Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе на тему:
«Подготовка к ЕГЭ. Учимся понимать исходный текст»
Автор: Щербакова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ № 2 г. Починка Смоленской области.
Дата: 6 февраля 2014 года.
Цель: сформировать грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, создавать на его основе собственное высказывание для успешной подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ.
Задачи урока:
образовательная: научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль развивается через веерное и цепное расположение доводов, подготовить к написанию домашнего сочинения;
развивающая: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; развивать навыки переработки текстов, а именно: составление схемы, выделение тезисов, анализ текста по алгоритму, соответствующему критериям оценки на ЕГЭ по русскому языку заданий части С;
воспитательная: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности, воспитывать языковую культуру общения.
Тип урока: урок формирования умений и навыков при работе с текстом.
Конспект урока по русскому языку в 10 классе сопровождается презентацией.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка (ноутбук, проектор), презентация, раздаточный материал (тексты, схемы).
Планируемый результат (УУД):
Регулятивные: Осознавать возникшие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные: Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об изучаемом языковом явлении
Коммуникативные: Умение обсуждать и аргументировать свою позицию
Личностные: Понимание степени необходимости выполнения предстоящей работы.
Здоровьесберегающие технологии:
Положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд
Релаксация
Физминутка
Личностно – ориентированное обучение
Технология индивидуализации и дифференциации
Технология проблемного обучения
Технология игры
Технология группового обучения
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне | Приветствует учащихся. Организует рабочую обстановку. | Проверяют готовность к уроку. Записывают дату, вид работы (классная работа). | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Орфоэпическая разминка
Цель: построение и фиксация знания. | Для чего нужно правильно ставить ударение в словах? | Учащиеся записывают слова, в выделенных словах расставляют ударение Самопроверка. Оценивание по шкале, выставление баллов в оценочный лист. | Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
3. Мотивация деятельности. Вызов интереса. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Вступительное слово учителя. PISа (ПИЗа) – международный тест, определяющий потенциальные возможности национальной системы образования. Показывает интернет-страницу. | Учащиеся слушают. | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
4.Формулирование темы урока.
| Итак, какова тема нашего урока сегодня? О чём конкретно пойдёт речь на уроке? | Учащиеся формулируют тему урока: «Учимся понимать исходный текст.» | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: оценивание усваемого содержания. |
5. Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. | Учитель даёт задание. | Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
6.Информационная обработка текста.
Цель: применение имеющихся знаний в новом задании. | Слово учителя Мы продолжаем работу с текстом. Начнём с филологической разминки. На экране текст. Мы должны, ознакомившись с ним, решить: подписывать этот документ или нет. Будьте внимательны: решается судьба российского производителя. В чьих интересах принятие этого документа? Не ошибитесь. | Учащиеся выполняют задание. Самопроверка. Оценивание по шкале, выставление баллов в оценочный лист. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные: способность самооценки своих действий. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
7. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний.
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | Учитель: Давайте вспомним задание части С. Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. | Учащиеся: Слушают учителя. | Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. |
8. Формулирование цели урока. | Учитель: Просит сформулировать цель урока: -Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. | Учащиеся: Формулируют цель урока: (продолжить работу по формированию грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, создавать на его основе собственное высказывание для успешной подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ) | Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.
Целеполагание |
9. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. | Учитель знакомит с текстом, даёт задание. | Учащиеся выполняют задание. Самопроверка. Оценивание по шкале, выставление баллов в оценочный лист. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные: способность самооценки своих действий. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
10. Собственная позиция и аргументация. | Учитель показывает видеосюжеты в качестве примеров для аргументов. | Чтение стихотворения по ролям. | Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
11. Этап обобщения и систематизации знаний. | Учитель: Предлагает оценить работу на уроке. | Учащиеся: Оценивают работу на уроке и выставляют оценку на индивидуальном рабочем листе. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
12. Задание на дом. | Учитель объясняет домашнее задание. | Учащиеся записывают домашнее задание. | Регулятивные: коррекция, контроль. |
13. Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Учитель: Предлагает оценить работу на уроке. Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке учитель предлагает ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: «?» - тему урока не понял, «!?» - тему урока понял, но при выполнении д/з необходима консультация, «!» - тему урока понял, готов к самостоятельному выполнении д\з. | Учащиеся: Оценивают работу на уроке на индивидуальном рабочем листе. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Регулятивные: коррекция, контроль. |
14.Заключительное слово. | Итоги урока. Послушайте притчу и свяжите ее с вашей сегодняшней работой. | Учащиеся слушают притчу и отвечают на вопросы. | Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
Сценарий урока
I. Оргмомент. (1 мин)
Учитель: Организует рабочую обстановку.
Учащиеся: Проверяют готовность к уроку.
II. Формулирование темы и цели урока. (2 мин)
Cлайд 1
Запишите тему урока «Учимся понимать исходный текст.»
Рабочий лист (знакомство)
Учитель: Просит сформулировать цель урока:
-Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель.
Слайд 2
Учащиеся: Формулируют цель урока:
(продолжить работу по формированию грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, создавать на его основе собственное высказывание для успешной подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ)
Орфоэпическая разминка (2 мин)
Слайды 3-5
Учитель: Выписать выделенные слова и расставить в них ударение.
Учащиеся: выполняют задание № 2, расставляют ударение.
1 вариант
А что это мне никто не звонИт?
У вас нет недвИжимости?
Ну и радуйтесь, меньше хлопот.
Без твоей опЕки (не опёки) он и шагу ступить не может.
Пусть премирОванных сотрудников будет как можно больше.
Голос из-за двЕри.
Хотите купить товар Оптом – поезжайте на оптОвый рынок.
БаллотИроваться в депутаты?
Почему и нет?
2 вариант
Я балУю свою дочь.
Выбор шАрфов в магазине огромный.
У вас тут брОня должна быть на билеты.
Мы сами вам позвонИм.
Из этих договОров следует…
Предлагаем оптОвые партии товара.
Хочу поработать с каталОгом.
Когда же наконец включАт свет?
Учитель: проверить себя и выставить баллы в оценочный лист по шкале.
Количество правильных ответов | Балл |
8 | 5 |
6-7 | 4 |
4-5 | 3 |
0-3 | 2 |
Учащиеся: проверяют себя и выставляют баллы в оценочный лист.
Слайд 6
Учитель: знакомит с оценочным листом. (0,5 мин)
Оценочный лист
(ознакомление)
Оценочный лист ученика(цы)__________________
Поставьте себе оценку за урок. Она будет складываться из суммы баллов по следующей шкале:
13-14 баллов – 5 | 10-12 баллов - 4 | 7-9 баллов - 3 | 0-6 баллов - 2 |
Балл за орфоэпическую разминку | Балл за информационную обработку текста | Баллы за работу с текстом |
Сумма баллов | Итоговая оценка |
проблема | комментарий | позиция автора |
| | | | | | |
IV. Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса. (1 мин)
Слайд 7
Учитель:
«Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
(из материалов международного исследования PISA)
Слайд 8
V. Информационная обработка текста. (2 мин)
Учитель:
На экране текст. Мы должны, ознакомившись с ним, решить: подписывать этот документ или нет. Будьте внимательны: решается судьба российского производителя. В чьих интересах принятие этого документа? Не ошибитесь.
“Поддерживаем требования противников расширения движения за запрещение выдачи разрешений на беспошлинный ввоз иностранных товаров.”
Учащиеся: выполняют задание № 2
Поддержка или нарушение прав отечественного производителя в данном документе?
К какому стилю принадлежит текст?
(К официально-деловому.)
Найдите логическое
ядро текста.
(Беспошлинный ввоз)
Кого поддерживает данный документ?
(Иностранного производителя)
Будем подписывать?
(Нет)
Учащиеся: проверяют, выставляют балл в оценочный лист.
Слайд 9
Ответ | Балл |
Не подписывать | 5 |
Подписывать | 2 |
VI. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. (1 мин)
Учитель:
- Правильное понимание текста необходимо для успешного выполнения части С на ЕГЭ. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения было сложной задачей для большинства выпускников. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С.
Учащиеся: Слушают учителя.
Учитель: Давайте вспомним задание части С.
Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких.
Слайд 10
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
VII. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом.
Повторение алгоритма написания сочинения. (1 мин)
Слайд 11
1. Вступление.
2. Формулирование проблемы.
3. Комментарий к проблеме.
4.Позиция автора.
5. Собственная позиция.
6. Аргумент жизненный.
7. Аргумент читательский.
8. Заключение.
Слайд 12
Работа с исходным текстом
Шаг 1
Слайд 13
Информативность – один из важнейших признаков текста
Слайд 14
2. Сведения об авторе.
Учитель: Предлагает прочитать текст.
Слайд 15
3. Чтение текста. (2 мин)
КАК ГОВОРИТЬ?
1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. 2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? 3)Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. 4)Есть разного рода неряшливости в языке человека.
5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. 6) В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. 7)«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.
8)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. 9)Ведь он уверен, что его слово и так весомо .
10)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. 11)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».
12)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. 13)Но хоть и трудно – это надо, надо. 14)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д.С.Лихачёву)
Слайды 16 - 17
4. Анализ структуры текста (объяснение развития авторской мысли)
(3 мин)
Учитель: Задает вопросы по тексту:
-Какой вопрос волнует Д. Лихачева в тексте? (Д.Лихачева волнует вопрос: «Как говорить? Как язык характеризует человека?»)
-Какие доводы он подбирает для ответа на этот вопрос?
-Выделите в каждом абзаце микротему.
Подсказка: рассмотрим каждую микротему и найдем ответ на этот вопрос. Для ответа на вопрос он подбирает несколько доводов:
Тезис
Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
Аргументы
Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости.
Сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.
И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело.
Вывод
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.
Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает.
Слайды 18 - 31
4. Фронтальная работа, взаимопроверка.
Формулирование проблемы
Комментарий к проблеме
Позиция автора
Слайды 32 - 36
VIII. Собственная позиция и аргументация.
1. Примеры аргументов. Чтение отрывка из литературы. (2 мин)
Все доводы, взятые вместе, помогают нам понять, как язык характеризует человека.
Какие доводы мы можем привести?
Чем говорить плохие слова, лучше помолчать.
“Слово – серебро, молчание - золото”.
Молчание не обозначает отсутствие ума, а обозначает отсутствие глупости.
Это прекрасно понимал М. Горький. Послушайте его рассказ “Красивая”.
Очень красивая молодая женщина взошла на палубу парохода. Пассажиры всех классов замерли от восторга и восхищения, глядя на нее. Молодые мужчины ждали ее улыбки и момента, когда она заговорит… И она, потерев спину о косяк двери, вытерев белоснежным платком прекрасное разгоряченное лицо, заговорила:
- “Уф, жаришша какая! Да ишо карасином ваняит…”
Люди, восхищенные и одухотворенные красотой женщины, вдруг поникли и, разочарованные, вернулись к своим делам.
Учитель:
Слайд 37
2. Примеры аргументов.
Чтение по ролям стихотворения Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым»
Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо...
Прижался к молодой воде...
Он взял в свидетели луну!..
Туда, где не видать ни зги...
Гы!..
И, ощутив побег реки,
В беспамятстве забьётся ёрш...
Врёшь!
Да нет, я говорю тебе,
Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха...
В предутреннем дрожаньи рос...
Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих...
Прожить и не понять снега?..
- Не знаю, как вы, а я часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить точно, правильно и красиво свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника.
3. Примеры аргументов. Видеофрагмент из к/ф «Двенадцать стульев» Элочка Щукина. (2 мин)
Свою обеспокоенность состоянием русского языка высказывали и продолжают высказывать деятели науки и культуры. Об этой проблеме пишут книги, снимают фильмы.
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит», – считает российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Видеофрагмент из к/ф «Двенадцать стульев». Элочка Щукина.
Косноязычие приводит к бескультурью, обеднению словарного запаса, умалению достоинства личности…
4. Примеры аргументов.
Учитель:
Русский язык предоставляет нам возможность говорить точно, красиво, правильно и в то же время непринужденно в любой речевой ситуации. Неуместное употребление того или иного стиля может создать негативное представление о человеке или способствовать непониманию того, о чем он говорит.
Видео (3 мин)
Фрагмент из “Ералаша"
Слайд 38
IX. Этап подведения итогов – рефлексия. (1 мин)
Учитель: Предлагает оценить работу на уроке.
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке учитель предлагает ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«?» - тему урока не понял,
«!?» - тему урока понял, но при выполнении д/з необходима консультация,
«!» - тему урока понял, готов к самостоятельному выполнении д\з.
Учащиеся: Оценивают работу на уроке на индивидуальном рабочем листе.
Слайд 39
X. Задание на дом. (1 мин)
Учитель: Объясняет домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение
XI.Заключительное слово. (2 мин)
Итоги урока. Послушайте притчу и свяжите ее с вашей сегодняшней работой.
В старинном городе жил один мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку и посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу–ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет - живая, сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас всех умнее». Так он и сделал. Поймал бабочку и отправился к мудрецу, спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно мудрым человеком, ответил: ________________________
(Ребята могут ответить на этот вопрос).
«Все в твоих руках», - ответил мудрец. И все, что касается ЕГЭ (будь даже у вас учитель семи пядей во лбу), тоже в ваших руках. Успехов вам в работе над сочинением!..
Библиография:
1.Долинина Т. А. Развитие УУД при обучении написанию сжатого изложения и сочинения –рассуждения. 8-9 классы: методическое пособие для учителей.- Екатеринбург: ИРО, 2011.
2.Долинина Т.А. ЕГЭ по русскому языку. 10-11 класс. Сочинение: пособие для учащихся.- Екатеринбург: ИРО, 2010.