Организационный момент | -Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Сегодня у нас интересная работа по теме, которую вы сами сможете сформулировать. Откройте тетради. Запишите дату. Оставьте две строки для того, чтобы позднее записать тему урока. | Приветствуют учителя. Учащиеся открывают тетради и записывают дату.Включаются в работу. | Личностные: мобилизация внимания, формирование познавательного интереса. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками. Регулятивные: нацеливание на успешную работу. |
Повторение и подготовка обучающихся к активному и сознательному восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических умений. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | -Вспомните, на какие 2 группы делятся причастия. -Скажите,пожалуйста, как вы рассуждаете, определяя, что причастие действительное? -Кто хотел бы доказать, что в выражении книга,читаемая братом использовано страдательное причастие? -Хорошо. А сейчас воспроизведите суффиксы действительных и страдательных причастий по памяти .Запишите в тетрадь. -Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверте записи друг друга. -Кто хочет назвать суффиксы действительных причастий? Суффиксы страдательных причастий? -Молодцы. Сверимся с записью на доске. (прил.1) -Назовите суффиксы причастий настоящего времени. Подчеркните их. Подумайте, интересны ли они с точки зрения орфографии? От чего зависит выбор и написание гласных букв в суффиксах причастий настоящего времени? Сформулируйте цель нашего урока. Какова его тема? -Запишите тему урока в тетрадь. -Тема определена, цель поставлена. А чтобы ее достичь, я предлагаю вам посмотреть лингвистическую сказку, в которой говорится о проблемах, возникших в королевстве Причастия. Будьте внимательны. (прил. 2) -Ребята, нужно помочь Причастию выполнить королевский указ. Я на доске написала несколько фраз из сказки. Окончания, заикающиеся от волнения- заикаться (1 спр.) Хранимый в тронном зале- хранить (2спр.) Гонец, терпящий бедствие- терпеть (2 спр. Искл.) Оберегаемый друзьями- оберегать (1 спр.) - Прочитайте, пожалуйста, записи на доске. Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной буквы в суффиксах причастий настоящего времени? -Попробуем сформулировать условия выбора гласной буквы вдействительных и страдательных причастий настоящего времени. | Учащиеся размышляют и отвечают на вопросы. Самостоятельно работают в тетрадях. Взаимопроверка. Проговаривание суффиксов действительных и страдательных причастий. Сверяют свои записи с эталоном на доске. Работа с суффиксами причастий настоящего времени, поиск цели урока, формулирование темы. Записывают тему урока . (Правописание гласной буквы в суффиксах причастий настоящего времени). Подготовленные учащиеся показывают сценку. Остальные- внимательно смотрят. Работают с языковым материалом. Самостоятельно формулируют условия выбора гласной буквы в действительных и страдательных причастиях настоящего времени. | Коммуникативные: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование,формулирование переработанной информации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний. |
Первичное закрепление | -Обратимся к указу короля Глагола. Подумайте, что нужно дописать в этот указ. -Кто хотел бы прочитать указ? -Ребята, вы справились с этим заданием! Молодцы! -Как можно кратко записать это правило в опорный конспект? Вспомните ,как мы изображали действительные и страдательные причастия. Составьте схему или используйте другую форму (наиболее удобную для вас) для записи этого правила. -Кто дорисует схему? -Запишем примеры. В причастии выбегающая девочка какую гласную необходимо написать? Обоснуй свой выбор. -Запишем еще пример терпящий бедствие. Объясни написание суффикса в причастии. Какую информацию нужно знать, чтобы правильно написать гласную букву в суффиксе? | Вставляют нужные суффиксы в указ короля Глагола. Составляют схему в опорном конспекте. Учащийся работает со схемой. Записывают примеры. Если необходима помощь однокласснику, то помогают ему. | Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата, преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя. Личностные: умение самостоятельно делать свой выбор. Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками. |
Закрепление материала, изученного на уроке | -Покажите ,что вы хорошо усвоили правило и выполним упражнение№646 на странице 75 учебника. -Прочитайте задание и образец выполнения. Кто хотел бы поработать у доски? -С этим заданием справились. Я рада за вас. Будьте внимательны, я объясню следующее задание. -От глаголов, которые я буду диктовать, образуйте страдательные причастия настоящего времени, распределяя их на две группы. Посмотрите модели причастий. -Кто хочет выполнить это задание у доски, рассуждая и обосновывая выбор гласной в суффиксах причастий. Соединять (соединяемый), слышать (слышимый), уважать (уважаемый), исправлять (исправляемый), привозить (привозимый). -Запишем предложения и найдем в них причастия настоящего времени, вспомним правила постановки знаков препинания при причастном обороте. Тихо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. (И. Тургенев) По дорожке от дома медленно шел старик, бережно поддерживаемый внучкой. | Выполняют упражнение, объясняя выбор орфограммы. Записывают предложения, объясняя знаки препинания при причастном обороте. | Личностные: способность самооценки своих действий, готовность и способность к саморазвитию. Регулятивные:умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: умение доносить свои мысли, владея приемами монологической речи. Познавательные: осуществление мыслительных операций анализа и синтеза,умение оформлять свои мысли в письменной речи. |
Проверка уровня усвоения знаний и умений | -Ребята, я предлагаю еще раз повторить условия выбора гласной в суффиксах причастий настоящего времени. -А сейчас прошу вас сосредоточиться и выполнить задание по вариантам. Прочитайте задание. Вопросы есть? Кто-нибудь хочет уточнить, как выполнять задание? (Приложение 3) | Работают самостоятельно по вариантам (примерно 5 минут) | Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивные: составление плана действий, саморегуляция. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, применять алгоритм, пошаговое выполнение задачи. |
Информация о домашнем задании | Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания. Опорный конспект, упражнение №660 (устно), упражнение №644 (прич. наст. вр.) или О.К., составить словарный диктант по теме. Вопрсы по домашнему заданию? | Учащиеся записывают домашнее задание. | Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
Рефлексия деятельности | -Сегодня на уроке вы узнали условия выбора гласной буквы в суффиксах причастий настоящего времени. Выразите ваши впечатления от урока. Можете использовать такое начало предложений: Я узнал… Мне понравилось… Я открыл для себя… Было интересно… -Мне хочется поблагодарить всех за работу на уроке, за помощь в подготовке урока. | Учащиеся высказывают свое мнение. | Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности . Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, слушать других. Регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний. |