kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Указательные слова в СПП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по теме с достаточно интенсивным закреплением

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Указательные слова в СПП»

Тема: Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

(9 класс)

Цель: повторить роль указательных слов в сложноподчиненном предложении; подготовка к ОГЭ

Задачи: а) образовательная: отработать навыки выделения придаточного предложения;

б) развивающая: развитие пунктуационной грамотности;

в) воспитательная: воспитание интереса к богатству русского языка, создание условий для формирования у обучающихся чувства взаимоуважения, умения работать коллективно.

.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

карточки с индивидуальными заданиями;

тесты (для каждого ученика).


Ход урока

I. Организационный момент .

II. Проверка домашнего задания .

Фронтальный опрос по изученному материалу.

– Какое предложение называется СПП? (СПП называется такое сложное предложение, которое состоит из главного предложения и из одного или нескольких предложений, зависящих от главного предложения, то есть придаточных предложений).

– Как построено СПП? (СПП состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой).

– Где может находиться придаточное предложение в СПП? (Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному к главному: стоять перед главным, после него или в середине главного).

– Каковы средства связи в СПП? (Предложения, входящие в СПП, объединены на основе подчинительной связи с помощью подчинительных связи с помощью подчинительных союзов, союзных слов, а также интонации).

– Как отличить союзы от союзных слов? (1. Подчинительные союзы, как правило, не могут быть вы­делены логическим ударением. Односложный союз вообще не имеет самостоятельного ударения и сливается при произнесе­нии с идущим за ним словом: Мой старший брат всегда зна­ет, как ему поступить. Союзные слова, как и любой другой член предложения, про­износятся с ударением. Обычно они выделяются и логическим ударением: Мой старший брат сам решит, что ему делать. Он всегда знает, как ему поступить. 2. Союз чаще всего можно заменить только другим союзом: Когда (если) в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. Союзное слово можно заменить другим союзным словом или тем словом главной части предложения, к которому относится придаточная: Таков же был тот неж­ный взор, что (который, взор) я любил судьбе в укор. 3. Иногда союз можно опустить, союзное слово этого не до­пускает: И словом, слава шла, что Крот великий зверь на малые дела. И словом, слава шла: Крот великий зверь на малые дела. Сквозь цветы, что стоят на окне, пробивается солнце лучами).

III. Синтаксическая пятиминутка.

Выполнить синтаксический разбор предложения, составить схему.

Когда ветер, поднявшийся утром, утихнет, мы возьмем вещи и пойдем в горы.

IV. Лингвистическая задача .

ЧТО – союз или союзное слово?

1. Все понимают, что сейчас решается судьба страны.

2. Мы знаем, что ныне лежит на весах.

 Сегодня мы продолжим разговор о средствах связи в сложноподчиненном предложении.

·                   Поговорим об указательных словах в сложноподчиненном предложении.

·                   И узнаем, зачем нужны указательные слова в сложноподчиненном предложении. (Работа с учебником)

Как мы помним, сложноподчиненное предложение – предложение, части которого связаны на основе подчинительной связи, при помощи подчинительных союзов (союзных слов, указательных слов) и интонации.

Одна часть в таком предложении всегда главная, а вторая – придаточная. От главной части к придаточной можно поставить вопрос.

В нашем определении одним из средств связи частей в сложноподчиненном предложении названы указательные слова.

Что же это такое?

Допустим, мы решили сообщить кому-то информацию с помощью вот таких сложноподчиненных предложений.

Я видел картину, которую ты представить себе не можешь.

Это было в музее, где сейчас выставка.


Но ведь наши собеседники не знают, что мы хотим использовать сложноподчиненное предложение. Они могут перебить нас на середине высказывания какой-нибудь своей репликой, например: «Правда?» или «Ух ты!»

Я видел картину. 

Вполне самостоятельное предложение.

И будут не виноваты. Ведь как они могли догадаться, что в главном предложении мы сообщили еще не всю информацию?

Именно поэтому в главной части сложноподчиненного предложения используются указательные слова.

Я видел такую картину, которую ты представить не можешь.

Это было в том музее, где сейчас выставка.

Посмотрите на главные части предложений. Теперь они кажутся неполными, незаконченными. Ясно, что где-то поблизости есть дополняющая их придаточная часть. Теперь части сложноподчиненного предложения нельзя спутать с простым предложением!

Придаточное предложение раскрывает информацию, которая сообщается в главном.

Указательные слова подчеркивают неполноту главного предложения. Они указывают на то, что за главным предложением следует придаточное.


В роли указательных слов обычно выступают такие местоимения, как тот, таков, этот, все, всё, всякий, каждый, который, какой, никто, кто-то, что-то и так далее.

Указательными словами могут быть и наречиятуда, оттуда, везде, всюду, так, тогда и так далее.

Все эти указательные слова образуют пары с союзами и союзными словами.(Работа с учебником)

Является ли необходимым употребление указательных слов? В некоторых предложениях – нет.

V. Закрепление изученного

1.Выборочный диктант.

Записать только те пословицы, в которых есть указательные слова.

  1. Горюет Фома, что пустая голова.

  2. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.(+)

  3. И кафтан греет, когда шубы нет.

  4. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.(+)

  5. Где песня льется, там легче живется.(+)

  6. Зеркало не виновато, что рожа кривовата.

  7. Не ведает царь, что делает псарь.

  8. Поселись там, где поют.(+)

  9. И мы видали, как бояре едали.

2.- Тестовая работа (каждому индивидуально, можно по вариантам, на карточках). За каждый правильный ответ по одному баллу.

1. Укажите сложноподчинённое предложение


А. Я собирался было встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.

Б. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.

В. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.

2. На месте каких цифр должны стоять запятые?


В воздухе (1) куда ни взглянешь (2) кружатся целые облака снежинок (3) так (4) что не разберёшь (5) идёт ли снег с неба (6) или с земли.

А.1,2,3,4,5,6

Б.1,2,3,5

В. 2,4,5,6

Г.1,3,4,5

3. К чему относится придаточная часть сложноподчинённого предложения?

1. Но я любитель старых тополей,

Которые до первой зимней вьюги

Пытаются не сбрасывать с ветвей

Своей сухой заржавленной кольчуги (Н.Заболоцкий).

2. Проблема авторского голоса не находит решения, поскольку она, по-видимому, неверно поставлена (М.Громов).

А. Придаточная часть относится ко всей главной части предложения в целом.

Б. Придаточная часть относится к одному слову в главном предложении.

В. Придаточная часть относится к словосочетанию в главной части


4. Определите,при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному.

1. Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с элегическим раздумьем о прошлом (М.Громов).

2. Позови своих воевод да спроси их, что они скажут (С.Голицын).

А. Союз

Б. Союзное слово.

5. Сколько придаточных в сложноподчинённом предложении?

В Михайловском нашёл я всё по-старому, кроме того, что нет уж в нём няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу (А.С.Пушкин).

А. Три

Б. Четыре

В. Пять

Кавалергард – военнослужащий одного из полков гвардейской тяжёлой кавалерии.

4. Упражнение 101 (работа в группах)


VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок

– С какой целью используются указательные слова в СПП?

– Какой частью речи являются указательные слова?

– Каким образом могут расчленяться подчинительные союзы?

– Приведите примеры, объясните постановку запятой в таких предложениях.

VII. Домашнее задание

Подготовиться к контрольному диктанту, упражнение 105






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Указательные слова в СПП

Автор: Шишкина Людмила Ивановна

Дата: 01.02.2020

Номер свидетельства: 538104

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Указательные слова в СПП"
    ["seo_title"] => string(26) "ukazatiel_nyie_slova_v_spp"
    ["file_id"] => string(6) "360761"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479656811"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Электронный образовательный ресурс Презентация по теме: "Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении""
    ["seo_title"] => string(80) "eliektronnyi_obrazovatiel_nyi_riesurs_priezientatsiia_po_tiemie_rol_ukazatiel_ny"
    ["file_id"] => string(6) "386520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485955124"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "СПП с придаточными определительными "
    ["seo_title"] => string(39) "spp-s-pridatochnymi-opriedielitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "164964"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422723262"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Разработка урока по русскому языку на тему " СПП с придаточными места""
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_spp_s_pridatochnymi_miesta"
    ["file_id"] => string(6) "382310"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485080639"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Тема СПП с придаточными  цели. "
    ["seo_title"] => string(32) "tiema-spp-s-pridatochnymi-tsieli"
    ["file_id"] => string(6) "178622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424862255"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства