Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс Презентация по теме: "Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении"»
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении
1 .Тот, кто любит родину, должен служить ей.
2 .Тот человек, который любит родину, должен служить ей.
3.Я уверен втом , что наши дети мир увидят в золотом расцвете.
4. Отакой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит и жалеть.
Запомните!
Указательные слова не только помогают выяснить вид придаточного , но и служат для связи главного и придаточного.
1.Люди сидели молча только (частица) потому, что они не хотели обратить на себя внимание.
2. Он и (частица) поступил на филологический факультет для того, чтобы серьёзно заняться лингвистикой.
3. Мой брат стал хорошим гимнастом, прежде всего (вводное слово), благодаря тому, что с детства ходил в спортивную секцию.
4. Здесь многое напоминает именно (частица) о Лермонтове потому, что с Кавказом связана часть жизни поэта.
Запомните!
Если перед составными союзами употреблены такие слова, как
лишь, только, ещё и, именно, очевидно ,вероятно, может быть,
а также частицы и, не ,
они всегда расчленяются и перед союзом что ставится запятая.
( ), [ указ. слово].
[ указ. слово], ( ).
Восстановите текст.
Чтобы вычленить в сложном предложении придаточное, необходимо, во-первых, найти ______________________________, во-вторых, отыскать __________________________ (______________), в-третьих, поставить _____________________________________. Придаточное предложение может пояснять ________, _________________,_____________________.
Чтобы вычленить в сложном предложении придаточное, необходимо, во-первых, найтисоюз или союзное слово, во-вторых, отыскатьуказательное слово(если оно есть), в-третьих, поставитьвопрос к придаточному. Придаточное предложение может пояснятьслово, словосочетание или целое предложение.
Установить соответствие между предложением и схемой. Почему невозможно точно выполнить это задание? Что необходимо добавить в схемы?
1.Дерево валят туда, куда оно нагнулось.
( ), [ указ. слово].
2.Каково лето, таково и сено.
[ указ. слово], ( ).
Перестроить простые предложения в сложноподчиненные, заменяя выделенные члены придаточным предложением.
1)Учащиеся пришли в ботанический сад посмотреть на цветущий бамбук.
2) С наступлением летних каникул наша семья переехала на дачу.
3) Лось почувствовал близость опасности .
Перестроить сложноподчиненные предложения в простые, заменяя придаточные второстепенными членами.
1) Туристы вынуждены были остановиться на ночлег, так как наступила ночь.
2) В летописях имеются отрывочные сведения о том, как возникли некоторые города
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
2) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.
3) Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы!
4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.
Найдите ошибки.
Не могли бы вы разъяснить о том, как вы относитесь к позиции нашего движения.
Проверь
Не могли бы вы разъяснить то, как вы относитесь к позиции нашего движения.
О том, что фестиваль состоится, ни у кого не было сомнений.
Проверь
В том, что фестиваль состоится, ни у кого не было сомнений.
Директор попросил доложить всё, что происходит на заводе.
Проверь
Директор попросил доложить обо всём, что происходит на заводе.
Мне будет не совсем удобно вам докладывать обо всём том, что говорилось.
Проверь
Мне будет не совсем удобно вам докладывать всего того, что говорилось.
Сам его приезд означает о том, что он хочет общества.
Проверь
Сам его приезд означает, что он хочет общества.
- Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас?
– Довольны ли вы своей работой на уроке?
– Какие задания вызвали наибольшие затруднения?
– Какие мысли вы вынесли с урока?
Домашнее задание:
1) составить мини-диалоги, где были бы употреблены в виде ответных реплик предложения с указательными словами;
2) составить кроссворд по теме;
3) найти и записать 10 пословиц с указательными словами.