kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТК урока русского языка по теме "Правописание гласной буквы в суффиксах причастий настоящего времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТК урока русского языка разработана по теме "Правописание гласной буквы в суффиксах причастий настоящего времени". В ТК указаны этапы урока,деятельность учителя и учащихся, планируемые результаты УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТК урока русского языка по теме "Правописание гласной буквы в суффиксах причастий настоящего времени"»





Коврижных Лариса Викторовна. ТК урока русского языка в 6 классе.



Тема урока: «Правописание гласной буквы в суффиксах причастий настоящего времени».

Цели урока:

  1. Закрепить у учащихся представление о действительных и страдательных причастиях. Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по данной теме, систематизации ее и применения знаний и умений в выборе гласной в суффиксах причастий настоящего времени.

  2. Содействовать в ходе урока развитию мышления (выделять главное, сравнивать, анализировать, делать вывод, строить аналоги, систематизировать).

  3. Способствовать формированию интереса к особой форме глагола – причастию, следовательно, и к русскому языку.



Планируемые результаты обучения:

личностные:

• совершенствование духовно-нравственных качеств, воспитание уважительного отношения к русской языку;

• использование приобретенных знаний и умений


предметные :

• формирование орфографических умений и навыка по правописанию гласной буквы в суффиксах причастий настоящего времени;

• овладение орфографическими нормами русского языка


метапредметные :

• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата при усвоении информации;

• умение анализировать, сопоставлять, делать вывод, организовывать собственную деятельность;

• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

• умение вести самостоятельный поиск информации .



Учебник: Львова С. И. Русский язык. 6 класс. В 3 ч. Ч. 2 : учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И. Львова, В. В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2012.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Сегодня у нас интересная работа по теме, которую вы сами сможете сформулировать. Откройте тетради. Запишите дату. Оставьте две строки для того, чтобы позднее записать тему урока.

Приветствуют учителя. Учащиеся открывают тетради и записывают дату.Включаются в работу.

Личностные: мобилизация внимания, формирование познавательного интереса.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками.

Регулятивные: нацеливание на успешную работу.


Повторение и подготовка обучающихся к активному и сознательному восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических умений.












Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.














-Вспомните, на какие 2 группы делятся причастия.

-Скажите,пожалуйста, как вы рассуждаете, определяя, что причастие действительное?

-Кто хотел бы доказать, что в выражении книга,читаемая братом использовано страдательное причастие?


-Хорошо. А сейчас воспроизведите суффиксы действительных и страдательных причастий по памяти .Запишите в тетрадь.

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверте записи друг друга.

-Кто хочет назвать суффиксы действительных причастий? Суффиксы страдательных причастий?

-Молодцы. Сверимся с записью на доске. (прил.1)

-Назовите суффиксы причастий настоящего времени. Подчеркните их. Подумайте, интересны ли они с точки зрения орфографии? От чего зависит выбор и написание гласных букв в суффиксах причастий настоящего времени? Сформулируйте цель нашего урока. Какова его тема?

-Запишите тему урока в тетрадь.


-Тема определена, цель поставлена. А чтобы ее достичь, я предлагаю вам посмотреть лингвистическую сказку, в которой говорится о проблемах, возникших в королевстве Причастия. Будьте внимательны. (прил. 2)

-Ребята, нужно помочь Причастию выполнить королевский указ. Я на доске написала несколько фраз из сказки.


Окончания, заикающиеся от волнения- заикаться (1 спр.)

Хранимый в тронном зале- хранить (2спр.)

Гонец, терпящий бедствие- терпеть (2 спр. Искл.)

Оберегаемый друзьями- оберегать (1 спр.)

- Прочитайте, пожалуйста, записи на доске. Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной буквы в суффиксах причастий настоящего времени?

-Попробуем сформулировать условия выбора гласной буквы вдействительных и страдательных причастий настоящего времени.

Учащиеся размышляют и отвечают на вопросы.






Самостоятельно работают в тетрадях.

Взаимопроверка. Проговаривание суффиксов действительных и страдательных причастий.




Сверяют свои записи с эталоном на доске.


Работа с суффиксами причастий настоящего времени, поиск цели урока, формулирование темы.


Записывают тему урока . (Правописание гласной буквы в суффиксах причастий настоящего времени).


Подготовленные учащиеся показывают сценку. Остальные- внимательно смотрят.




Работают с языковым материалом. Самостоятельно формулируют условия выбора гласной буквы в действительных и страдательных причастиях настоящего времени.


Коммуникативные: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: целеполагание.











Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование,формулирование переработанной информации.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний.



Физкультминутка


Учащиеся выполняют упражнения.


Первичное закрепление

-Обратимся к указу короля Глагола. Подумайте, что нужно дописать в этот указ.

-Кто хотел бы прочитать указ?

-Ребята, вы справились с этим заданием! Молодцы!

-Как можно кратко записать это правило в опорный конспект? Вспомните ,как мы изображали действительные и страдательные причастия. Составьте схему или используйте другую форму (наиболее удобную для вас) для записи этого правила.

-Кто дорисует схему?

-Запишем примеры. В причастии выбегающая девочка какую гласную необходимо написать? Обоснуй свой выбор.

-Запишем еще пример терпящий бедствие. Объясни написание суффикса в причастии. Какую информацию нужно знать, чтобы правильно написать гласную букву в суффиксе?

Вставляют нужные суффиксы в указ короля Глагола.




Составляют схему в опорном конспекте.





Учащийся работает со схемой.

Записывают примеры. Если необходима помощь однокласснику, то помогают ему.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата, преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.

Личностные: умение самостоятельно делать свой выбор.


Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками.

Закрепление материала, изученного на уроке

-Покажите ,что вы хорошо усвоили правило и выполним упражнение№646 на странице 75 учебника.

-Прочитайте задание и образец выполнения. Кто хотел бы поработать у доски?

-С этим заданием справились. Я рада за вас. Будьте внимательны, я объясню следующее задание.

-От глаголов, которые я буду диктовать, образуйте страдательные причастия настоящего времени, распределяя их на две группы. Посмотрите модели причастий.
-Кто хочет выполнить это задание у доски, рассуждая и обосновывая выбор гласной в суффиксах причастий.

Соединять (соединяемый), слышать (слышимый), уважать (уважаемый), исправлять (исправляемый), привозить (привозимый).

-Запишем предложения и найдем в них причастия настоящего времени, вспомним правила постановки знаков препинания при причастном обороте.

Тихо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. (И. Тургенев)

По дорожке от дома медленно шел старик, бережно поддерживаемый внучкой.

Выполняют упражнение, объясняя выбор орфограммы.














Записывают предложения, объясняя знаки препинания при причастном обороте.

Личностные: способность самооценки своих действий, готовность и способность к саморазвитию.

Регулятивные:умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение доносить свои мысли, владея приемами монологической речи.

Познавательные: осуществление мыслительных операций анализа и синтеза,умение оформлять свои мысли в письменной речи.

Проверка уровня усвоения знаний и умений

-Ребята, я предлагаю еще раз повторить условия выбора гласной в суффиксах причастий настоящего времени.
-А сейчас прошу вас сосредоточиться и выполнить задание по вариантам. Прочитайте задание. Вопросы есть? Кто-нибудь хочет уточнить, как выполнять задание? (Приложение 3)



Работают самостоятельно по вариантам (примерно 5 минут)

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные: составление плана действий, саморегуляция.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, применять алгоритм, пошаговое выполнение задачи.



Информация о домашнем задании

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания. Опорный конспект, упражнение №660 (устно), упражнение №644 (прич. наст. вр.) или О.К., составить словарный диктант по теме.

Вопрсы по домашнему заданию?

Учащиеся записывают домашнее задание.

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Рефлексия деятельности

-Сегодня на уроке вы узнали условия выбора гласной буквы в суффиксах причастий настоящего времени. Выразите ваши впечатления от урока. Можете использовать такое начало предложений: Я узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Было интересно…

-Мне хочется поблагодарить всех за работу на уроке, за помощь в подготовке урока.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности .

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение, слушать других.

Регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний.
























Приложение 1

Причастия

настоящее время прошедшее время

действ. страдат. действ. страдат.

-ущ- -ем- -вш- -енн-

-ющ- -ом- -ш- -нн-

-ащ- -им- -т-

-ящ-




Приложение 2

Сценка


Автор: В тронном зале его Величества короля Глагола стоял невообразимый шум.

ИТЬ: Не дадим в обиду ближайших родственников!

АТЬ: Нужно объявить войну причастию!

ЕТЬ: Что скажут уважаемые Спряжения, от которых идет наш славный род!?

Глагол: Успокойтесь, успокойтесь чиновники суффиксы. Я знаю, что в вотчине причастий твориться неразбериха, а страдают от нее близкие родственники и друзья – суффиксы –ущ(-ющ) и –ащ(-ящ), -ем(-им) и –ом.

Ать, Еть, Ить и Глагол советуются…

Глагол: Я принял решение для немедленного исполнения. Гонец, сюда!

Гонец берет у глагола указ, кланяется и уходит.

Автор: Перебираясь через бурный поток деревень звонких и глухих согласных, через города ударных и безударных гласных, через королевства Существительного и Прилагательного, гонец очень устал и случайно обронил указ Глагола в лужу…и некоторые буквы письма размылись…

Гонец: Ваше Величество, Причастие, король Глагол отправил вам указ (протягивает указ Причастию, уходит)

Причастие: «Указ его Величества короля Глагола. Повелеваю! В причастиях, образованных от глаголов… хм, не пойму, от какого спряжения… Ой, и тут тоже размыто… И что же мне теперь делать? Спряжения размыты – главный смысл потерян…»

Автор: Задумалось Причастие… Не знает, как выполнить королевский указ… Ребята, может быть, поможем ему?










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коврижных Лариса Викторовна

Дата: 22.12.2016

Номер свидетельства: 372527

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Разработка урока «Правописание гласной буквы в суффиксах причастий настоящего времени» "
    ["seo_title"] => string(96) "razrabotka-uroka-pravopisaniie-ghlasnoi-bukvy-v-suffiksakh-prichastii-nastoiashchiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "106630"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403061751"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Урок русского языка на тему "Образование действительных причастий.""
    ["seo_title"] => string(64) "urokrusskoghoiazykanatiemuobrazovaniiedieistvitielnykhprichastii"
    ["file_id"] => string(6) "290345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454945535"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок повторения и обобщения знаний по теме"
    ["seo_title"] => string(51) "urok-povtorieniia-i-obobshchieniia-znanii-po-tiemie"
    ["file_id"] => string(6) "300657"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456766603"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства