Просмотр содержимого документа
«Употребление предлогов»
Урок подготовила Крекшина Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы.
Тема урока: Употребление предлогов (7 класс)
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока:
Образовательная: формировать умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания и предложения с предлогами.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
- Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Оборудование: Русский язык. Учебник под. ред. Т.А. Ладыженской, 7 класс. – М.: Просвещение, 2020., таблицы.
Ход урока:
1. Орг. момент. Объявление темы урока
Учитель: Добрый день! Я очень рада всех вас видеть на уроке. Откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите число и «классная работа». Сегодня мы вспомним, что узнали о предлогах на прошлых уроках.
2. Опрос
Учитель: Прежде чем мы приступим к работе, давайте ответим на несколько вопросов.
1)Что такое предлог? Какова его роль?
2)Почему он считается служебной частью речи?
3)На какие группы предлоги делятся по составу? (простые и составные)
4)На какие группы предлоги делятся по происхождению? (производные и непроизводные)
5) на какие группы предлоги делятся по своему значению?
3. Активизация деятельности учащихся
Учитель: На доске вы видите словосочетания с предлогами, задайте вопрос от главного слова к зависимому и разделите их на 4 группы по значению, которые они выражают.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ
ПРИЧИННЫЕ
ЦЕЛЕВЫЕ
ВРЕМЕННЫЕ
Приехать под вечер
Выйти на сцену
Начать в пять часов
Выглянуть из-за ширмы
Вернуться через десять минут
Сценарий для актёра
Пропустить спектакль по болезни
Приехать для переговоров
Достать из рукава
Встретиться у школы.
4. Изучение нового материала
Учитель: Мы продолжаем изучать предлоги. Прослушаете небольшой рассказ.
Немецкий драматург решил всерьез овладеть русским языком. Читает по самоучителю: «Я приехал в Украину». Его поправляют: «По-русски надо сказать – на Украину».
- Понял: не «в», а «на». Я поехал на Крым.
- Не на Крым, а в Крым.
- Понял. Я поехал в Кавказ.
- В Кавказ не говорят. Правильно на Кавказ.
- Ясно. Я поехал на Сибирь.
- На Сибирь нельзя. В Сибирь.
Рассвирепел он: «Какие здесь правила? Когда же надо говорить «в», а когда «на»?
Вы, конечно же, догадались, что тема нашего урока – «Употребление предлогов». Запишите ее в тетради. Сегодня мы познакомимся с некоторыми нормами употребления предлогов и научимся правильно употреблять их в речи.
Обратимся к материалу для наблюдения, записанному на доске:
вернулся со школы
с завода
вернулся с Москвы
с концерта
- Какие грамматические ошибки вы заметили?
- Надо говорить «из школы», «из Москвы».
- Верно. Когда же употребляется предлог «из», а когда «с»? Чтобы разобраться в этом, подберем к ним антонимические предлоги. Если пошел в школу, то вернулся из школы. Если пошел на завод, то вернулся с завода. Поехал в Москву – вернулся из Москвы, поехал на концерт – вернулся с концерта.
Объяснение сопровождается записью на доске:
вернулся из школы - пошел в школу
с завода - на завод
вернулся из Москвы - поехал в Москву
с концерта - на концерт
Итак, мы выяснили, что антоним предлога «из» - предлог «в», предлога «с» - «на».
5. Закрепление
Упражнение 1.
Из слов, записанных на доске, составить словосочетание, используя предлоги с, из, в, на.
Больница, фабрика, мастерская, библиотека, магазин, театр, базар, детский сад, дискотека.
Пошел
Вернулся
Упражнение выполняется письменно.
Образец выполнения:
в больницу, на фабрику,
в мастерскую, в библиотеку,
в магазин, в театр, на базар,
в детский сад, на дискотеку
из больницы, с фабрики,
из мастерской, из библиотеки,
из магазина, из театра, с базара,
из детского сада, с дискотеки
Упражнение 2.
Вставьте нужные предлоги и объясните значение фразеологизмов.
Как …воду глядел.
Глаза …лоб лезут.
Как снег…голову.
Зуб... зуб не попадает.
За словом …карман не полезет.
Пояснение:
Как в воду глядел.
Глаза на лоб лезут.
Как снег на голову.
Зуб на зуб не попадает.
За словом в карман не полезет.
Учитель: Ребята, в русском языке есть варианты предлогов(о-об-обо; к-ко; с-со; над-надо; под-подо; в-во)
Например:
К уроку – ко сну
С грохотом – со звонком
Упражнение 3.
Вставьте нужный вариант предлога и запишите словосочетания.
Подойдет …дому – подойдет …мне
Приедет …понедельник – приедет …вторник
Встретился …ним – встретился …мной
Говорил …деле – говорил …экскурсии – говорил …мне
Сидит …крышей – блестит …льдом
Пролетает…домом – пролетает …мной
Пояснение:
Подойдет к дому – подойдет ко мне
Приедет в понедельник – приедет во вторник
Встретился с ним – встретился со мной
Говорил о деле – говорил об экскурсии – говорил обо мне
Сидит под крышей – блестит подо льдом
Пролетает над домом – пролетает надо мной
6. Изучение нового материала (продолжение)
Учитель: Ребята, есть предлоги, которые употребляются только с одним падежом. Например, предлог «без» - только с родительным: «без радости», он однозначный. А некоторые предлоги многозначные, которые требуют определенного падежа от существительного.
Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Как правильно?
ПО ОКОНЧАНИ.. работы Правильно: по окончаниИ
ПО ПРИЕЗД.. домой по приездЕ
ПО НЕЗНАН.. дела по незнаниЮ
- Почему «по окончаниИ», но «по незнаниЮ»? Отчего зависит правописание окончаний существительных?
- Предлог «по» может употребляться с дательным и предложным падежами. Правильно определить падеж существительного с предлогом «по» нам поможет таблица.
Употребление предлога ПО
Дательный падеж
Предложный падеж
(Эти части таблицы пока закрыты)
Допустить ошибку
по невнимательности
по незнанию
Вернуться по окончании школы
По выполнении работ
по приезде домой
В первом столбике таблицы существительные с предлогом «по» употреблены в дательном падеже. Каким другим предлогом можно заменить «по»? (предлогом из-за). Какой смысловой вопрос можно задать к данным существительным? (Допустить ошибку (ПОЧЕМУ?) по невнимательности). Следовательно, какое значение у предлога «по»? (причинное).
Обратимся ко второму столбику. Здесь записаны существительные в предложном падеже. Каким предлогом можно заменить предлог «по» (Предлогом «после»). Какой смысловой вопрос можно задать к существительным? (вернуться (КОГДА?) по окончании школы). Какое значение у предлога «по»? (временное).
Учитель открывает верхнюю часть таблицы, которая до этого была закрыта:
по = из-за (почему? причина)
по = после (когда? время)
Итак, ребята, если предлог «по» имеет значение причины, то существительное употребляется в дательном падеже, если значение времени, то существительное ставится в предложный падеж.
Производные предлоги:
Согласно чему?
Благодаря с Дат.п.
Вопреки
Вследствие чего?
Из-за с Род. п.
1)Определите стилистический характер предлогов.
Самолет не прилетел ввиду плохих погодных условий.
Самолет не прилетел из-за плохой погоды.
Вывод: первое предложение характерно для текстов делового стиля, а второе – разговорного.
2)Сравните три предложения. В каком из них допущена ошибка?
Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.
Благодаря помощи папы я быстро собрал модель парусника.
Я опоздал на урок благодаря дождю.
Вывод: в 3.
7. Закрепление
Упражнение 4.
Составить словосочетания, ставя в нужный падеж существительные, данные в скобках, над существительным надписать падеж (по упр. учебника). Упражнение выполняется коллективно с доской.
Ошибаться по (невнимательность, рассеянность, небрежность)
Отсутствовать по (болезнь, причина)
Запишите словосочетания в тетрадь.
Согласно (прогноз погоды), вопреки (предсказания синоптиков), погибли вследствие (заморозки), благодаря (старания), согласно (график занятий).
Упражнение 5.
Исправьте ошибки в предложениях.(Выполняется коллективно)
1)По окончанию работы все должны собраться в зале.
2)Вопреки приказа рабочие не соблюдают технику безопасности.
3)Благодаря дождю интересная экскурсия не состоялась.
4)Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточный режим работы.
5)Мама пришла с магазина.
6)Она не собирается посвящать всех о своих делах.
7)На уроке мы уделяем внимание на правописание.
8)Купить таблетки для головной боли.
Пояснение:
1)По окончаниИ работы все должны собраться в зале.
2)Вопреки приказУ рабочие не соблюдают технику безопасности.
3)ИЗ-ЗА дождя интересная экскурсия не состоялась.
4)Согласно приказУ директора предприятие перешло на круглосуточный режим работы.
5)Мама пришла ИЗ магазина.
6)Она не собирается посвящать всех В свои дела.
7)На уроке мы уделяем внимание правописаниЮ.
8)Купить таблетки ОТ головной боли.
8. Подведение итогов урока.
Учитель: Вспомните, какие проблемы были поставлены в начале урока. (Как правильно
употреблять предлоги в речи, с какими падежами они сочетаются, как связаны со стилями речи?)
Какое решение вы нашли?
(Предлоги употребляются с определёнными падежами по требованию главного слова,
существует связь между предлогами в – из, на – с, предлоги благодаря, согласно, вопрекивсегда употребляются с Д.п., а вследствие, из-за– с Р.п.), предлоги употребляются в соответствии со стилями речи: производные – чаще в деловом, непроизводные – в разговорном стиле).
В чём вы видите актуальность изучения этой темы?
(Правильное употребление предлогов важно в жизни, т.к. свидетельствует об уровне культуры речи и образованности человека в целом.)
9. Домашнее задание. Упр. 352 Пар.57 (материал в рамках выучить)