В кратких прилагательных мужского рода (горяч, свеж)

  • В сочетаниях ЧН, ЧК, ЩН, НЩ, РЩ

  • В сочетаниях ЛЛ, НН, СТ, СН, СЛ, ЗД, ЗН, НЖ (гвозди, иллюминация)

  • Между двумя мягкими Л (иллюзия)

  1. Закрепление нового материала.

Работа у доски. Вставьте пропущенные буквы. Комментарии.

Горяч, дочь, обжечься, кулич, мелочь, сплошь, уж, фальшь, трехъярусный, вскачь, глушь, субъект, пейзаж, прочь, ночь, сверъестественный.

Работа с учебником. Упр. 333, с. 233.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Задание. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

А) Дочь рыбака, пожилой врач, чай горяч. Б) Мяч для волейбола, спрячешься в траве, надеешься на успех. В) Идти прочь, пробежишься по стадиону, полевая мышь.

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ъ?

А) Разъемный, безъядерный, изголовье. В) Въезжающий, изъятый, межэтажный. С) Съемный, объектив, двухъярусный

  1. Домашнее задание.

Закончить упр. 333, с. 233; правила на с. 233.




Употребление букв Ъ, Ь

ОБЩИЕ ПРАВИЛА: 1. Не обозначают звука. 2. Не допускают слияния гласного и согласного.

Ь

Разделительный Ь знак пишется

  • Ь перед гласными е, ё, ю, я, и внутри слова, не после приставок (карьера, воробьиный, вьюга)

  • В некоторых иноязычных словах перед О (бульон, компаньон)

Ъ

Разделительный Ъ знак пишется после согласного перед гласными

е, ё, ю, я,

1. после приставки, оканчивающейся на согласную (подъем, въезд, предъюбилейный, межъядерный)

2. после иноязычной приставки (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, контр-, об-, суб- транс-) и иноязычного корня, начинающейся с –Е-, -Ю- (инъекция, субъект, адъютант)

  1. в сложных словах после числительных ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ (двухъярусный)

  2. Между приставкой на согласный звук и корнем, начинающимся с букв е(ё), ю, я (подъезд, объем)

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

- на конце слов после любого мягкого согласного (моль, исповедь);

- в середине слова после мягкого Л (мельница); после мягкого согласного перед твердым (тоньше);

- в середине числительных 50-80, 500-800 (пятьдесят, восемьсот)

Ь ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

  • В именах существительных женского рода единственного числа (речь, тишь, рожь).

  • В повелительном наклонении глаголов (отрежь, съешь, назначь).

  • В неопределенной форме глаголов (беречь, стричь).

  • Во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (несешь, бросишь, возишь).

  • В наречиях (сплошь, настежь) Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

  • В частицах (лишь, ишь, вишь).

  • В притяжательных прилагательных (медвежьего, собачьим)

Ь ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ !

  • В существительных мужского рода (гараж, камыш).

  • В существительных женского и среднего рода в Р.п., мн.числа (туч, рощ)

  • В кратких прилагательных мужского рода (горяч, свеж)

  • В сочетаниях ЧН, ЧК, ЩН, НЩ, РЩ

  • В сочетаниях ЛЛ, НН, СТ, СН, СЛ, ЗД, ЗН, НЖ (гвозди, иллюминация)

  • Между двумя мягкими Л (иллюзия)

Употребление букв Ъ, Ь

ОБЩИЕ ПРАВИЛА: 1. Не обозначают звука. 2. Не допускают слияния гласного и согласного.

Ь

Разделительный Ь знак пишется

  • Ь перед гласными е, ё, ю, я, и внутри слова, не после приставок (карьера, воробьиный, вьюга)

  • В некоторых иноязычных словах перед О (бульон, компаньон)

Ъ

Разделительный Ъ знак пишется после согласного перед гласными

е, ё, ю, я,

1. после приставки, оканчивающейся на согласную (подъем, въезд, предъюбилейный, межъядерный)

2. после иноязычной приставки (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, контр-, об-, суб- транс-) и иноязычного корня, начинающейся с –Е-, -Ю- (инъекция, субъект, адъютант)

  1. в сложных словах после числительных ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ (двухъярусный)

  2. Между приставкой на согласный звук и корнем, начинающимся с букв е(ё), ю, я (подъезд, объем)

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

- на конце слов после любого мягкого согласного (моль, исповедь);

- в середине слова после мягкого Л (мельница); после мягкого согласного перед твердым (тоньше);

- в середине числительных 50-80, 500-800 (пятьдесят, восемьсот)

Ь ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

  • В именах существительных женского рода единственного числа (речь, тишь, рожь).

  • В повелительном наклонении глаголов (отрежь, съешь, назначь).

  • В неопределенной форме глаголов (беречь, стричь).

  • Во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (несешь, бросишь, возишь).

  • В наречиях (сплошь, настежь) Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

  • В частицах (лишь, ишь, вишь).

  • В притяжательных прилагательных (медвежьего, собачьим)

Ь ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ !

  • В существительных мужского рода (гараж, камыш).

  • В существительных женского и среднего рода в Р.п., мн.числа (туч, рощ)

  • В кратких прилагательных мужского рода (горяч, свеж)

  • В сочетаниях ЧН, ЧК, ЩН, НЩ, РЩ

  • В сочетаниях ЛЛ, НН, СТ, СН, СЛ, ЗД, ЗН, НЖ (гвозди, иллюминация)

  • Между двумя мягкими Л (иллюзия)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Употребление Ь и Ъ

Автор: Даценко Любовь Николаевна

Дата: 21.02.2016

Номер свидетельства: 296462

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Программа элективного курса"Функция знаков препинания и тенденция их употребления в современной печати "
    ["seo_title"] => string(121) "proghramma-eliektivnogho-kursa-funktsiia-znakov-priepinaniia-i-tiendientsiia-ikh-upotrieblieniia-v-sovriemiennoi-piechati"
    ["file_id"] => string(6) "102605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402534821"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Сообщение на МО классных руководителей "Профилактика употребления детьми и подростками ПАВ. Психологические рекомендации в помощь педагогам""
    ["seo_title"] => string(80) "soobshchenie_na_mo_klassnykh_rukovoditelei_profilaktika_upotrebleniia_detmi_i_po"
    ["file_id"] => string(6) "590317"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1635866361"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними  в условиях сельской школы "
    ["seo_title"] => string(87) "profilaktika-upotrieblieniia-pav-niesoviershiennolietnimi-v-usloviiakh-siel-skoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "148215"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419611448"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Профилактические занятия с обучающимися как система мер образовательного учреждения по предупреждению употребления ПАВ "
    ["seo_title"] => string(146) "profilaktichieskiie-zaniatiia-s-obuchaiushchimisia-kak-sistiema-mier-obrazovatiel-nogho-uchriezhdieniia-po-priedupriezhdieniiu-upotrieblieniia-pav"
    ["file_id"] => string(6) "224882"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439235028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства