Образовательные: создать условия для формирования знаний об ударении, способствовать формированию умения выделять в слове ударный слог;
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, связную речь; умение формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность при письме.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Оборудование: лента букв, плакат «Алфавит».
План урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Сообщение темы и цели урока
Минутка чистописания
Словарная работа
Усвоение новых знаний
Физкультминутка
Закрепление
Инструктаж домашнего задания
Итог урока
Ход урока:
Организационный момент.
Звонок веселый прозвенел
Он заниматься нам велел.
Проверьте все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки…
Начинаем наш урок.
Актуализация знаний.
- Что такое слог?
- Из скольки букв может состоять слог?
- Какой слог называют закрвтым?
- Приведите пример.
- Когда слоги собираются вместе, то получаются … слова.
- Когда слова собираются, то получаются … предложения.
- Назовите любой слог, затем назовите слово с этим слогом, а потом составьте предложение с этим словом.
Например: слог – ма, слово – малина, предложение: у нас в саду растёт малина.
Сообщение темы и цели урока.
- Тема нашего урока «Ударение».
- Что такое ударение?
- Как вы думаете, нужно ли нам ударение?
- На какие вопросы мы можем сегодня ответить?
Что такое ударение?
Как найти в слове ударение?
Для чего нужно ударение?
Какую работу выполняет ударение?
Минутка чистописания.
- Скажите, какая буква похожа на вход в дом, кабинет…? (П)
- Охарактеризуйте эту букву.
Письмо в воздухеПп.
- Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа и напишите по образцу: П, п.
Словарная работа.
- Ребята, послушайте внимательно:
Сегодня отличная погода.
Мы сегодня хорошо потрудились.
А сегодня будут уроки?
Ты сегодня не пойдешь в школу?
- Что вы заметили общего в этих предложениях?
- Верно! Это слово: сегодня.
- Произнесите слова сегодня.
- Как вы думаете, можно ли допустить ошибку при написании этого слова? Где именно?
- Верно! В слове индюк есть ошибка – опасное место после буквы е, многие могут написать там в.
- Посмотрите, как пишутся слова СЕГОДНЯ.
Усвоение новых знаний.
- В некотором царстве, в грамматическом государстве собрались как - то слова и стали хвастаться: «Все у нас есть – и гласные, и согласные. Теперь мы сами все назовем, и сами обо всем рассказать сможем. Никого и ничего нам больше не надо!»
- Услышав эти слова, Ударение возмутилось: «Как это ничего не надо? А я! Ведь вы без меня ничего не значите! Если захочу…».
- «Подумаешь Ударение! И без тебя обойдемся!» - еще больше расхвастались слова.
- Рассердилось Ударение, и стало по словам где не надо ударять, со слога на слог перепрыгивать.
- Вышел вперед ЗАМОК и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то ударением. Ведь ударение – это простая черточка!»
- А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.
- Как вы думаете, какое слово получилось? (ЗАМОК)
- А дальше вот что случилось.
- Вышли вперед БЕЛКИ.
- «Мы добавка к блюдам и с нами ударение ничего не сделает!»
- Что произошло?
- А потом вышли СТРЕЛКИ. «Мы умеем стрелять и можем защитить себя»
- А ударение превратило их в СТРЕЛКИ.
- Выкатились вперед КРУЖКИ, хотели окружить Ударение, но оно превратило их в КРУЖКИ.
- Как вы думаете, какой вывод сделали слова? Слова поняли, что они не могут жить без ударения. В каждом слове есть ударение и от него зависит смысл слова.
-Как мы определяли ударение в словах? (Выделяли голосом один слог с большей силой.)
Вывод: ударение – это произношение одного из слогов с большей силой.
Слог, на который падает ударение называется ударным, остальные –безударными.
- В русском языке много слов, в произношении которых мы можем сомневаться. Для этого существуют специальные орфоэпические словари, по которым мы можем правильно определить как произносится слово. Например, слова СВЕКЛА ШОФЕР ЩАВЕЛЬ АЛФАВИТ.
- Ребята, откройте учебники на странице 42. Прочитаем текст.
- А теперь, прочитаем правило на странице 43.
Физминутка.
Конь меня в дорогу ждет, Бьет копытом у ворот. На ветру играет гривой Пышной, сказочно красивой. Быстро я в седло вскачу, Не поеду – полечу! Там за дальнею рекой Помашу тебе рукой.
Закрепление.
- А сейчас, выполним упражнение 106 на странице 44. Спишите, расставьте ударение в словах.
- А теперь выполним упражнение 108. Нам необходимо определить, почему произошла ошибка.
Инструктаж домашнего задания.
- Дети, откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо выполнить упражнение 110 на странице 46.
- Прочитайте задание. Вам надо будет найти и распределить слова в три столбика: 1) слова с ударением на первом слоге; 2) слова с ударением на втором слоге; 3) слова с ударением на третьем слоге.