- Здравствуйте, ребята. - Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. _____________________________ мм пп лл рр (запись на доске) - Как всегда урок свой мы начнём с минутки каллиграфии. Посмотрите на доску и скажите, что общего в предложенных мною элементах? (Согласные, удвоенные) - Попробуйте разделить эти буквы на две группы. ( одинаковые элементы при написании: м, л и п, р) - Какая буква может быть лишней? (п – обозначает глухие согласные звуки) - Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон. - Проверка. В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р) - Приведите примеры слов, в которых встречаются данные соединения. - Что общего в написании этих слов? (У них есть удвоенная согласная). - В какой части слова находятся эти удвоенные согласные? (В корне) - Кто из вас может показать графическое обозначение удвоенной согласной в корне? (один ученик чертит схему на доске) с с - Слова удвоенная согласная и корень – это ключевые слова нашего сегодняшнего урока. (Вывешиваю карточки с этими словами на доску). Остальные ключевые слова вы должны будете сами подсказать мне в ходе занятия. В этих словах заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Мы познакомимся ещё с одной новой орфограммой русского языка и её графическим обозначением. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие. (Слайд 1 презентации к уроку). - Прочитайте слова и подумайте, на какие группы их можно разделить. (Ребята предлагают свои варианты) Коллекти…, расск…зал, аккор…, масса…, отт…лкнул, подд…ржал Слайд 1. | - Сколько групп вы можете выделить? (2). - Какие слова отнесём к 1 группе? (коллектив, аккорд, массаж) - По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена парная согласная в конце слова). - Какие слова отнесём ко 2 группе? (рассказал, оттолкнул, поддержал) - По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена безударная гласная в корне). - Итак, у нас с вами получилось 2 группы слов: (Слайд 2). коллекти… расск…зал акко… отт…лкнул масса… подд…ржал Слайд 2. | - Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. - Проверка. Прочитайте слова 1 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова. - Прочитайте слова 2 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова. - Что общего в словах 1 и 2 столбика? (Удвоенная согласная) Проблемные вопрос. - В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах? (вызвать слабого ученика, который даст частично правильный ответ – в корне) - Оцените ответ. - Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная согласная находится в корне, а другие считают, что не только в корне) - Значит, на какой вопрос мы с вами попытаемся сегодня ответить? (Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?) - Работа в парах. Понаблюдайте за двумя группами слов с удвоенной согласной, сравните их, вчитайтесь в слова. Возможно, вы сможете увидеть что-то интересное в словах каждого столбика, и свои наблюдения графически обозначить. Проверка. 1) - Что вы можете сказать о словах 1 столбика? (Удвоенная согласная находится в корне.) - Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова…) - Как графически обозначили свои наблюдения? 2) - Что вы можете сказать о словах 2 столбика? (В них удвоенная согласная находится и в приставке и в корне). - Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова… Перед корнем выделяю приставку …) -Как графически обозначили свои наблюдения.- Если в наших словах мы выделили приставки рас -, от -, под -, значит, они должны встречаться и в других словах. (Приведите примеры таких слов) Сообщение нового - В какой части слова возникла удвоенная согласная в словах 2 столбика? (Между приставкой и корнем.) - Кто из вас знает, как называется такое место в слове? - Прочитайте об этом на следующем слайде (Слайд 3). Стык – это место, где приставка и корень соединяются вплотную. Слайд 3 | - Что вы узнали нового? - Давайте сделаем вывод: Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова? - Что мы с вами сделали? (Открытие) - Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу) - А как она называется? (Варианты ответа). - Орфограмма называется – удвоенная согласная на стыке приставки и корня. Работа в парах. - А теперь попробуйте найти в парах ответ на следующий вопрос: Всегда ли на стыке приставки и корня возникает удвоенная согласная? (Обсуждение в парах) - Вывод: Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная. - Нарисуйте схему слова и обозначьте орфограмму удвоенная согласная на стыке корня и приставки (один ученик чертит на доске, а все - оценивают) с с - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3). Удвоенная согласная на стыке приставки и корня. Слайд 4 | - Какие ещё ключевые слова будут отражать тему и проблему урока? (Орфограмма, приставка, стык). Вывешиваю карточки с ключевыми словами на доску. - Когда же возникает удвоенная согласная на стыке приставки и корня? 1) стр. 108 №159. Спиши слова. Объясни графически, почему в них пишется удвоенная согласная буква. Рассыпать, рассмотреть, рассвирепел, расследование, оттащу, ссохлись. - Прочитайте задание. - Начинаем выполнять с комментированием. Образец комментирования даёт учитель на примере первого слова. (Пишу слово рассыпать, выделяю в нем корень –сып, приставку рас-. Так как приставка заканчивается на согласную с, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная сс, подчеркиваю новую орфограмму одной чертой). - Вывод: когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная. 2) стр. 108 № 160. - Сейчас мы с вами станем на некоторое время исследователями. Объектами исследования будут слова из упр. 160. Мальчики должны выписать слова с удвоенной согласной в корне, а девочки – слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Орфограмму обозначить. Массаж, рассмешил, кроссворд, оттолкнул, аттестат, одноклассник, оттаял, ввинтил, оттуда. - Проверка. Какие слова выписали мальчики? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму? массаж кроссворд аттестат одноклассник - Какие слова выписали девочки? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму? рассмешил оттолкнул оттаял ввинтил оттуда - Оцените свою работу: 1 - понятность задания 2 – трудность выполнения 3 - правильность - Кто выполнил всю работу правильно? - Кто допустил одну ошибку? - Кому было трудно? В чем была трудность? - Вывод. В какой части слова может находиться удвоенная согласная? ( В корне и на стыке приставки и корня) - Когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная? 3) Работа в группах (задание творческого характера). - Сейчас вам надо будет подумать, как правильно написать предложенные слова и обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок. Надеюсь, что в выполнении этого задания вам помогут знания, полученные на сегодняшнем уроке. (Каждая группа получает карточку с заданием). 1) Подумайте, как правильно написать слова. бе(с, сс)полезно ра(с, сс)писание бе(с, сс)трашный 2) Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. | Проверка: - Как записали предложенные слова. Докажите. (Слайд 5). бесполезно расписание бесстрашный Слайд 5 | - Какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. (Шаги появляются по мере называния на - Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока? Прочитай слово. Выдели корень. Выдели приставку. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня. Сделай вывод. Запиши слово. Обозначь орфограмму. Слайд 6. | - Что нового узнали на уроке? - Когда удвоенная согласная возникает на стыке приставки и корня? Что было для вас самым интересным на уроке? - Что было сложным? Вызвало затруднения? Самооценка. - Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке
-человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике. -человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь. -человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной. - Как вы думаете, каким будет домашнее задание? - С. 111, Упр. 5 (списать слова и объяснить графически, почему в этих словах написаны удвоенные буквы) - По желанию составить словарь слов, в которых пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня. (На следующем уроке эти дети могут выступить в роли учителя при проведении словарного диктанта). |