kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учимся понимать исходный текст

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, создавать на его основе собственное высказывание для успешной подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Задачи  урока:

образовательная: научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль развивается через веерное и цепное  расположение доводов, подготовить к написанию  домашнего сочинения;  

развивающая: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; развивать навыки переработки текстов, а именно: составление  схемы, выделение тезисов, анализ текста по алгоритму, соответствующему критериям оценки на ЕГЭ по русскому языку заданий  части С;

воспитательная: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности, воспитывать языковую культуру общения.

 

Тип урока: урок формирования умений и навыков при работе с текстом.

Конспект урока по русскому языку  в 10 классе сопровождается презентацией.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка (ноутбук, проектор), презентация, раздаточный материал (тексты, схемы).

 

Планируемый результат (УУД):

Регулятивные: Осознавать возникшие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные: Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об изучаемом языковом явлении

Коммуникативные:  Умение обсуждать и аргументировать свою позицию

Личностные: Понимание степени необходимости выполнения предстоящей работы.

 

Здоровьесберегающие технологии:

•     Положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд 

•     Релаксация

•     Физминутка

  • Личностно – ориентированное обучение
  • Технология индивидуализации и дифференциации
  • Технология проблемного обучения
  • Технология игры
  • Технология группового обучения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«╨Ъ╨╛╨╜╤Б╨┐╨╡╨║╤В ╤Г╤А╨╛╨║╨░ ╨▓ 10 ╨║╨╗╨░╤Б╤Б╨╡ ╨г╤З╨╕╨╝╤Б╤П ╨┐╨╛╨╜╨╕╨╝╨░╤В╤М ╨╕╤Б╤Е╨╛╨┤╨╜╤Л╨╕╠Ж ╤В╨╡╨║╤Б╤В»

Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе на тему:

«Подготовка к ЕГЭ. Учимся понимать исходный текст»

Автор: Щербакова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ № 2 г. Починка Смоленской области.


Дата: 6 февраля 2014 года.


Цель: сформировать грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, создавать на его основе собственное высказывание для успешной подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Задачи урока:

образовательная: научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль развивается через веерное и цепное расположение доводов, подготовить к написанию домашнего сочинения;

развивающая: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; развивать навыки переработки текстов, а именно: составление схемы, выделение тезисов, анализ текста по алгоритму, соответствующему критериям оценки на ЕГЭ по русскому языку заданий части С;

воспитательная: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности, воспитывать языковую культуру общения.


Тип урока: урок формирования умений и навыков при работе с текстом.

Конспект урока по русскому языку в 10 классе сопровождается презентацией.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка (ноутбук, проектор), презентация, раздаточный материал (тексты, схемы).


Планируемый результат (УУД):

Регулятивные: Осознавать возникшие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные: Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об изучаемом языковом явлении

Коммуникативные: Умение обсуждать и аргументировать свою позицию

Личностные: Понимание степени необходимости выполнения предстоящей работы.


Здоровьесберегающие технологии:

  • Положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд

  • Релаксация

  • Физминутка

  • Личностно – ориентированное обучение

  • Технология индивидуализации и дифференциации

  • Технология проблемного обучения

  • Технология игры

  • Технология группового обучения

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствует учащихся.

Организует рабочую обстановку.

Проверяют готовность к уроку. Записывают дату, вид работы (классная работа).


Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Орфоэпическая разминка



Цель: построение и фиксация знания.

Для чего нужно правильно ставить ударение в словах?


Учащиеся записывают слова, в выделенных словах расставляют ударение

Самопроверка.

Оценивание по шкале, выставление баллов в оценочный лист.


Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

3. Мотивация деятельности. Вызов интереса.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Вступительное слово учителя.

PISа (ПИЗа) – международный тест, определяющий потенциальные возможности национальной системы образования.

Показывает интернет-страницу.


Учащиеся слушают.


Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

4.Формулирование темы урока.




Итак, какова тема нашего урока сегодня? О чём конкретно пойдёт речь на уроке?


Учащиеся формулируют тему урока:

«Учимся понимать исходный текст.»


Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.

5. Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Учитель даёт задание.

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6.Информационная обработка текста.



Цель: применение имеющихся знаний в новом задании.

Слово учителя

Мы продолжаем работу с текстом. Начнём с филологической разминки. На экране текст. Мы должны, ознакомившись с ним, решить: подписывать этот документ или нет. Будьте внимательны: решается судьба российского производителя. В чьих интересах принятие этого документа? Не ошибитесь.


Учащиеся выполняют задание.

Самопроверка.

Оценивание по шкале, выставление баллов в оценочный лист.


Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: способность самооценки своих действий.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний.





Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Учитель: Давайте вспомним задание части С.

Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких.


Учащиеся: Слушают учителя.

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.


8. Формулирование цели урока.


Учитель: Просит сформулировать цель урока:

-Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель.


Учащиеся: Формулируют цель урока:

(продолжить работу по формированию грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, создавать на его основе собственное высказывание для успешной подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ)


Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.



Целеполагание

9. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом.


Учитель знакомит с текстом, даёт задание.

Учащиеся выполняют задание.

Самопроверка.

Оценивание по шкале, выставление баллов в оценочный лист.


Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: способность самооценки своих действий.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

10. Собственная позиция и аргументация.





Учитель показывает видеосюжеты в качестве примеров для аргументов.


Чтение стихотворения по ролям.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.


11. Этап обобщения и систематизации знаний.


Учитель: Предлагает оценить работу на уроке.


Учащиеся: Оценивают работу на уроке и выставляют оценку на индивидуальном рабочем листе.


Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.


12. Задание на дом.




Учитель объясняет домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Регулятивные: коррекция, контроль.


13. Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Учитель: Предлагает оценить работу на уроке.

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке учитель предлагает ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:


«?» - тему урока не понял,
«!?» - тему урока понял, но при выполнении д/з необходима консультация,
«!»  - тему урока понял, готов к самостоятельному выполнении д\з.

Учащиеся: Оценивают работу на уроке на индивидуальном рабочем листе.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Регулятивные: коррекция, контроль.


14.Заключительное слово.


Итоги урока. Послушайте притчу и свяжите ее с вашей сегодняшней работой.


Учащиеся слушают притчу и отвечают на вопросы.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Сценарий урока

I. Оргмомент. (1 мин)

Учитель: Организует рабочую обстановку.

Учащиеся: Проверяют готовность к уроку.


II. Формулирование темы и цели урока. (2 мин)


Cлайд 1

Запишите тему урока «Учимся понимать исходный текст.»

Рабочий лист (знакомство)

Учитель: Просит сформулировать цель урока:

-Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель.



Слайд 2

Учащиеся: Формулируют цель урока:

(продолжить работу по формированию грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, создавать на его основе собственное высказывание для успешной подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ)

  1. Орфоэпическая разминка (2 мин)

Слайды 3-5


Учитель: Выписать выделенные слова и расставить в них ударение.

Учащиеся: выполняют задание № 2, расставляют ударение.




1 вариант

  • А что это мне никто не звонИт?

  • У вас нет недвИжимости?

  • Ну и радуйтесь, меньше хлопот.

  • Без твоей опЕки (не опёки) он и шагу ступить не может.

  • Пусть премирОванных сотрудников будет как можно больше.

  • Голос из-за двЕри.

  • Хотите купить товар Оптом – поезжайте на оптОвый рынок.

  • БаллотИроваться в депутаты?

  • Почему и нет?



2 вариант

  • Я балУю свою дочь.

  • Выбор шАрфов в магазине огромный.

  • У вас тут брОня должна быть на билеты.

  • Мы сами вам позвонИм.

  • Из этих договОров следует…

  • Предлагаем оптОвые партии товара.

  • Хочу поработать с каталОгом.

  • Когда же наконец включАт свет?



Учитель: проверить себя и выставить баллы в оценочный лист по шкале.

Количество правильных ответов

Балл

8

5

6-7

4

4-5

3

0-3

2



Учащиеся: проверяют себя и выставляют баллы в оценочный лист.

Слайд 6



Учитель: знакомит с оценочным листом. (0,5 мин)



Оценочный лист

(ознакомление)

Оценочный лист ученика(цы)__________________


Поставьте себе оценку за урок. Она будет складываться из суммы баллов по следующей шкале:

13-14 баллов – 5

10-12 баллов - 4

7-9 баллов - 3

0-6 баллов - 2

Балл

за

орфоэпическую

разминку

Балл

за информационную

обработку текста

Баллы

за работу с текстом



Сумма баллов

Итоговая

оценка

проблема

комментарий

позиция автора











IV. Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса. (1 мин)

Слайд 7

Учитель:

«Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»


(из материалов международного исследования PISA)

Слайд 8


V. Информационная обработка текста. (2 мин)

Учитель:

На экране текст. Мы должны, ознакомившись с ним, решить: подписывать этот документ или нет. Будьте внимательны: решается судьба российского производителя. В чьих интересах принятие этого документа? Не ошибитесь.

Поддерживаем требования противников расширения движения за запрещение выдачи разрешений на беспошлинный ввоз иностранных товаров.”

Учащиеся: выполняют задание № 2

  • Поддержка или нарушение прав отечественного производителя в данном документе?

  • К какому стилю принадлежит текст?

  • (К официально-деловому.)

  • Найдите логическое

  • ядро текста.

  • (Беспошлинный ввоз)

  • Кого поддерживает данный документ?

  • (Иностранного производителя)

  • Будем подписывать?

  • (Нет)



Учащиеся: проверяют, выставляют балл в оценочный лист.

Слайд 9

Ответ

Балл

Не подписывать

5

Подписывать

2









VI. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. (1 мин)

Учитель:

- Правильное понимание текста необходимо для успешного выполнения части С на ЕГЭ. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения было сложной задачей для большинства выпускников. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С.

Учащиеся: Слушают учителя.

Учитель: Давайте вспомним задание части С.

Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких.



Слайд 10

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



VII. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом.

  1. Повторение алгоритма написания сочинения. (1 мин)

Слайд 11

1. Вступление.

2. Формулирование проблемы.

3. Комментарий к проблеме.

4.Позиция автора.

5. Собственная позиция.

6. Аргумент жизненный.

7. Аргумент читательский.

8. Заключение.

Слайд 12

Работа с исходным текстом

Шаг 1



Слайд 13

Информативность – один из важнейших признаков текста

Слайд 14

2. Сведения об авторе.

Учитель: Предлагает прочитать текст.


Слайд 15

3. Чтение текста. (2 мин)

КАК ГОВОРИТЬ?

      1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. 2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? 3)Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. 4)Есть разного рода неряшливости в языке человека.

 5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. 6) В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. 7)«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

  8)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. 9)Ведь он уверен, что его слово и так весомо .

      10)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. 11)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

      12)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. 13)Но хоть и трудно – это надо, надо. 14)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С.Лихачёву)

Слайды 16 - 17


4. Анализ структуры текста (объяснение развития авторской мысли)

(3 мин)

Учитель: Задает вопросы по тексту:

-Какой вопрос волнует Д. Лихачева в тексте? (Д.Лихачева волнует вопрос: «Как говорить? Как язык характеризует человека?»)

-Какие доводы он подбирает для ответа на этот вопрос?

-Выделите в каждом абзаце микротему.

Подсказка: рассмотрим каждую микротему и найдем ответ на этот вопрос. Для ответа на вопрос он подбирает несколько доводов:


Тезис

Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Аргументы

  • Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости.

  • Сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.

  • Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

  • И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело.



Вывод

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает.

Слайды 18 - 31

4. Фронтальная работа, взаимопроверка.

  • Формулирование проблемы

  • Комментарий к проблеме

  • Позиция автора



Слайды 32 - 36


VIII. Собственная позиция и аргументация.


1. Примеры аргументов. Чтение отрывка из литературы. (2 мин)


  • Все доводы, взятые вместе, помогают нам понять, как язык характеризует человека.

  • Какие доводы мы можем привести?


  • Чем говорить плохие слова, лучше помолчать.

  • Слово – серебро, молчание - золото”.

  • Молчание не обозначает отсутствие ума, а обозначает отсутствие глупости.

  • Это прекрасно понимал М. Горький. Послушайте его рассказ “Красивая”.



Очень красивая молодая женщина взошла на палубу парохода. Пассажиры всех классов замерли от восторга и восхищения, глядя на нее. Молодые мужчины ждали ее улыбки и момента, когда она заговорит… И она, потерев спину о косяк двери, вытерев белоснежным платком прекрасное разгоряченное лицо, заговорила:

- “Уф, жаришша какая! Да ишо карасином ваняит…”

Люди, восхищенные и одухотворенные красотой женщины, вдруг поникли и, разочарованные, вернулись к своим делам.

Учитель:

  • Что произошло?

  • Да, речь женщины убила ее красоту.

Слайд 37


2. Примеры аргументов.

Чтение по ролям стихотворения Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым»

  • Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо...

  • Чо?

  • Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде...

  • Где?

  • Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

  • Ну?!

  • Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги...

  • Гы!..

  • И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш...

  • Врёшь!

  • Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха...

  • Ха!..

  • А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос...

  • Брось!..

  • Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих...

  • Псих!..

  • Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега?..

  • Ага!



- Не знаю, как вы, а я часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить точно, правильно и красиво свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника.

3. Примеры аргументов. Видеофрагмент из к/ф «Двенадцать стульев» Элочка Щукина. (2 мин)

Свою обеспокоенность состоянием русского языка высказывали и продолжают высказывать деятели науки и культуры. Об этой проблеме пишут книги, снимают фильмы.

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит», – считает российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Видеофрагмент из к/ф «Двенадцать стульев». Элочка Щукина.

Косноязычие приводит к бескультурью, обеднению словарного запаса, умалению достоинства личности…

4. Примеры аргументов.

Учитель:


Русский язык предоставляет нам возможность говорить точно, красиво, правильно и в то же время непринужденно в любой речевой ситуации. Неуместное употребление того или иного стиля может создать негативное представление о человеке или способствовать непониманию того, о чем он говорит.



Видео (3 мин)

Фрагмент из “Ералаша"

Слайд 38



IX. Этап подведения итогов – рефлексия. (1 мин)

Учитель: Предлагает оценить работу на уроке.

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке учитель предлагает ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:


«?» - тему урока не понял,
«!?» - тему урока понял, но при выполнении д/з необходима консультация,
«!»  - тему урока понял, готов к самостоятельному выполнении д\з.


Учащиеся: Оценивают работу на уроке на индивидуальном рабочем листе.



Слайд 39



X. Задание на дом. (1 мин)

Учитель: Объясняет домашнее задание.


Написать сочинение-рассуждение

XI.Заключительное слово. (2 мин)

Итоги урока. Послушайте притчу и свяжите ее с вашей сегодняшней работой.

В старинном городе жил один мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку и посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу–ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет - живая, сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас всех умнее». Так он и сделал. Поймал бабочку и отправился к мудрецу, спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно мудрым человеком, ответил: ________________________

  • Как думаете, что ответил мудрец?

(Ребята могут ответить на этот вопрос).

«Все в твоих руках», - ответил мудрец. И все, что касается ЕГЭ (будь даже у вас учитель семи пядей во лбу), тоже в ваших руках. Успехов вам в работе над сочинением!..



Библиография:

1.Долинина Т. А. Развитие УУД при обучении написанию сжатого изложения и сочинения –рассуждения. 8-9 классы: методическое пособие для учителей.- Екатеринбург: ИРО, 2011.

2.Долинина Т.А. ЕГЭ по русскому языку. 10-11 класс. Сочинение: пособие для учащихся.- Екатеринбург: ИРО, 2010.












Просмотр содержимого документа
«╨а╨Р╨С╨Ю╨з╨Ш╨Ш╠Ж ╨Ы╨Ш╨б╨в»

РАБОЧИЙ ЛИСТ


Дата

______________

Фамилия ученика(-цы)

____________________________________________________________

Тема урока

_______________________________________________________________________

Оценочный лист

Балл

за

орфоэпическую

разминку

Балл

за информационную

обработку текста

Баллы

за работу с текстом


Сумма баллов

Итоговая

оценка

проблема

комментарий

позиция автора










Поставьте себе оценку за урок. Она будет складываться из суммы баллов по следующей шкале:

13-14 баллов – 5

10-12 баллов - 4

7-9 баллов - 3

0-6 баллов - 2


Задание №1


Орфоэпическая разминка

Вариант №





Задание №2

Учимся понимать исходный текст.

  • Перед вами текст. Мы должны, ознакомившись с ним, решить: подписывать этот документ или нет. Будьте внимательны: решается судьба российского производителя. В чьих интересах принятие этого документа? Поддержка или нарушение прав отечественного производителя в данном документе? Не ошибитесь.


Поддерживаем требования противников расширения движения за запрещение выдачи разрешений на беспошлинный ввоз иностранных товаров.”


  • Подписывать или не подписывать данный документ?


Ответ: __________________________________________


Задание №3 Работа с текстом

Сочинение необходимо писать по определенному плану

1. Вступление.

2. Формулирование проблемы.

3. Комментарий к проблеме.

4.Позиция автора.

5. Собственная позиция.

6. Аргумент жизненный.

7. Аргумент читательский.

8. Заключение.



КАК ГОВОРИТЬ?

1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. 2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? 3)Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. 4)Есть разного рода неряшливости в языке человека.

 5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. 6) В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. 7)«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

8)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. 9)Ведь он уверен, что его слово и так весомо .

10)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. 11)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

 12)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. 13)Но хоть и трудно – это надо, надо. 14)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С.Лихачёву)

Оцените свою работу на уроке.

















Алгоритм написания сочинения- рассуждения

1

Вступление

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2

Формулировка проблемы

1 балл

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3

Комментарий

к проблеме

2 балла

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4

Позиция автора

1 балл

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5

Собственная позиция

3 балла

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6

Аргумент

жизненный

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7

Аргумент читательский

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8

Заключение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Просмотр содержимого презентации
«╨┐╤А╨╡╨╖╨╡╨╜╤В╨░╤Ж╨╕╤П ╨║ ╤Г╤А╨╛╨║╤Г»

Учимся понимать исходный текст

Учимся понимать исходный текст

ЦЕЛЬ УРОКА Продолжить работу по формированию грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, создавать на его основе собственное высказывание для успешной подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ

ЦЕЛЬ УРОКА

Продолжить работу по формированию грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, создавать на его основе собственное высказывание для успешной подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ

Орфоэпическая разминка  В выделенных словах расставить ударение 2 вариант Я балую свою дочь. Выбор шарфов в магазине огромный. У вас тут броня должна быть на билеты. Мы сами вам позвоним . Из этих договоров следует, что… Предлагаем оптовые партии товара. Хочу поработать с каталогом . Когда же наконец включат свет?   1 вариант А что это мне никто не звонит ? У вас нет недвижимости ? Ну и радуйтесь, меньше хлопот. Без твоей опеки он и шагу ступить не может. Пусть премированных сотрудников будет как можно больше. Голос из-за двери. Хотите купить товар оптом – поезжайте на оптовый рынок. Баллотироваться в депутаты? Почему и нет?

Орфоэпическая разминка В выделенных словах расставить ударение

2 вариант

Я балую свою дочь.

Выбор шарфов в магазине огромный. У вас тут броня должна быть на билеты.

Мы сами вам позвоним .

Из этих договоров следует, что… Предлагаем оптовые партии товара. Хочу поработать с каталогом .

Когда же наконец включат свет?

 

1 вариант

А что это мне никто не звонит ?

У вас нет недвижимости ?

Ну и радуйтесь, меньше хлопот.

Без твоей опеки он и шагу ступить не может.

Пусть премированных сотрудников будет как можно больше.

Голос из-за двери.

Хотите купить товар оптом – поезжайте на оптовый рынок. Баллотироваться в депутаты? Почему и нет?

Ключ к орфоэпической разминке 1 вариант 2 вариант А что это мне никто не звонИт? Я балУю свою дочь. У вас нет недвИжимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот. Выбор шАрфов в магазине огромный. У вас тут брОня должна быть на билеты. Без твоей опЕки (не опёки ) он и шагу ступить не может. Мы сами вам позвонИм. Пусть премирОванных сотрудников будет как можно больше. Из этих договОров следует… Предлагаем оптОвые партии товара. Хочу поработать с каталОгом. Голос из-за двЕри. Когда же наконец включАт свет? Хотите купить товар Оптом – поезжайте на оптОвый рынок. БаллотИроваться в депутаты? Почему и нет?

Ключ к орфоэпической разминке

1 вариант

2 вариант

А что это мне никто не звонИт?

Я балУю свою дочь.

У вас нет недвИжимости?

Ну и радуйтесь, меньше хлопот.

Выбор шАрфов в магазине огромный. У вас тут брОня должна быть на билеты.

Без твоей опЕки (не опёки ) он и шагу ступить не может.

Мы сами вам позвонИм.

Пусть премирОванных сотрудников будет как можно больше.

Из этих договОров следует… Предлагаем оптОвые партии товара. Хочу поработать с каталОгом.

Голос из-за двЕри.

Когда же наконец включАт свет?

Хотите купить товар Оптом – поезжайте на оптОвый рынок.

БаллотИроваться в депутаты?

Почему и нет?

Оцени свои знания Количество правильных ответов Балл 8 5 6-7 4 4-5 3 0-3 2

Оцени свои знания

Количество правильных ответов

Балл

8

5

6-7

4

4-5

3

0-3

2

Оценочный лист Оценочный лист ученика(цы)__________________  Поставьте себе оценку за урок. Она будет складываться из суммы баллов по шкале.  13-14 баллов – 5;  10-12 баллов – 4;  7-9 баллов – 3;  0-6 баллов - 2

Оценочный лист

Оценочный лист ученика(цы)__________________

Поставьте себе оценку за урок. Она будет складываться из суммы баллов по шкале.

13-14 баллов – 5; 10-12 баллов – 4; 7-9 баллов – 3; 0-6 баллов - 2

«Читательская грамотность- это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». 
 (Из материалов международного исследования PISA)

«Читательская грамотность- это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

(Из материалов международного исследования PISA)

Информационная обработка текста Мы должны, ознакомившись с текстом, решить: подписывать этот документ или нет. Будьте внимательны: решается судьба российского производителя. В чьих интересах принятие этого документа? Поддержка или нарушение прав отечественного производителя в данном документе? Не ошибитесь. Поддерживаем требования противников расширения движения за запрещение выдачи разрешений на беспошлинный ввоз иностранных товаров. Подписывать этот документ или нет?

Информационная обработка текста

Мы должны, ознакомившись с текстом, решить: подписывать этот документ или нет. Будьте внимательны: решается судьба российского производителя. В чьих интересах принятие этого документа? Поддержка или нарушение прав отечественного производителя в данном документе? Не ошибитесь.

Поддерживаем требования противников расширения движения за запрещение выдачи разрешений на беспошлинный ввоз иностранных товаров.

Подписывать этот документ или нет?

Информационная обработка текста Оцени свои знания Ответ Балл Не подписывать 5 Подписывать 2

Информационная обработка текста

Оцени свои знания

Ответ

Балл

Не подписывать

5

Подписывать

2

ЗАДАНИЕ C Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без поры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ЗАДАНИЕ C

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без поры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

План сочинения-рассуждения 1. Вступление. 2. Формулирование проблемы. 3. Комментарий к проблеме. 4.Позиция автора. 5. Собственная позиция. 6. Аргумент жизненный. 7. Аргумент читательский. 8. Заключение.

План сочинения-рассуждения

1. Вступление.

2. Формулирование проблемы.

3. Комментарий к проблеме.

4.Позиция автора.

5. Собственная позиция.

6. Аргумент жизненный.

7. Аргумент читательский.

8. Заключение.

РАБОТА  С ИСХОДНЫМ ТЕКСТОМ ШАГ 1

РАБОТА

С ИСХОДНЫМ ТЕКСТОМ

ШАГ 1

ИНФОРМАТИВНОСТЬ –  ОДИН из ВАЖНЕЙШИХ ПРИЗНАКОВ ТЕКСТА о каком-либо факте, событии, человеке Т Е К С Т  о цели его создания (кому предназначен, чего хотел достичь автор, на какие вопросы хотел ответить) СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ о способах авторского воздействия на читательское восприятие об авторе ( его отношении к поднятым вопросам) научись «ВЫЧИТЫВАТЬ» информацию !

ИНФОРМАТИВНОСТЬ –

ОДИН из ВАЖНЕЙШИХ ПРИЗНАКОВ ТЕКСТА

о каком-либо факте, событии, человеке

Т Е К С Т

о цели его создания (кому предназначен, чего хотел достичь автор, на какие вопросы хотел ответить)

СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ

о способах авторского воздействия на читательское восприятие

об авторе ( его отношении к поднятым вопросам)

научись «ВЫЧИТЫВАТЬ» информацию !

Дми́трий Серге́евич Лихачёв  (28 ноября 1906 года, Санкт-Петербург, Российская империя — 30 сентября 1999 года, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 — АН СССР). . Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Текст из книги «Письма о добром и прекрасном»

Дми́трий Серге́евич Лихачёв

(28 ноября 1906 года, Санкт-Петербург, Российская империя — 30 сентября 1999 года, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 — АН СССР). .

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых.

На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.

Текст из книги

«Письма о добром и прекрасном»

КАК ГОВОРИТЬ?

        1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. 2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? 3)Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. 4)Есть разного рода неряшливости в языке человека.

  5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. 6) В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. 7)«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

   8)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. 9)Ведь он уверен, что его слово и так весомо .

       10)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. 11)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

       12)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. 13)Но хоть и трудно – это надо, надо. 14)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С.Лихачёву)

1 АБЗАЦ  Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Есть разного рода неряшливости в языке человека.  2 АБЗАЦ  Бравирование грубостью в языке свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. 3 АБЗАЦ Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.  И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело 4 АБЗАЦ  Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.  Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». 5 АБЗАЦ

1 АБЗАЦ

Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Есть разного рода неряшливости в языке человека.

2 АБЗАЦ

Бравирование грубостью в языке свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе.

Сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.

3 АБЗАЦ

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело

4 АБЗАЦ

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

5 АБЗАЦ

ШАГ 1 ЗАДАНИЕ ЧАСТИ С Написать сочинение по прочитанному тексту

ШАГ 1

ЗАДАНИЕ ЧАСТИ С

Написать сочинение по прочитанному тексту

Формулировка проблемы ШАГ 2

Формулировка проблемы

ШАГ 2

это  сложный вопрос, требующий изучения, разрешения П Р О Б Л Е М А это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы

это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения

П

Р

О

Б

Л

Е

М

А

это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него

Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы

ПРОБЛЕМУ МОЖНО ФОРМУЛИРОВАТЬ в ВИДЕ конструкции со словами «проблема», «вопрос» ВОПРОСА НАПРИМЕР: НАПРИМЕР:  Как долго человек может быть один? Именно эту проблему рассматривает известный писатель, публицист А. Иванов  В тексте рассматривается, исследуется, анализируется проблема милосердия (экологии, дружбы, «отцов»и «детей»)   ИЛИ: ИЛИ:  Разве может быть любовь односторонним процессом? В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание автор уделяет проблеме нравственной ответственности человека перед другими людьми Любить без взаимности возможно? Именно эти вопросы волнуют автора текста известного публициста А. Иванова

ПРОБЛЕМУ МОЖНО ФОРМУЛИРОВАТЬ в ВИДЕ

конструкции со словами

«проблема», «вопрос»

ВОПРОСА

НАПРИМЕР:

НАПРИМЕР:

Как долго человек может быть один? Именно эту проблему рассматривает известный писатель, публицист А. Иванов

В тексте рассматривается, исследуется, анализируется проблема милосердия (экологии, дружбы, «отцов»и «детей»)

ИЛИ:

ИЛИ:

Разве может быть любовь односторонним процессом?

В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание автор уделяет проблеме нравственной ответственности человека перед другими людьми

Любить без взаимности возможно? Именно эти

вопросы волнуют автора текста известного публициста А. Иванова

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА Как речь характеризует человека? Как нужно говорить? На эти вопросы отвечает выдающийся учёный, знаток русского языка и литературы академик Д. С. Лихачёв. Академик Д. С. Лихачёв в своём обращении к читателю затрагивает злободневную проблему речевого поведения человека.

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА

Как речь характеризует человека? Как нужно говорить? На эти вопросы отвечает выдающийся учёный, знаток русского языка и литературы академик Д. С. Лихачёв.

Академик Д. С. Лихачёв в своём обращении к читателю затрагивает злободневную проблему речевого поведения человека.

К1 – 1 балл

К1 – 1 балл

Комментарий проблемы ШАГ 3

Комментарий проблемы

ШАГ 3

Комментарий – рассуждение, пояснительные з амечания по поводу чего-либо    Толковый словарь Задачи: разъяснить, охарактеризовать проблему; показать ее актуальность; объяснить интерес автора к проблеме; показать ход мыслей автора Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!

Комментарий – рассуждение, пояснительные з амечания по поводу чего-либо Толковый словарь

Задачи:

  • разъяснить, охарактеризовать проблему;
  • показать ее актуальность;
  • объяснить интерес автора к проблеме;
  • показать ход мыслей автора

Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!

Комментарий проблемы Автор затрагивает очень важный вопрос современности. Д. С. Лихачёв рассуждает о том, как речь человека характеризует его культуру, характер и поведение в обществе. По мнению автора, речь в большей мере свидетельствует о том, какого человека мы видим перед собой. Если у человека правильная речь, значит перед нами сильная личность, и такой человек не будет громко разговаривать, ругаться или оскорблять, потому что он знает, что его слово и так весомо. Для убедительности писатель прибегает к метафоре: «Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека». По тому, как человек говорит, мы сразу можем судить о том, с кем мы имеем дело.

Комментарий проблемы

Автор затрагивает очень важный вопрос современности. Д. С. Лихачёв рассуждает о том, как речь человека характеризует его культуру, характер и поведение в обществе. По мнению автора, речь в большей мере свидетельствует о том, какого человека мы видим перед собой. Если у человека правильная речь, значит перед нами сильная личность, и такой человек не будет громко разговаривать, ругаться или оскорблять, потому что он знает, что его слово и так весомо. Для убедительности писатель прибегает к метафоре: «Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека». По тому, как человек говорит, мы сразу можем судить о том, с кем мы имеем дело.

К2 – 2 балла

К2 – 2 балла

Позиция автора ШАГ 4

Позиция автора

ШАГ 4

Позиция автора – это его отношение к обсуждаемой проблеме  Задачи: понять мнение автора о выделенной проблеме четко сформулировать вывод, к которому приходит автор Это ответы на вопросы:  Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он это всё написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? Чему учит текст?..

Позиция автора

это его отношение к обсуждаемой проблеме

Задачи:

  • понять мнение автора о выделенной проблеме
  • четко сформулировать вывод, к которому приходит автор

Это ответы на вопросы:

Что хотел сказать автор?

Какова была цель его высказывания?

Ради чего он это всё написал?

Как он сам относится к поставленной проблеме?

Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?

Чему учит текст?..

Позиция автора  может быть выражена    ЧЕРЕЗ МОДАЛЬНЫЙ ПЛАН ТЕКСТА риторические вопросы порядок слов лексические повторы оценочную лексику модальные слова и частицы ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т.д. ПРЯМО

Позиция автора

может быть выражена

ЧЕРЕЗ МОДАЛЬНЫЙ ПЛАН ТЕКСТА

  • риторические вопросы
  • порядок слов
  • лексические повторы
  • оценочную лексику
  • модальные слова и частицы
  • ряд вводных слов,
  • словосочетаний, предложений и т.д.

ПРЯМО

  • в названии текста
  • в отдельных предложениях текста
  • через ряд аргументов
Позиция автора Позиция автора очевидна. Д. С. Лихачёв уверен, что язык свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Он убеждает читателя в том, что наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Поэтому автор призывает учиться хорошей, интеллигентной речи долго и внимательно, прислушиваясь, запоминая, читая и изучая.

Позиция автора

Позиция автора очевидна. Д. С. Лихачёв уверен, что язык свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Он убеждает читателя в том, что наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Поэтому автор призывает учиться хорошей, интеллигентной речи долго и внимательно, прислушиваясь, запоминая, читая и изучая.

К3 – 1 балл

К3 – 1 балл

Аргументация собственного мнения ШАГ 5

Аргументация собственного мнения

ШАГ 5

Аргументация собственной позиции Аргументация собственной позиции ЦЕЛЬ  : одобрить позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения

Аргументация собственной позиции

Аргументация собственной позиции

ЦЕЛЬ : одобрить позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения

К4 – 3 балла

К4 – 3 балла

Стихотворение Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым»  - Смотри, как дышит эта ночь, Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо... -Чо? -Смотри, как вкрадчивый туман Прижался к молодой воде... -Где? -Он полностью поклялся ей, Он взял в свидетели луну!.. -Ну?! -Они сейчас уйдут в песок, Туда, где не видать ни зги... -Гы!.. -И, ощутив побег реки, В беспамятстве забьётся ёрш... -Врёшь! -Да нет, я говорю тебе, Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха... -Ха!.. -А сколько музыки в степях, В предутреннем дрожаньи рос... -Брось!.. -Да погоди! Почувствуй ночь, Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих... -Псих!.. -Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны, Прожить и не понять снега?.. - Ага!..  

Стихотворение Р. Рождественского

«Разговор со случайным знакомым»

- Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо...

-Чо?

-Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде...

-Где?

-Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

-Ну?!

-Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги...

-Гы!..

-И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш...

-Врёшь!

-Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха...

-Ха!..

-А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос...

-Брось!..

-Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих...

-Псих!..

-Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега?..

- Ага!..

 

Рефлексия Я предлагаю вам для оценивания своей активности и качества своей работы на уроке на листочке условно отмечать свои ответы: «?» - тему урока не понял,  «!?» - тему урока понял, но при выполнении д/з необходима консультация,  «!»  - тему урока понял, готов к самостоятельному выполнении д\з.

Рефлексия

Я предлагаю вам для оценивания своей активности и качества своей работы на уроке на листочке условно отмечать свои ответы:

«?» - тему урока не понял,

«!?» - тему урока понял, но при выполнении д/з необходима консультация,

«!»  - тему урока понял, готов к самостоятельному выполнении д\з.

Домашнее задание  Написать сочинение-рассуждение

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учимся понимать исходный текст

Автор: Щербакова Елена Александровна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Презентация к  уроку в 10 классе: "Учимся понимать исходный текст. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ." "
    ["seo_title"] => string(128) "priezientatsiia-k-uroku-v-10-klassie-uchimsia-ponimat-iskhodnyi-tiekst-podghotovka-k-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-v-formatie-iege"
    ["file_id"] => string(6) "105211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402832357"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Этапы работы над текстом. Формулировка проблемы исходного текста. "
    ["seo_title"] => string(68) "etapy-raboty-nad-tiekstom-formulirovka-probliemy-iskhodnogho-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "246586"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446401214"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Занятие элективного курса по русскому языку в 10 классе на тему: «Учимся понимать исходный текст»"
    ["seo_title"] => string(80) "zaniatiie_eliektivnogho_kursa_po_russkomu_iazyku_v_10_klassie_na_tiemu_uchimsia_"
    ["file_id"] => string(6) "369612"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481718618"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок в 9 классе Сжатое изложение по тексту Ю.Лотмана "Круги совести""
    ["seo_title"] => string(76) "urok-v-9-klassie-szhatoie-izlozhieniie-po-tiekstu-iu-lotmana-krughi-soviesti"
    ["file_id"] => string(6) "274581"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452424146"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Развитие умения самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста. "
    ["seo_title"] => string(104) "razvitiie-umieniia-samostoiatiel-noi-raboty-s-tiekstom-opriedielieniie-tiemy-idiei-probliematiki-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "124183"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414657122"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства