Разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС ОО.
В структуре урока выдержаны все основные этапы, определены цели и задачи.
В ходе данного урока сначала проводится актуализация знаний, затем при помощи создания проблемной ситуации выводят правило и отрабатывают навыки его применения на практике.
В обязательном порядке обращаю внимание на такие правила:
Ъ не пишется:
— после приставок, оканчивающихся на согласные, перед гласными а, о, у, э: безапелляционный, разохаться, контрудар, сэкономить;
— в сложносокращенных словах: иняз, главювелирторг и др.
Урок прошел замечательно. Методисты, присутвующие на уроке, были очень довольны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Употребление Ь и Ъ»
Урок 34
Тема. Употребление букв Ъ, Ь
ЦЕЛИ УРОКА: 1. Учебные: а) повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков; б) формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков. 2. Развивающие: а) видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах; б) уметь применять знания теоретического материала в письменной речи. 3. Воспитательные: а) воспитывать стремление к грамотной речи; б) воспитывать гордость за свой язык и его неповторимость.
ТИП УРОКА: комбинированный
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, раб. тетр., раздаточный материал. Виды деятельности на уроке: 1. Эвристическая беседа 2. Индивидуальная и парная, творческая работа на местах; работа у доски. ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Психологический настрой на работу.
Давайте определим свое настроение, настрой на работу: отличное, хорошее, плохое.
Озвучивание правил на уроке:
Правило 1 микрофона - это означает смотреть на говорящего и не перебивать его.
Правило активной позиции: каждый из вас в классе важен, каждый имеет право высказаться.
Правило взаимного уважения. Уважительное отношение ко всем без исключения. Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою ценность.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Орфоэпическая разминка.
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я речи русской не люблю. (А.С. Пушкин)
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задание А1)
Задание для студентов (слова записаны на доске): поставить ударение в соответствии с нормами произношения: жалюзИ, позвонЯт, занятОй, досУг, баловАть, кровоточИть, балОванный, красИвее.
Полезная информация: запомнить правильную постановку ударения в некоторых словах позволяет подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший.
Например: Не будем улыбаться, Хватит баловАться. Уважаемый наш сэр, Посетите диспансЕр.
Не влезешь в шорты, Если будешь есть одни тОрты. Снова бегемот Сломал нефтепровОд.
Работа по теме урока.
В стране Русский Язык, В городе Алфавите Живут два брата-двойняшки, Носят одинаковые рубашки. У одного хохолок на голове, А другой лысый вообще. Хоть они друг на друга похожи, Их характеры совершенно не схожи. Младший брат весельчак и добряк. И зовётся он Мягкий Знак. Он ласков и добродушен. И всегда во всём послушен! Старший брат строг и суров, Не говорит много слов. И во всех он делах упёртый! И зовётся он Знаком Твёрдым. Но живут вместе братья дружно, Не встают в те слова, где ненужно! Чётко правила соблюдают И друг другу в делах не мешают. Если ты эти правила будешь знать, То учёба пойдёт на «пять»
Очень часто мы допускаем ошибки в словах с Ь и Ъ знаками. Что общего, в чем различие, чем интересны эти буквы? На эти вопросы мы найдем ответы на сегодняшнем уроке.
Класс делится на 2 группы: («Фанаты Ь знака»), («Фанаты Ъ знака»)
Предлагаю творческое задание: каждая из команд должна пофантазировать и объяснить, кто главнее Ь или Ъ знак, почему?
Объяснение нового материала
Слово преподавателя.
Буквы Ь и Ъ называются мягкими и твердыми знаками, однако это название условно. Не следует думать, что Ь знак всегда указывает на мягкость согласных, а Ъ знак – на твердость. Их функции часто совпадают: оба знака могут быть разделительными, и тогда многие согласные, стоящие перед твердым знаком, как и перед мягким, произносятся мягко (сравните: адъюнкт – лошадью). В иных случаях употребление Ь знака не указывает на мягкость согласных, например: мышь, говоришь, отрежь (ш, ж в русском языке всегда твердые). Однако есть и такие написания, в которых Ь знак указывает на смягчение согласного звука (любовь, судьба). Все это вызывает орфографические трудности при употреблении Ь и Ъ.
Чтобы правильно употреблять эти знаки, существуют определенные правила.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА: 1. Не обозначают звука. 2. Не допускают слияния гласного и согласного.
Ь
Разделительный Ь знак пишется
Ь перед гласными е, ё, ю, я, и внутри слова, не после приставок (карьера, воробьиный, вьюга)
В некоторых иноязычных словах перед О (бульон, компаньон)
Ъ
Разделительный Ъ знак пишется после согласногоперед гласными
е, ё, ю, я,
1. после приставки, оканчивающейся на согласную (подъем, въезд, предъюбилейный, межъядерный)
2. после иноязычной приставки (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, контр-, об-, суб- транс-) и иноязычного корня, начинающейся с –Е-, -Ю- (инъекция, субъект, адъютант)
в сложных словах после числительных ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ (двухъярусный)
Между приставкой на согласный звук и корнем, начинающимся с букв е(ё), ю, я (подъезд, объем)
ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ
- на конце слов после любого мягкого согласного (моль, исповедь);
- в середине слова после мягкого Л (мельница); после мягкого согласного перед твердым (тоньше);
- в середине числительных 50-80, 500-800 (пятьдесят, восемьсот)
Ь ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
В именах существительных женского рода единственного числа (речь, тишь, рожь).
В повелительном наклонении глаголов (отрежь, съешь, назначь).
В неопределенной форме глаголов (беречь, стричь).
Во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (несешь, бросишь, возишь).
В наречиях (сплошь, настежь) Исключения: уж, замуж, невтерпеж.
В частицах (лишь, ишь, вишь).
В притяжательных прилагательных (медвежьего, собачьим)
Ь ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ !
В существительных мужского рода (гараж, камыш).
В существительных женского и среднего рода в Р.п., мн.числа (туч, рощ)
В кратких прилагательных мужского рода (горяч, свеж)
Задание. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
А) Дочь рыбака, пожилой врач, чай горяч. Б) Мяч для волейбола, спрячешься в траве, надеешься на успех. В) Идти прочь, пробежишься по стадиону, полевая мышь.
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ъ?