Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Актуализация знаний | -Какие средства языка знаете вы? - Каким должна быть речь современного человека? (схема) - Обладаете ли вы этими качествами в полной мере? - Что для этого нужно? - На какой вопрос мы сегодня будем искать ответ? -Какие задачи поставим? Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, общаясь в команде. Кто хочет много знать, тому надо мало (СПАТЬ) Как аукнется, так и (ОТКЛИКНЕТСЯ) Правда в огне не горит и в воде нет(ТОНЕТ) Корень учения горек, да плод его (СЛАДОК) Один за всех и все за ::. (ОДНОГО) Нет друга - ищи, а нашёл - (БЕРЕГИ) Родная сторона - мать, а чужая - (МАЧЕХА) Худой мир лучше доброй (ССОРЫ) Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали. (СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). - Что называется синонимами? Антонимами? Приведите примеры. Какова роль синонимов и антонимов в речи? (На доске появляется цветик-семицветик) - Сколько лепестков у цветка, столько и функции. Можете перечислить? (дети испытывают затруднение назвать все функции) | Отвечают на вопросы, формулируют задачи работы. Дети обсуждают и самостоятельно заполняют ячейки кроссворда. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выразить свои мысли в соответствии с заданными условиями. Личностные: адекватная позитивная осознанная самооценка. Предметные: применение знаний о синонимах и антонимах. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выразить свои мысли в соответствии с заданными условиями. |
Первичное усвоение новых знаний | Интерактивная доска. (на слайде рисунки: луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка, треугольник). Рассмотрите картины, к каким из них можно сделать сразу две подписи? (пользуясь интерактивной доской дети подписывают картины) ЛУНА – МЕСЯЦ СОБАКА – ПЁС ДОКТОР – ВРАЧ ЛОШАДЬ – КОНЬ БЕГЕМОТ – ГИППОПОТАМ Продолжите фразу: - Полученные подписи – это слова - ……..(синонимы) - Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов) - Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ). - Разделите изображения на группы. В процессе проверки учитель выслушивает все мнения детей. Если учащиеся не пришли к необходимой группировке «большие-маленькие»), то можно предложить для обсуждения ещё один готовый вариант, который (учитель обыгрывает ситуацию) «предложили ребята из соседнего класса». -По какому признаку разделили? Объясните своё решение. Упр. 234 (устно) –Что такое текстовые синонимы? | Работа выполняется самостоятельно в парах. Возможные группировки из данных слов фиксируются на интерактивной доске. В процессе проверки ученики доказывают свою точку зрения. Учащиеся выявляют проблему. | Познавательные: анализ объектов, проведение сравнения, обобщение, классификация, доказательство. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выразить свои мысли в соответствии с заданными условиями, сотрудничество со сверстниками. Предметные: познакомиться с группами слов, к которым нельзя подобрать синонимы, научиться составлять синонимические ряды. |
Первичное закрепление | Учитель организует работу в группах. Карточка 1: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, миниатюрный . У нас в Карелии растут ------ сосны и березы . Карточка 2: - большой, громадный, огромный, гигантский, колоссальный. Ирина --------- умница. Карточка 3: Крикнуть, шепнуть, сказать, проговорить, пропеть. Учитель тихонько ----- Пете: «Молодец!» Карточка 4: Дом, хибара, жилище,кров, очаг. Богиней домашнего_____ у славян была Лада. Карточка 5: Неплохо, славно, клево, чудесно, классно. Ты сегодня ------- выглядишь. Карточка 6: (по упр.233) Бурлить, клокотать, кипеть, бушевать, неистовствовать. Буря ------ уже три часа. Учитель обсуждает с детьми то, что их заинтересовало в данных группах, на что они обратили особое внимание; побуждает на постановку проблемы: «От чего зависит выбор слова для вставки в предложение?» Учитель предлагает ученикам выдвинуть гипотезы: - Какие есть предположения, версии? (Все версии принимаются с одобрением.) - Какая задача стоит перед нами? Предлагает детям сообща (в группах) найти ответ на поставленный вопрос, подводит к выводу. - Какой ответ (решение) мы нашли? Возможный способ фиксации открытого знания определяется совместно с детьми и может быть таким: синонимы относятся к одной части речи, они делают речь выразительной, точной, богатой. Синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, помогают истолковать значение другого слова. (появляется на доске) Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Сыграем в игру "Противоположные слова" Учитель бросает мяч ребёнку, называя слово. 1 группа: Враг - друг, холод - жара. - К какой части речи относятся данные слова? 2 группа: Старый - новый, злой - добрый. - А эти слова какой части речи? 3 группа: Бездельничать - работать, огорчаться - радоваться. - Какой частью речи являются ваши слова? 4 группа: Далеко - близко, высоко - низко. -- Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами? Минус - плюс, огонь - вода, Дерзкий - осторожный: Все антонимы всегда Противоположны. У одних антонимами были имена существительные, у других - глаголы, вы встретились с антонимами - прилагательными, а вам достались антонимы - наречия. - Какой можно сделать вывод? (Это значит, что антонимы есть в каждой части речи.) Упр. 241 -Прочитайте словарную статью. Что нового вы узнали. Вывод появляется на доске: придают речи легкость, выразительность; являются одним из способов толкования лексического значения слова Докажите своими примерами правильность данного утверждения.(Ставлю песочные часы на 3 минуты, обсуждение в группах) -Вы решили поставленную задачу? -Какие примеры подобрали? Таким образом, мы с вами увидели, что синонимы и антонимы обогащают и украшают нашу речь, помогают избежать повторов. Динамическая пауза "Игра наоборот" Учитель поднимает руки вверх - дети опускают вниз. Вперед - назад Вниз - вверх Назад - вперед Присел - подпрыгнул Подпрыгнул - присел | Работа с карточкой. 1.Прочитайте слова. 2.Определите их лексическое значение. 3.Расположите слова в порядке возрастания признака или действия. 4. Вставьте нужное слово в данное на карточке предложение. 5. Сделайте вывод. Учащиеся предлагают свои версии, строятся у доски сначала по мере возрастания признака, а потом по мере уменьшения, Делают вывод. Предлагают свои примеры для иллюстрации положения в учебнике. Ученики называет антоним к слову. | Регулятивные: выделение и осознание детьми того, что уже известно и что неизвестно, целеполагание, планирование решения учебной задачи, прогнозирование. Познавательные: анализ объектов, формулирование проблемы, моделирование. планирование решения учебной задачи, прогнозирование. Коммуникативные: участие в учебном диалоге, построение монологических высказываний, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, контроль, коррекция действий сверстников.. Личностные: положительное отношение к процессу познания, к предметно-исследовательской деятельности. Предметные: открытие знания о синонимических рядах, понятие о контексте. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Предлагается работа в парах. Задание подобрать синонимы. Старый (хлеб) – Старая (рубашка) – Старая (газета) – Старое (яйцо) Задание подобрать антонимы: Худой (человек) – __________________, Худой (карман) – _________________, Близкий (путь) – _______________, Близкий (человек) – ______________, Весёлый (праздник) – _____________, Весёлый (смех) – ________________, Высокий (голос) – __________________, Высокий (человек) – _______________. Предлагается групповая работа. Подобрать синонимы к слову хороший (группы 1,3,5) и антонимы к слову плохой (группы 2,4,6) Почему больше и быстрее всех справились те, кто работал со словарем? Демонстрируется словарная статья (через документ-камеру) Для чего же создан такой словарь? Интерактивная доска. Прочитайте текст. Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля. - Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое) - С помощью каких слов передается это настроение? Внимательно прочитайте задание на карточке и вместе выполните его в группе. Задание 1,2 группе заменить пропущенные слова синонимами. Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля. Задание 3,4 группе заменить пропущенные слова антонимами. Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля. Проверка. А) Получившийся текст читают 1 и 2 группы. - Какое настроение передает ваш текст? - Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова? (использовали синонимы - слова близкие по смыслу) Б) Получившийся текст читают 3 и 4 группы. - Какое настроение передает ваш текст? - Изменилось ли настроение? Почему? (использовали антонимы - слова противоположные по смыслу) | Учащиеся выполняют работу в парах и группе, подбирают синонимы и антонимы. Двое учащихся выполняют это же задание отдельно, пользуясь словарями. Сообщение учащихся о словарях, их видах и способах работы с ними. Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его ещё называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду. Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются. Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе. | Регулятивные: контроль способа действия, оценка и корректировка своей деятельности и окружающих, нахождение ошибок, установление их причин. Познавательные: выбор способа действия в зависимости от конкретного условия. Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Предметные: работа со словарем, употребление в речи синонимов и антонимов. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Подведение итога урока Рефлексия | Мы много узнали о синонимах и антонимах, и я предлагаю вам дома немного пофантазировать и написать забавную историю, сказку или стихотворение на одну из тем: «Грустная история о словах-врагах», «Сказка о том, как правда превратилась в неправду», «История о том, как слова постоянно между собой ссорились». А еще попробуйте себя в качестве иллюстраторов, оформите свою сказку или стихотворение. Если задание окажется очень трудным для вас, можно выполнить упр. 244 в учебнике «Русская речь» (дать толкование словам) С помощью синонимов к слову «отлично» или антонимов к слову «плохо» оцените свою работу на уроке. | Обобщают, делают выводы. | Личностные: осознанная самооценка. Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что усвоено, качества усвоения. |