kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Трудные вопросы в изучении имени существительного. Вопросы культуры речи на уроках русского языка в 5 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Трудные вопросы в изучении имени существительного. Вопросы культуры речи на уроках русского языка в 5 классе" ставит своей целью обобщить и систематизировать знания учеников по теме "Имя существительное", а также сформировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности. Используемые на данном занятии задания способствуют развитиюу учащихся грамотной речи, самостоятельной и ответственной учебной деятельности;  выработке умения извлекать информацию из дополнительных учебных пособий, словарей, а также способствовать умению грамотно общаться, высказывать свою точку зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Трудные вопросы в изучении имени существительного. Вопросы культуры речи на уроках русского языка в 5 классе.»

Школа-лицей «Дарын»














Обобщающий урок


«Трудные вопросы в изучении имени существительного. Вопросы культуры речи на уроках русского языка в 5 классе».










Чухно Татьяна Николаевна

Школа-лицей «Дарын»

Г. Петропавловск

Северо-Казахстанская область














2016 год

Цели урока:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учеников по теме «Имя существительное»;
- формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности.

Развивающие:
- способствовать развитию у учащихся грамотной речи, самостоятельной и ответственной учебной деятельности;
- формировать умения  объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного состава;
- выработать умение извлекать информацию из текстов учебника, дополнительной литературы, ответов одноклассников; 
- формировать коммуникативную компетентность (сотрудничество, умение слушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Воспитательные:
- способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку;
- способствовать  воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.

Тип урока: обобщения, применения и совершенствования знаний.

Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя: Уважаемые лицеисты, мы закончили изучение темы «Имя существительное». Сегодня вашему вниманию предлагаются разнообразные задания по культуре речи. Это будут задания по ударению, морфемике., морфологии, синтаксису… Они помогут вам в дальнейшем не совершать ошибок. Эти задания будут способствовать развитию вашей грамотной, красивой речи. Удачи в работе!

Зад ание 1: Расставьте ударение в именах существительных (работа в парах у доски: 1 пишет, 2 комментирует, все – работают в листах-заданиях).

1 вариант: Алфавит, дефис, диалог, каталог, договор, приговор, заговор, дремота, значимость;

П вариант: Квартал, кулинария, намерение, обеспечение, петля, санитария, свёкла, щавель, торты;

III вариант: Банты, алкоголь, мышление, творог, шофёр, эксперт, эскорт, пуловер, тефтели.

Задание 2: Иногда ударение в существительных зависит от значения слов. Определите значения данных слов.


Ирис – ирис



За'мокзамок



Мука мука



Атлас – атлас



Бро'ня броня'



Видения виде'ния



Хлопок – хлопок



Хаосхаос



Органорган




Задание 3: «Кто больше и быстрее». В нашей жизни мы часто встречаемся со сложными словами с корнем –ПРОВОД, –МЕТР. Придумайте как можно больше слов с данными корнями и впишите в левую часть.

Путе-



-ПРОВОД

















Санти-



-МЕТР












Задание 4: Запишите слова и разберите их по составу. Объясните написание:


ПОЧЕРК


НАСМЕШКА.


ОБЁРТКА


Задание 5: Прочитайте предложения, обратите внимание на слово ЛЕБЕДЬ. Почему оно употребляется то как существительное Ж.р., то как существительное М.р.? Назовите сказки, из которых взяты примеры.

  1. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. (Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»)

  2. Глядь: среди широких вод лебедь белая плывет.(Пушкин А.С. «??»)

  3. Улетела лебедь-птица, а царевич и царица целый день проведши так, лечь решили натощак.(Пушкин А.С. «??»)

  4. И тихая луна, как лебедь величавый, плывёт в серебристых облаках.


Задание 6: Просклоняем существительное ТУФЛЯ.


И.п.

Что?

туфля

Р.п.



Д.п.



В.п.



Т.п.



П.п.



Р.п. мн.ч.

Много чего?


Задание 7: Вставьте окончания, определив падеж существительного. Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания. Составьте схемы 1 и 6 предложений.

  1. Я лев… туфл…мамочка натерла ногу.

  2. У прав…туфл... развязались шнурки.

  3. Скоро мы пойдем в театр, а у меня нет нов… туф…

  4. На лес…нице принц увидел одну хрустальн… туфл… Золушки, схватил ее и побежал к королю.

  5. К красив… туфл… принцессы была прикреплена ч..дная пряжка.

  6. О пропавш… туфл... лодочника говорили ш..потом, так как все боялись преступника.

Задание 8: Выберите правильный вариант: РЕЛЬС/РЕЛЬСА.

Решите проблему! Зная род существительного, определите правильное окончание имени существительного во множественном числе.

Вагон сошел с рельс/рельсов.

Задание 9: Выберите правильный вариант окончания, укажите род и падеж существительных (пользуйтесь таблицей, работайте по вариантам)

1 вариант: 1)Егорушка хотел спросить, сколько стоит фунт миндал(я,и). 2)В конце тоннел(я,и) виден свет.

2 вариант: 1)Крыша лесного домика была покрыта тол(ью,ем) 2)Маша, купи в магазине вермишел(я,и)

3 вариант: 1)Из окна пахло вкусным запахом ванил(я,и) 2)Шляпа с вуал(ью,ем) лежала на столе

Задание 10: А теперь заглянем в будущее. Представьте себе, что вы бизнесмены, хозяева фирм, производящих шампунь и тюль.

Составьте текст рекламы продукции, которую вы будите выпускать. С названием продукции используйте слово наш! (Наш тюль, наш шампунь)

Задание 11: Составьте 3 предложения со словами родина, отечество, отчизна, прочитав несколько примеров из произведений Дж.Джабаева.

  1. Песню слушала страна,
    Песня Родине верна.
    Песня старого Джамбула
    Родиной награждена.

  2. Золотой джайляу народа – счастливая Родина моя.

  3. Бей врага, мой сын, бей врага!-
    Это Родины нашей речь!

  4. Враг угрожает нивам родным.
    Рвется на север и в теплый Крым,

5.Там, где льется кровь смельчака-

Не грозит Отчизне позор.

  1. Давайте на части рубить змею,

Что в наше Отечество заползла!
Вернемте всех тех в родную семью,

Чьим мукам нет меры и нет числа.

Задание 12: Запишите существительные, подчеркните термины:

Сомнение, предложение, прилагательное, яблоко, волк, фонетика, друзья, суффикс, трактор, синоним, случай, орден, постфикс.

Задание 13: Определите вид тропа (олицетворение, сравнение)

  1. Анчар, как грозный часовой... (А.С.Пушкин)

  2. Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана. (М.Ю.Лермонтов)

  3. Точно огненные змеи вьются в море исчезая, отраженья этих
    молний. (М.Горький)

  4. Горные вершины спят во тьме ночной. (М.Ю.Лермонтов.)

5.Чем так без дела заходить, ко мне на чай зашло бы. (В.Маяковский)



Подведение итогов: Допишите свое неоконченное предложение.


1.Я научился…

2.Я узнал, что…

3.Я нашел подтверждение тому, что…


Домашнее задание: Отредактируйте сочинение ученика, устраните речевые (тавтологию и повторы) и грамматические ошибки. Запишите текст в исправленном виде.

Сочинение «Любимая школа»

Школа - наш второй дом. Мы здесь не только учимся, но и праздновали праздники, дружим, общаемся. В нашей школе работают добрые педагоги. Благодаря им каждый день мы узнаём что-то новое, открываем дверь в сокровищницу знаний и открываем тайны прошлого , делаем интересные открытия, решаем сложные задачи. Учителя заботятся о нашем будущем. Они воспитывают в нас доброту, отзывчивость. Спасибо  вам, любимые  учителя, за интересные уроки, заботу,  добрые советы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чухно Татьяна Николаевна

Дата: 24.02.2016

Номер свидетельства: 298463

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-kak-razvivat-intielliektual-nyie-sposobnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579892"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка на тему:" Имя числительное как часть речи"."
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemuimiachislitielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "316855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460189291"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Заглавная буква в именах собственных. Закрепление. "
    ["seo_title"] => string(57) "zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "120745"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413802249"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Факультатив по русскому языку "Секреты русского языка". "
    ["seo_title"] => string(57) "fakul-tativ-po-russkomu-iazyku-siekriety-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "244951"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446036002"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства