Употребление причастных и деепричастных оборотов в речи.
Употребление причастных и деепричастных оборотов в речи.
Данный урок проводится как обобщающее повторение разделов "Причастия и деепричастия. Упортребление в речи". Предназначен для учащихся 6-х классов, обучающихся по программа М.М.Разумовской, может использоваться в 7-х классах( по программе Ладыженской). Урок предполагает обобщение и систематизацию полученных знаний в ходе разнообразных упражнений: начинается занятие с фразеологической разминки, что позволяет учащимся не только вспомнить фразеологизмы с деепричасными оборотами, но и обогатить активный словарный запас учащихся, вводит их в атмосферу урока. Следующие упражения представляют собой синтез русского языка и литературы, так как учащимся необходимо вспомнить строчки стихотворений русских классиков, в которых употребляются обороты, закрепляются умения постановки знаков препинания. Предлагается учащимся грамматический тест, цель которого сформировать умения правильно употреблять деепричастные обороты в речи. Последнее задание - сочинение на основе восприятия музыки на основе стихотворения Н.Заболоцкого- способствует формированию воссоздающего, творческого воображения, вводит в активный словарный запас причасиные и деепричастные обороты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Употребление причастных и деепричастных оборотов в речи. »
Урок по теме «Знаки препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях»
Учитель: Здравствуйте, ребята.( звучит отрывок из песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…») Рада видеть вас сегодня. Не знаю, как вы , а я пришла с хорошим настроением, вот с таким (на доску вешается смайлик улыбающийся) Надеюсь, что вы тоже пребываете в добром расположении духа и готовы творить. Да, да, вы не ослышались, ведь урок мы будем создавать вместе. Пусть наше творчество будет добрым и позитивным.
Сейчас вы увидите серию картинок, каждая будет иллюстрировать какой-то фразеологизм. Ваша задача: понять, о каких устойчивых оборотах идет речь.
Сегодня на уроке мы должны трудиться
Дети: не покладая рук,
слушать –
дети: навострив уши,
смотреть –
дети: не отрывая глаз,
чтобы не пришлось уйти с занятия –
дети: не солоно хлебавши и повесив нос.
Учитель: Скажите, что из себя представляют данные фразеологизмы по структуре?
Дети: Деепричастные обороты.
Учитель: запишем тему сегодняшнего урока. «Знаки препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях»
Учитель: Что вы ждете от сегодняшнего урока?.
Дети: Закрепить умения находить деепричастный оборот, ставить знаки препинания при обороте, научиться правильно употреблять обороты в речи.
Учитель: Дайте определение понятию деепричастный оборот.
Дети: Отвечают.
Учитель: Расскажите о правилах постановки знаков препинания при деепричастных оборотах.
Дети: Отвечают.
Учитель: с теорией знакомы хорошо, а как обстоит дело с практикой? Закрепим умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания.
X, | - - | X, | - - |, | - - |, X
Выборочное списывание.
Задание: Запишите предложения, соответствующие указанной схеме, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1 ряд – первая схема,
2 ряд – вторая схема,
3 ряд – третья схема.
1) Деревья радостно тр…пещут купаясь в небе голубом. (Ф. Тютчев)
2) А з..ря лениво обходя кругом обсыпает ветки новым серебром. (С. Есенин)
3) Блистая облака лепились в лазури пламенного дня. (И. Бунин)
Учитель: Объясните постановку знаков препинания. Сравните написание предложений с образцом. Поставьте себе оценку за выполненное задание.
Дети: Обозначают дополнительное действие по отношению к основному глаголу-сказуемому, делают речь более образной и выразительной.
Учитель: Деепричастия – это книжные формы, очень редко мы их употребляем в разговорной речи. А вот поэты, истинные творцы слова, в своих произведениях для более точной и образной характеристики действия используют деепричастные обороты достаточно часто. Обратимся к их опыту. Выполним задание «Творческое списывание».Карточка №2.
Задание непростое, обратимся к помощи друга. Работаем в парах. Нужно вспомнить , какие деепричастные обороты пропущены в данных четверостишиях, и записать их на месте пропуска.
1)Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
________ снег лежит.
(А.С. Пушкин)
2) Буря мглою небо кроет
___________________
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С. Пушкин)
3) Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано
_________________ .
(М.Ю. Лермонтов)
Учитель:
Прочитайте стихотворения, сравните с образцом. Деепричастные обороты украшают речт, придают ей образность, динамичность.
А вот мы с вами не всегда употребляем обороты в речи правильно. Выполним грамматическую разминку, которая поможет нам вспомнить о правилах употребления деепричастных оборотов в речи.
Грамматическая разминка. Тест.
Задание: выберите правильное продолжение деепричастных оборотов. Объясните выбор.
Заливая лучами кусты,
А) туманы пропадали в низине
Б) светились туманные звёзды.
2. Поднявшись на крышу дома,
А) мы любовались зарождающимся рассветом
Б) рассвет уже разгорался.
3. Не закрывая солнце
А) все небо заволокло тучами
Б) по небу неслись низкие дымчатые тучи.
Дети: 1 – Б, 2 – А, 3 – Б .
Учитель: Что мы закрепили, выполняя это задание?
Дети: Правильно употреблять деепричастные обороты, помня о том, что деепричастие обозначает дополнительное действие по отношению к основному глаголу-сказуемому.
Учитель: Готовясь к сегодняшнему уроку, я составила предложения с деепричастными оборотами. Но вот незадача: все перемешалось , и получилась путаница. Помогите восстановить предложения. Работаем на корточках. Найдите верное завершение каждого предложения. ( соедините стрелочками начало и конец) 1) Поют птицы журча и весело смеясь. 2) С замиранием сердца прислушиваешься теряясь за горизонтом. 3) Солнце окрашивает небо в огненные краски радуясь прекрасному утру. 4) Ручеек бежит по камням стараясь уловить неясные звуки природы. Сегодня на уроке мы не случайно много работали с поэтическими текстами, учились у поэтов красоте речи, богатству красок, разнообразию выражений мысли. Я уверена, что вам тоже захотелось высказаться. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Николая Заболоцкого. Стихотворение читается под музыку Э. Грига «Утро».
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поёт
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.
О чем это стихотворение, какие картины рисует ваше воображение? Что может узнать и понять человек, прислушиваясь к природе?
Творческое задание: ответьте письменно на вопрос «О чем поет, задыхаясь, ручей». Вы можете использовать в работе материал предыдущих упражнений.
Итоги.
Учитель: удалось наше творчество? Что нового вы узнали? С каким настроением уходите с урока? Поднимите один из смайликов. Спасибо, покажите их нашему уважаемому жюри. А я завершаю сегодняшний урок вот с таким настроением (улыбающийся во весь рот смайлик)