Конспект урока на тему: Употребление предлогов в речи
Конспект урока на тему: Употребление предлогов в речи
Тема урока: Употребление предлогов (7 класс)
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока:
Образовательная: формировать умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания и предложения с предлогами.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
- Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
Оборудование: Русский язык. Учебник под. ред. М.М. Разумовской, 7 класс. – М.: Дрофа, 2016., таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал с текстом для редактирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Употребление предлогов в речи»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №19»
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
НА ТЕМУ: УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ
7 класс
Составитель:
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Лезина Юлия Леонидовна
Миасский городскогой округ, 2020
Тема урока: Употребление предлогов (7 класс)
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока:
Образовательная: формировать умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания и предложения с предлогами.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
- Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
Оборудование: Русский язык. Учебник под. ред. М.М. Разумовской, 7 класс. – М.: Дрофа, 2016., таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал с текстом для редактирования.
Ход урока
I. Опрос. Проверка домашнего задания.
В начале урока учитель вызывает двух учащихся к доске для работы по карточкам. Карточка №1 составлена по домашнему упражнению (учебник «Русский язык». 7 класс М.М. Разумовская). Задание – вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки, графически обозначить условие выбора орфограммы.
Карточка №1
Остан..тся позади дома, он мчит..ся, мы соб..раемся, сдела..м, ошибат..ся вследствие (не)внимательност.., собрат..ся, пост..новление, ут..плить.
Карточка №2 – на употребление производных предлогов (по теме, изученной на предыдущем уроке).
Карточка №2
Согласно заявлени.., завещени..; навстречу бур.., опасност..; вопреки предсказани.., наперекор желани..; благодаря тр..н..ровк.., настойч..вост..
Пока два ученика работают у доски по карточкам, учитель проводит индивидуальный опрос (сообщение о видах предлогов). Учащиеся рецензируют ответ ученика. После опроса – проверка домашнего задания.
Образец выполнения:
К арточка №1
О станется позади дома, он мчится, мы собираемся, сделаем, ошибаться вследствие невнимательности, собраться, постановление, утеплить.
Карточка №2
С огласно заявлению, завещанию; навстречу буре, опасности; вопреки предсказанию, наперекор желанию; благодаря тренировке, настойчивости.
II. Изучение нового материала.
Мы продолжаем изучать предлоги. Тему урока, я думаю, вы легко назовете сами, после того как прослушаете небольшой рассказ.
Немецкий драматург решил всерьез овладеть русским языком. Читает по самоучителю: «Я приехал в Украину». Его поправляют: «По-русски надо сказать – на Украину».
- Понял: не «в», а «на». Я поехал на Крым.
- Не на Крым, а в Крым.
- Понял. Я поехал в Кавказ.
- В Кавказ не говорят. Правильно на Кавказ.
- Ясно. Я поехал на Сибирь.
- На Сибирь нельзя. В Сибирь.
Рассвирепел он: «Какие здесь правила? Когда же надо говорить «в», а когда «на»?
Вы, конечно же, догадались, что тема нашего урока – «Употребление предлогов». Запишите ее в тетради. Сегодня мы познакомимся с некоторыми нормами употребления предлогов и будем учиться правильно употреблять их в речи.
Обратимся к материалу для наблюдения, записанному на доске:
вернулся со школы
с завода
вернулся с Москвы
с концерта
- Какие грамматические ошибки вы заметили?
- Надо говорить «из школы», «из Москвы».
- Верно. Когда же употребляется предлог «из», а когда «с»? Чтобы разобраться в этом, подберем к ним антонимические предлоги. Если пошел в школу, то вернулся из школы. Если пошел на завод, то вернулся с завода. Поехал в Москву – вернулся из Москвы, поехал на концерт – вернулся с концерта.
Объяснение сопровождается записью на доске:
вернулся из школы пошел в школу
с завода на завод
вернулся из Москвы поехал в Москву
с концерта на концерт
итак, мы выяснили, что антоним предлога «из» - предлог «в», предлога «с» - «на».
Учитель прикрепляет на доску карточки
ИЗ - В
С - НА
III. Закрепление.
Упражнение 1.
Из слов, записанных на доске, составить словосочетание, используя предлоги с, из, в, на.
Больница, фабрика, мастерская, библиотека, магазин, театр, базар, детский сад, дискотека.
Пошел
Вернулся
Упражнение выполняется коллективно.
Образец выполнения:
в больницу, на фабрику,
в мастерскую, в библиотеку,
в магазин, в театр, на базар,
в детский сад, на дискотеку
из больницы, с фабрики,
из мастерской, из библиотеки,
из магазина, из театра, с базара,
из детского сада, с дискотеки
Упражнение 2.
Написать ответы на вопросы, используя слова в скобках. Упражнение выполняется самостоятельно.
Откуда приехала д..л..гация? (Прибалтика, Белоруссия, Дальний Восток)
Откуда возвратились спортсмены? (Урал, Югославия, соревнования)
Откуда пришла телеграмма? (Крым, Сибирь, Сахалин)
Выполняя упражнение, ученики должны по орфографическому словарю проверить правописание слова делегация, по толковому – уточнить его лексическое значение.
ДЕЛЕГАЦИЯ – группа делегатов, представляющих какой-нибудь коллектив, государство.
Образец выполнения:
Д елегация приехала из Прибалтики, из Белоруссии, с Дальнего Востока. Спортсмены возвратились с Урала, из Югославии, с соревнований.
Телеграмма пришла из Крыма, из Сибири, с Сахалина.
IV. Изучение нового материала (продолжение)
Ребята, есть предлоги, которые употребляются только с одним падежом. Например, предлог «без» - только с родительным: «без радости», «без шапки», он однозначный. А некоторые предлоги многозначные, и, если они употребляются не с тем падежом, возникает ошибка.
Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Как правильно?
ПО ОКОНЧАНИ.. школы Правильно по окончаниИ
ПО ПРИЕЗ.. домой по приездЕ
ПО НЕЗНАИ.. местности по незнаниЮ
- Почему «по окончаниИ», но «по незнаниЮ»? Отчего зависит правописание окончаний существительных?
(Учащиеся испытывают затруднения в определении падежа).
- Предлог «по» может употребляться с дательным и предложным падежами. Правильно определить падеж существительного с предлогом «по» нам поможет таблица.
Употребление предлога ПО
Дательный падеж
Предложный падеж
(Эти части таблицы пока закрыты)
Допустить ошибку
по невнимательности
по незнанию
Вернуться по окончании школы
По выполнении работ
по приезде домой
(Эти части таблицы пока закрыты)
В первом столбике таблицы существительные с предлогом «по» употреблены в дательном падеже. Каким другим предлогом можно заменить «по»? (предлогом из-за). Какой смысловой вопрос можно задать к данным существительным? (Допустить ошибку (ПОЧЕМУ?) по невнимательности). Следовательно, какое значение у предлога «по»? (причинное).
Обратимся ко второму столбику. Здесь записаны существительные в предложном падеже. Каким предлогом можно заменить предлог «по» (Предлогом «после»). Какой смысловой вопрос можно задать к существительным? (вернуться (КОГДА?) по окончании школы). Какое значение у предлога «по»? (временное).
Учитель открывает верхнюю часть таблицы, которая до этого была закрыта:
по = из-за (почему? причина)
по = после (когда? время)
Итак, ребята, если предлог «по» имеет значение причины, то существительное употребляется в дательном падеже, если значение времени, то существительное ставится в предложный падеж.
На доску учитель вывешивает табличку:
t П.п.
П О
из-за Д.п.
Теперь обратимся к словосочетаниям под цифрой 2. (Учитель открывает закрытую нижнюю часть таблицы).
скучать по отцу, по нему
тосковать по родине
2. скучать по нас
тосковать по вас
- Что обозначают глаголы скучать, тосковать? (чувства человека)
- Замените словосочетание тоска по родине синонимом. (Ностальгия)
- Обратите внимание на то, что в словосочетаниях при глаголах чувствования существительные и местоимения 3 лица с предлогом «по» употребляются в дательном падеже, а местоимения 1 и 2 лица – в предложном падеже.
Вся таблица выглядит следующим образом:
Употребление предлога ПО
Дательный падеж
Предложный падеж
по = из-за (почему? причина)
допустить ошибку
по невнимательности
по незнанию
по = после (когда? время)
вернуться по окончании школы
по выполнении работ
по приезде домой
скучать по отцу, по нему
тосковать по родине
скучать по нас
тосковать по вас
по = о
(сравните: скучать о нас,
тосковать о вас)
Давайте обобщим, в каких же случаях употребляется предлог «по» с дательным падежом, а в каких – с предложным.
V. Закрепление
Упражнение3.
Составить словосочетания, ставя в нужный падеж существительные, данные в скобках, над существительным надписать падеж (по упр. учебника). Упражнение выполняется коллективно с доской.
Ошибаться по (невнимательность, рассеянность, небрежность)
Отсутствовать по (болезнь, причина)
Упражнение 4.
Составить предложения со словосочетаниями скучать по нас, тосковать по вас (самостоятельно, письменно).
Упражнение 5.
Редактирование текста (самостоятельная работа).
- Ребята, вам нужно отредактировать письмо семиклассника. Вспомним правила написания письма. Из каких частей оно состоит? (Обращение, основная часть, заключение).
- Что означает глагол «редактировать»?
РЕДАКТИРОВАТЬ – проверять и исправлять текст.
- Вам предстоит найти и исправить орфографические и пунктуационные ошибки, а также ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов.
Здравствуй дорогая сестренка.
По окончанию учебного года мы решили поехать отдыхать к бабушке в Украину. По прибытию в Киев мы отправились осматревать достопримичательности города. Были в аквапарке расположенном в центре города и катались с американских горок. Обсуждая увиденное вернулись к бабушке только по наступлению вечера. Так прошел наш первый день прибывания на Украине. Нам здесь нравиться, но мы все равно скучаем по вам.
До свидания.
Текст письма после исправления.
Здравствуй, дорогая сестренка.
По окончании учебного года мы решили поехать отдыхать к бабушке на Украину. По прибытии в Киев мы отправились осматривать достопримечательности города. Были в аквапарке, расположенном в центре города, и катались с американских горок. Обсуждая увиденное, вернулись к бабушке только по наступлении вечера. Так прошел наш первый день пребывания на Украине. Нам здесь нравится, но мы все равно скучаем по вас.