Тип урока | Проблемно-диалоговый |
Технология урока | Технология учебного исследования |
Формы организации самостоятельной и подготовительной деятельности учащихся | Индивидуальная, парная |
Оборудование | Схемы, раздаточный материал, презентация, варианты ЕГЭ |
Цели урока | Закрепление сведений об условиях написания -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных Обобщение и систематизация сведений о правописании -н- и -нн- в суффиксах прилагательных Выработка практического умения различать условия написания -н- и -нн- в суффиксах кратких прилагательных и причастий. Планируемые образовательные результаты. Предметные: учить отличать причастия от отглагольных прилагательных; проводить различные виды анализа языковых явлений; извлекать необходимую информацию из различных источников; применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Личностные: проявление эмоционально - ценностного соотношения к учебной проблеме, проявление творческого отношения к процессу обучения, способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти. Метапредметные, познавательные: умение обобщать полученную информацию, вести наблюдение над текстом, прогнозировать ситуацию. Регулятивные: умение выполнять учебные задания в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами; уметь быстро переключать внимание, развивать память, мышление, речь. Коммуникативные: умение формулировать высказывания, согласовывать позиции, находить общее решение, любить родной язык и относиться к нему внимательно. |
Задачи урока | Продолжать формировать умение анализировать тексты, выбирать нужный материал для решения задачи на этапе урока, прогнозировать знания и умения. |
Ход урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Учитель предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой. | На партах – учебники, тетради, раздаточный материал, варианты ЕГЭ. |
Актуализация ранее изученного материала. | УУД регулятивные: обучающиеся смогут закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях, связать пройденный материал с новой темой. УУД познавательные общеучебные и логические: анализ материала с целью выделения главного; выбор оснований и критериев для сравнения; установления причинно – следственных связей. УУД коммуникативные и личностные: построение логической цепи рассуждения доказательств, активного участие в учебном процессе. | |
- Создание проблемной ситуации. - Синтаксическая пятиминутка Каме…ый дом отдела…ый внутри деревя…ыми панелями стоял на берегу заброше…ого пруда - Работа по вариантам: | УУД регулятивные и личностные: учащиеся смогут определить тему урока, последовательность промежуточных целей Предлагаю записать предложение: - Какие орфограммы пропущены? - Какая информация нам нужна? - Сформулируйте тему урока I вариант: синтаксический разбор предложения II вариант: объяснить пропущенные орфограммы, подобрать примеры III вариант: Объяснить пропущенные орфоргаммы иллюстрирова…ый журнал Кипяче…ая вода Вяле…ая рыба Выкраше…ые полы Клее…ый конверт | Учащиеся должны определить тему урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Учащиеся должны выработать навыки каллиграфического письма. Учащиеся должны уметь синтаксически разбирать предложение, объяснять знаки препинания и пропущенные орфограммы. Учащиеся должны сформулировать тему урока самостоятельно и записать её в тетради. Учащиеся должны знать, какое значение, смысл имеет для них изучение этой темы. Учащиеся должны усвоить правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и прилагательных |
Работа над основным материалом - Практическая работа | УУД познавательные и общеучебные: Поиск и выделение необходимой информации с использованием различных источников: схемы, раздаточный материал, работа с таблицей 11 - Прогноз орфографических норм УУД регулятивные: Прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, выдвижение гипотез, их обоснование УУД коммуникативные: Умение выражать свои мысли в соответствии с заданной темой, умение слушать и вступать в диалог Будут ли нужны нам знания о правописании суффиксов в причастиях и прилагательных? УУД познавательные и общеучебные: оценивание сочинения по критериям К1 – К12 . УУД личностные: Знание основных приемов информационной переработки письменного текста будет способствовать самоопределению на основе развития самосознания | Учащиеся должны уметь по алгоритму построить свое рассуждение, показать знания о правописании суффиксов причастий и отглагольных прилагательных. Учащиеся должны делать прогноз знаний для дальнейшего применения в практической деятельности. Учащиеся должны уметь в сочинение находить проблему, позицию автора, аргументы, подбирать к одной из проблем аргументы из художественной литературы, делать вывод, находить и объяснять ошибки: орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые. |
- Работа со схемами «Суффикс». | По алгоритму рассказать о правописании -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных | Учащиеся должны уметь строить своё рассуждение по алгоритму (схема), выбрать нужный материал по теме. |
- Работа с таблицей | В тетради заполняют таблицу примерами, находя их в раздаточном материале. | Учащиеся должны уметь правильно заполнять таблицу, подбирать к ней материал. |
- Работа со схемами «Суффикс» | Пользуясь схемами, объяснить правописание гласных в суффиксах причастий. | Учащиеся по алгоритму должны уметь объяснять правописание гласных в суффиксах причастий |
- Работа с таблицей | В тетради заполнить таблицу примерами. *Индивидуальная работа (Задание №8, страница 19, М.В. Козулина, «Проверка готовности к ЕГЭ по русскому языку») | Учащиеся должны систематизировать свои знания о правописании гласной в суффиксах причастий. |
- Самостоятельная работа Закрепление знаний о правописании суффиксов причастий и отглагольных прилагательных | I вариант: от глаголов ломать, сеять, плести, строчить, ткать, звать образовать прилагательные II вариант: от глаголов сковать, испугать, доверить, погасить, сварить, упаковать образовать причастия Индивидуальная работа Разбор словосочетаний: 1)соломенная шляпа 2)недавно построенный | Учащиеся должны знать способы образования причастий и отглагольных прилагательных, уметь определять вид подчинительной связи в словосочетании. |
- Фронтальный опрос - Закрепление знаний о правописании -н- и -нн- в суффиксах прилагательных (слайд 4) - Индивидуальное задание: | Как образовано прилагательное «соломенная»? определить способ образования слов «объявление», «издавна», «по-осеннему», «разрезы», «рассада» Учащиеся заполняют таблицу примерами, отбирая нужный материал из других источников | Учащиеся должны знать основные способы словообразования Учащиеся должны выработать навыки и умения отличать прилагательные от причастий и отглагольных прилагательных. |
- Выборочный диктант Факты обусловле…ы ситуацией. Ответы легкомысле…ы и необдума…ы. Территория еще не благоустрое…а. Поездки в горы рискова…ы. Люди тайги сдержа…ы. Две дочери воспита…ы отлично. Герой противопоставле…ы друг другу. Чувства героя чисты и возвыше…ы. Лирика Лермонтова окраше…а в печальные тона. | Найти краткие прилагательные и причастия | Учащиеся должны уметь отличать краткие прилагательные от кратких причастий. |
- Творческая работа - Работа с примером сочинения к ЕГЭ по русскому языку. | Оценить по критериям К1 – К12 сочинение учащегося на тему «Как стать счастливым человеком?» Какая задача стояла перед нами? Где можно применить знания сегодняшнего урока? | Учащиеся должны систематизировать знания и умения по оцениванию сочинения ученика. |
- Рефлексия | УУД регулятивные и личностные: Развивать способность к саморазвитию, самосовершенствованию путем активного приобретения новых знаний Как изученный материал может пригодиться в жизни и деятельности? | Учащиеся должны уметь оценивать свой ответ и ответ одноклассников, уяснить для себя важность полученных знаний на уроке. |
- Подведение итогов урока | Оценки | |
- Домашнее задание | Написать мини-сочинение «Что такое счастье?» | Запись в дневник |