Трудные вопросы в изучении имени существительного. Вопросы культуры речи на уроках русского языка в 5 классе.
Трудные вопросы в изучении имени существительного. Вопросы культуры речи на уроках русского языка в 5 классе.
Урок "Трудные вопросы в изучении имени существительного. Вопросы культуры речи на уроках русского языка в 5 классе" ставит своей целью обобщить и систематизировать знания учеников по теме "Имя существительное", а также сформировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности. Используемые на данном занятии задания способствуют развитиюу учащихся грамотной речи, самостоятельной и ответственной учебной деятельности; выработке умения извлекать информацию из дополнительных учебных пособий, словарей, а также способствовать умению грамотно общаться, высказывать свою точку зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Трудные вопросы в изучении имени существительного. Вопросы культуры речи на уроках русского языка в 5 классе.»
Школа-лицей «Дарын»
Обобщающий урок
«Трудные вопросы в изучении имени существительного. Вопросы культуры речи на уроках русскогоязыка в 5 классе».
Чухно Татьяна Николаевна
Школа-лицей «Дарын»
Г. Петропавловск
Северо-Казахстанская область
2016 год
Цели урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учеников по теме «Имя существительное»; - формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности.
Развивающие: - способствовать развитию у учащихся грамотной речи, самостоятельной и ответственной учебной деятельности; - формировать умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного состава; - выработать умение извлекать информацию из текстов учебника, дополнительной литературы, ответов одноклассников; - формировать коммуникативную компетентность (сотрудничество, умение слушать собеседника и высказать свою точку зрения).
Воспитательные: - способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку; - способствовать воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.
Тип урока: обобщения, применения и совершенствования знаний.
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Работа по теме урока.
Вступительное слово учителя: Уважаемые лицеисты, мы закончили изучение темы «Имя существительное». Сегодня вашему вниманию предлагаются разнообразные задания по культуре речи. Это будут задания по ударению, морфемике., морфологии, синтаксису… Они помогут вам в дальнейшем не совершать ошибок. Эти задания будут способствовать развитию вашей грамотной, красивой речи. Удачи в работе!
Зад ание 1: Расставьте ударение в именах существительных (работа в парах у доски: 1 пишет, 2 комментирует, все – работают в листах-заданиях).
Задание 2: Иногда ударение в существительных зависит от значения слов. Определите значения данных слов.
Ирис – ирис
За'мок – замок
Мука – мука
Атлас – атлас
Бро'ня – броня'
Видения – виде'ния
Хлопок – хлопок
Хаос – хаос
Орган – орган
Задание 3: «Кто больше и быстрее». В нашей жизни мы часто встречаемся со сложными словами с корнем –ПРОВОД, –МЕТР. Придумайте как можно больше слов с данными корнями и впишите в левую часть.
Путе-
-ПРОВОД
Санти-
-МЕТР
Задание 4:Запишите слова и разберите их по составу. Объясните написание:
ПОЧЕРК
НАСМЕШКА.
ОБЁРТКА
Задание 5: Прочитайте предложения, обратите внимание на слово ЛЕБЕДЬ. Почему оно употребляется то как существительное Ж.р., то как существительное М.р.? Назовите сказки, из которых взяты примеры.
Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. (Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»)
Глядь: среди широких вод лебедь белая плывет.(Пушкин А.С. «??»)
Улетела лебедь-птица, а царевич и царица целый день проведши так, лечь решили натощак.(Пушкин А.С. «??»)
И тихая луна, как лебедь величавый, плывёт в серебристых облаках.
Задание 6: Просклоняем существительное ТУФЛЯ.
И.п.
Что?
туфля
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Р.п. мн.ч.
Много чего?
Задание 7: Вставьте окончания, определив падеж существительного.Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания. Составьте схемы 1 и 6 предложений.
Я лев… туфл…мамочка натерла ногу.
У прав…туфл... развязались шнурки.
Скоро мы пойдем в театр, а у меня нет нов… туф…
На лес…нице принц увидел одну хрустальн… туфл… Золушки, схватил ее и побежал к королю.
К красив… туфл… принцессы была прикреплена ч..дная пряжка.
О пропавш… туфл... лодочника говорили ш..потом, так как все боялись преступника.
Задание 13:Определите вид тропа (олицетворение, сравнение)
Анчар, как грозный часовой... (А.С.Пушкин)
Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана. (М.Ю.Лермонтов)
Точно огненные змеи вьются в море исчезая, отраженья этих молний. (М.Горький)
Горные вершины спят во тьме ночной. (М.Ю.Лермонтов.)
5.Чем так без дела заходить, ко мне на чай зашло бы. (В.Маяковский)
Подведение итогов:Допишите свое неоконченное предложение.
1.Я научился…
2.Я узнал, что…
3.Я нашел подтверждение тому, что…
Домашнее задание: Отредактируйте сочинение ученика, устраните речевые (тавтологию и повторы) и грамматические ошибки. Запишите текст в исправленном виде.
Сочинение «Любимая школа»
Школа - наш второй дом. Мы здесь не только учимся, но и праздновали праздники, дружим, общаемся. В нашей школе работают добрые педагоги. Благодаря им каждый день мы узнаём что-то новое, открываем дверь в сокровищницу знаний и открываем тайны прошлого , делаем интересные открытия, решаем сложные задачи. Учителя заботятся о нашем будущем. Они воспитывают в нас доброту, отзывчивость. Спасибо вам, любимые учителя, за интересные уроки, заботу, добрые советы.