1). Организационный момент. Мотивационный компонент урока. Поддержание эмоционально-положительного настроя на урок, создание ситуации успеха, доверия. | Приветствие. Проверка готовности к уроку . - Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. “ Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости” -на доске | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место Читают пословицу на доске | Регулятивные: Планирование учебного сотрудничества. |
2) Актуализация знаний 1. Минута чистописания 2. Работа со словами с непроверяемыми арфограммами | – Охарактеризуйте эту букву. (показываю, как пишется) хх хх….. – Прочитайте слова с, ух, под, за, ах, ох, над, эх, между – Назовите предлоги – А вот с каким падежом употребляются эти предлоги, мы узнаем чуть позже. Буквы: И П Д А Е Ж -Какое слово рассыпалось? Правильно, падежи. -Отгадайте загадку: Эта птица всем знакома- Важно ходит возле дома. «Кар-кар-кар»,- вдруг закричит И спокойно улетит? -Правильно, ворона -Подберите однокоренные слова к этому слову
| Пишут букву х Называют предлоги Отвечают на вопрос учител Записывают слово ПАДЕЖИ Записывают словарное слово в словарики; Подбирают однокоренные слова | Личностные: Развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования мотивов достижения и социального признания |
3) Сообщение темы урока. Определение целей урока | -Что вы можете сказать о буквах, написанных на доске «ш», «щ», «ж», «ч», «ц» -Какая буква «лишняя»? -Отодвинем букву «ц». На какие группы можно разделить оставшиеся буквы? -Почему эти буквы пришли к нам на урок? Прочитайте предложение, объясните орфограммы. За рощ(о,е)й был широкий пруд с чистой водиц(о,е)й. -В какой части слова находятся эти орфограммы? (в окончании) -Прочитайте тему урока. -Определите цели урока, используя опорные слова. -Вы научитесь правильно писать гласные «о» и «е» в творительном падеже | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цели урока под руководством учителя (лишняя-ц, потому что все остальные шипящие) Объясняют орфограммы в предложении ( в словах рощей, водицей орфограмма неизвестна) | Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: Потребность в общении со сверстниками и взрослыми |
4) Объяснение нового материала 1.Поиск решения проблемы 2.Работа в парах | - Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга. Запись на доске оформляет ученик. Падеж - работяга? труд работа творить - По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? Творить - Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять) - А почему этот падеж назвали «творительным», вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский. "Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный". - Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей? Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу - С тем, - заявил Творительный, Я только лишь в ладу, Кто очень уважительно относится к труду. - Труд учеников – учёба в школе и дома. - Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом. Работа по карточкам в парах На карточках: Задачей, моржом, ландышей, лещом, птицей, калачом, борцом, сторожем -Определите падеж имён существительных. Выделите основу и окончания слов. Определите, какой согласный стоит на конце основы. Поставьте ударение. -Что можно сказать о написании окончаний имён существительных? Сделайте вывод | Отгадывают загадку Отвечают на вопросы учителя Предполагают тему урока Участвуют в обсуждении проблемы Рассуждают о происхождении слова «творительный» падеж Работают в парах Отвечают на вопрос учителя Делают вывод | Личностные: Развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования мотивов достижения и социального признания Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Коммуникативные: Потребность в общении со сверстниками и взрослыми -владение определённым вербальным и невербальными средствами общения -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества -ориентация на партнёра по общению Регулятивные: осуществляют прогнозирование результатов уровня усвоения изученного материала |
6) Закрепление знаний и способов деятельности 1. Работа в тетрадях ( у доски) 2. Работа по карточкам | Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в творительном падеже. Выделите окончания. Любоваться (город), заросло (камыш), склониться (чертёж), задуматься (задача), схвачен (лиса), следит (птица), свернулась (клубок). Запишите словосочетания с существительными в творительном падеже. Определите склонение. Пришла (с чем?) с (метель, ветер, вьюга) Занесло (чем?) (снег) Украсила (чем?) (серебро, узор) Укрыла (чем?) (ковёр) Летел (над чем?) (лес, поле, город) Любовались (чем?) (снежинка, ель) Играть (с кем?) (подруга, Таня, Саша). | Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Записывают словосочетания. Определяют падежи, выделяют окончания | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что им еще неизвестно Личностные: Развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования мотивов достижения и социального признания Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Коммуникативные: Потребность в общении со сверстниками и взрослыми -владение определённым вербальным и невербальными средствами общения -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества -ориентация на партнёра по общению |
6) Закрепление и обобщение приобретённых знаний 1.Заполнение таблицы | Инд-но – (самостоятельно: вставить окончание, определить склонение и падеж) с ветк... | за тропинк... | за магазин...м | в театр... | в кроват... | до деревн... | с мальчик...м | из жизн... | в печал... | над пристан... | с подруг...й | под крыш... | -Сделайте вывод | Самостоятельно заполняют таблицу Делают вывод | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что им еще неизвестно |
7).Итоги урока. Рефлексия | Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Особенно хочу отметить…, вы за урок получаете. … -Что удалось на уроке? -Какая работа на уроке вызвала затруднения? Что особенно заинтересовало на уроке? -Что нового узнали? -Что вызвало затруднения? -Что понравилось на уроке? | Отвечают на вопросы. Определяют эмоциональное состояние на уроке | Личностные: понимают значение вежливых слов для человека и. Регулятивные: осуществляют прогнозирование результатов уровня усвоения изученного материала |