Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
профессиональный лицей № 17.
Проектирование учебно-воспитательного занятия
"Правописание Н и НН в именах прилагательных, причастиях и отглагольных прилагательных"
Выполнила:
Антонова Е. А.
Г.Гаврилов-Ям
2015г.
Дисиплина: «Русский язык»
Профессия «Повар, кондитер»
2 курс
Уровень освоения – 2
Объем учебного времени – 38 часов
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе образования учебная дисциплина «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми общеобразовательными дисциплинами и профессиональными дисциплинами.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода, таким образом, формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности обучающегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Цели обучения.
Изучение русского языка предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Изучение русского языка обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.
Обучающие:
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Воспитательные:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
Развивающие:
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Требования к знаниям, умениям, навыкам
В результате изучения курса русского языка ученик должен
знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
основные единицы и уровни языка;
орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения;
уметь:
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
осуществлять речевой самоконтроль;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению;
Критерии достижения целей:
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Форма итоговой аттестации – экзамен на 3 курсе.
Основной тип учебно-воспитательного процесса:
1) комбинированные уроки (смешанные);
2) уроки изучения новых знаний;
3) уроки формирования новых умений;
4) уроки обобщения и систематизации изученного;
5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;
6) уроки практического применения знаний, умений.
Основные методы обучения:
Наглядный
Практический
Словесный
Репродуктивый
Эвристический (частично-поисковый)
Формы:
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Технологии (элементы технологии):
РКМЧП
Проблемное обучение
Название и номер темы по программе предмета
Тема № 5. «МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ», объём учебного времени – 18 часов
Уровень освоения – 2
Цели
Обучающие:
освоение знаний о частях речи , лексико-грамматических разрядах самостоятельных частей речи; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать части речи русского языка, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
формирование навыка извлечения необходимой информации из различных источников: текстов, справочной литературы, средств массовой информации,
формирование навыка грамотного использования разных частей речи в повседневности.
Воспитательные:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к многообразию частей речи русского языка как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
Развивающие:
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся посредством употребления лексики разных стилей и фразеологизмов в речевом общении;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
Критерии: проверить сформированность конкретных знаний и умений посредством 100% выполнения всех практических, контрольных, тестовых работ, посредством аргументированных ответов на вопросы преподавателя.
Способы контроля освоения темы:
тестовая работа
контрольная работа
практическая работа
поисковая деятельность
Основной тип учебно-воспитательного процесса:
1) комбинированные уроки (смешанные);
2) уроки изучения новых знаний;
3) уроки формирования новых умений;
4) уроки обобщения и систематизации изученного;
5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;
6) уроки практического применения знаний, умений.
Виды учебной деятельности обучающихся
Восприятие, запоминание и понимание предъявляемого учебного материала
Выполнение практических, самостоятельных работ, упражнений
Устные ответы на вопросы преподавателя
Заполнение таблиц, составление кластеров, схем.
Основные методы: практический, словесный, репродуктивный, наглядный, эвристический
Технологии: РКМЧП, проблемное обучение, элементы перечисленных технологий (составление кластера, «ящик идей»)
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Используемые учебно-методические материалы:
ТСО: компьютер, проектор, экран, презентации, тренажеры
Название темы учебно-воспитательного занятия
Тема № 5, занятие № 26, "Правописание Н и НН в именах прилагательных, причастиях и отглагольных прилагательных"
Уровень освоения – 2
Цели:
Обучающие:
формирование знаний об особенностях правописания Н и НН в именах прилагательных, отглагольных прилагательных, причастиях.
освоение знаний об основных лексических нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умения различать имена прилагательные от причастий и отглагольных прилагательных, определять их синтаксическую роль, употреблять причастия в речи с целью её обогащения.
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать лексику русского языка и омонимичные части речи, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
формирование навыка извлечения необходимой информации из различных источников: текстов, справочной литературы, средств массовой информации, сборников рецептур, словарей.
формирование навыка грамотного использования омонимичных частей речи .
Воспитательные:
воспитание понимания значимости употребления имен прилагательных, отглагольных прилагательных, причастий в речи,
воспитание чувства уважения и гордости за родной язык
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к лексике русского языка как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
Развивающие:
систематизация и углубление знаний о правописании Н и НН в именах прилагательных ,отглагольных прилагательных, причастиях.
применение умений в повседневной речи для эффективности достижения поставленных коммуникативных целей,
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся посредством употребления профессиональной лексики в речевом общении;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
Критерии достижения целей: проверить сформированность конкретных знаний и умений ( отличать причастия от отглагольных прилагательных, уметь самостоятельно на основе имеющихся знаний, опыта, давать определение термину , уметь составлять кластер, таблицы, схемы) посредством 100% выполнения всех практических , контрольных, тестовых работ, посредством аргументированных ответов на вопросы преподавателя.
Способы контроля освоения темы:
диктант
тестовая работа
контрольная работа
практическая работа
поисковая деятельность
Основной тип учебно-воспитательного процесса:
Комбинированный урок (смешанный)
Виды учебной деятельности обучающихся
Устные ответы на вопросы преподавателя
Заполнение таблиц, составление кластеров, схем
Выполнение упражнений.
Основные методы: практический, словесный, репродуктивный, наглядный, эвристический
Технология: РКМЧП
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Форма предъявления учебного материала обучающимся: опорные тексты, вопросы и задания, карточки.
Учебный материал (основной и дополнительный): учебники, электронные ресурсы,
Структура урока:
Этапы и временные рамки | Цель | Деятельность учащихся | Формы организации деят-ти учащихся | Деятельность педагога | Показатель достижения образовательного результата |
Организационный момент | Подготовка учащихся к работе | Индивидуальный рапорт дежурного | Фронтальная | Проверка учащихся по списку в журнале | Готовность к уроку учащихся |
1 этап урока. Постановка темы | Пробудить интерес к уроку, к формулированию темы | Ответы на вопросы учителя, работа с текстом, иллюстративным материалом, оформление тетради. | фронтальная | Задает наводящие вопросы для определения темы урока учащимися на основе предложенных текстов | Наличие устных ответов |
2 этап урока. Работа со словом | Формировать умение структурировать знания, распределяя материал по обозначенным критериям, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, переводить материал из одной знаковой системы в другую, закреплять навык построения определения, термина, способствовать самостоятельному поиску теории на основе различных умозаключений. | Работа со словом, ответы на вопросы учителя, самостоятельное формулирование определения «квест» («ящик идей»), | фронтальная | Задает наводящие вопросы для формулировки определения термина «квест» учащимися | Наличие устных ответов ,заполненная таблица . |
3 этап. Повторение изученного | Закрепление полученных знаний посредством выполнения игровых упражнений. | Отвечают на вопросы, выполняют упражнения, взаимопроверка, групповая работа, самостоятельная работа | Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная | Задает вопросы, контролирует правильность выполнения упражнения. | Наличие устных ответов, правильное выполнение задания. |
4 этап. Выводы | Рефлексия, самооценка | Дают оценку своей деятельности на уроке по предложенному плану | индивидуальная | Комментирует высказывания учеников | Адекватная оценка обучающихся |
5 этап. Домашнее задание | Закрепление полученных знаний | Записывают в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Разъясняет порядок выполнения домашнего задания | Выполнение домашнего задания, наличие творческих работ |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Компетенции деятельности | Уч-ся | педагог | родитель | работодатель |
Активная , самостоятельная , учебно-познавательная деятельность . | Способность к организации и планированию , базовые знания по профессии , коммуникативные навыки , компьютерные навыки . | Умение работать с информацией , умение планировать свой рабочий день, самореализация и самоорганизация учащегося . | Знание и соблюдение норм здорового образа жизни , знания по профессии , готовность к самостоятельной жизни . | Умение работать в коллективе , готовность связывать свою карьеру с продолжением образования ,готовность менять профессиональную деятельность в зависимости от изменения в стратегии развития предприятия ,умение самостоятельно работать с информацией , умение принимать решения. |
Урок русского языка по теме "Правописание Н и НН в именах прилагательных, причастиях и отглагольных прилагательных"
Цель урока:
Знакомство с морфологическими омонимами – с омонимичными причастиями и отглагольными прилагательными через систему упражнений, направленных на отработку навыка правописания Н и НН в именах прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных.
Задачи:
Обучающие:
- повторение правописания Н и НН в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных.
- усвоение полученных знаний по теме;
Развивающие:
- уметь вычленять главное из текста на основе анализа;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение обобщать и делать выводы;
- структурировать материал, уметь переводить из текста в таблицу;
- формировать свою точку зрения;
- продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся и привитию любви к русскому языку.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать культуру учебного труда;
- умение грамотно, аккуратно вести записи в тетради;
- воспитывать понимание значимости употребления профессиональных слов в речи, воспитание чувства уважения и гордости за родной язык.
Форма урока
урок с использованием ИКТ
Оборудование урока
словари
компьютер
проектор
экран
раздаточный материал
презентация
Ход урока
Организационный момент
Определение темы
На предыдущих занятиях мы повторяли темы, изученные в 5-7 классах. Какие это темы?
_ Правописание Н и НН в именах прилагательных,
_Написание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
На сегодняшнем занятии мы закрепим знания по изученным темам.
СЛАЙД 1
Запишите число.
Классная работа.
Тема урока «Правописание Н и НН в именах прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных».
Наш урок пройдет в форме ОРФОГРАФИЧЕСКОГО КВЕСТА.
Как вы думаете, что такое орфографический квест? Давайте поразмышляем над данным определением.
СЛАЙД 2,2
Квест
быстрота
поиск
головоломка
приключение игра
Итак, давайте дадим определение слову «КВЕСТ».
СЛАЙД 3
КВЕСТ – это игра приключенческого характера, связанная с поиском чего-либо, требующая от игрока решения каких либо головоломок и быстроты.
СЛАЙД 4
Вот как дают определение квеста различные информационные источники. Давайте сравним с нашим определением.
От английского quest – «поиск». Используется для обозначения игр, связанных с поиском чего-либо, "сокровища", например, зачастую с характером приключений.
Квест - в игре это обязательно головоломка, в которой существует несколько вариантов решений задания, но из них нужно выбрать только один верный.
Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Такие характерные для других жанров компьютерных игр элементы, как состязания, экономическое планирование и задачи, требуют от игрока скорости реакции и быстрых ответных действий.
Как в любой квест-игре мы будем проходить уровни различной сложности.. Но у нас не просто квест, а орфографический квест. Исходя из этого, какими будут наши задания?
_ Задания будут направлены на отработку написания Н и НН в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных.
Я попрошу класс разделиться на 2 группы: «Парикмахеры» и «Повара»
СЛАЙД 5
1 уровень «Устный опрос»
Чтобы успешно пройти этот уровень, вам надо вспомнить основные понятия. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Учитывается правильность, полнота ответа, скорость.
(ЖЮРИ ВЫДАТЬ ЛИСТЫ) (Приложение 1)
Что такое имя прилагательное?
Что такое причастие?
Чем отличается причастие от отглагольного прилагательного?
Как мы отличим прилагательное от причастия? (по способу образования) (прилагательное – от существительного, причастие – от глагола).
В каких случаях мы пишем в прилагательных Н? (есть суффиксы –ан-, -ян-, -ин-)
Когда мы пишем НН в прилагательных? (на стыке корня на Н и суффикса Н, есть суффиксы –енн-, -Ённ-, -онн-, Слова: оловянный, деревянный, стеклянный)
СЛАЙД 6
Н | НН |
-ан-, -ян-, -ин- | Корень Н + суффикс Н Есть суффиксы -енн-, -ённ-, -онн- 3. Слова: оловянный, деревянный, стеклянный |
Жюри подсчитывает баллы.
Чтобы вспомнить написание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных нам придется вспомнить алгоритм.
СЛАЙД 7
АЛГОРИТМ
СЛАЙД 8
Лингвистическая сказка: “Как причастия с прилагательными подружились”.
Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней прилагательные. А по соседству с ними бродили по лесу причастия. Не было у них ни хлеба, ни крова.
Тогда причастия собрались на совет. Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к прилагательным.
Решили и подошли к избушке. Пришли, постучали и слышат:
– Кто там?
– Это мы, причастия.
– Что вам нужно? – спрашивают прилагательные.
– Пустите нас к себе в избушку, мы хотим жить вместе с вами, – ответили причастия.
– Идите к глаголам, – отвечают прилагательные, – вы глагольного происхождения.
– Но ведь мы сродни вам, – просят причастия, – и относимся мы всегда, как и вы, к существительным, и по родам по-вашему изменяемся, и по числам, и по падежам… Недаром ученики нас с вами путают.
– Подождите, мы посоветуемся.
Посоветовались прилагательные и говорят:
– Мы пустим вас, только отбросьте приставку и Н из суффикса.
Причастия посоветовались и отбросили приставку и одно Н из суффикса. Таким образом, появились отглагольные прилагательные. И с тех пор живут прилагательные и причастия в большой дружбе.
СЛАЙД 9
Теперь вы вспомнили, в чем отличие прилагательных от отглагольных прилагательных и причастий. Переходим ко 2 уровню.
2 уровень «Цифровой диктант»
“Цифровой диктант”, где каждый в течение 2 минут самостоятельно выполнит эту работу. Обозначь цифрой 1 – Н, цифрой 2 – НН.
1 Вариант
Варе..ики домашние
Обжаре…ый лук,
Смета…ый соус
паштет из кури…ой печени
запече….ые в горшочке креветки
яйца фарширова…ые
гуси…ые шкварки
запече….ое в картофеле яйцо
непрожаре…ый картофель
приготовле…ая на пару котлета
КОД: 1 – 1, 2 – 2, 3 – 2, 4 – 1, 5 – 2, 6 – 2, 7 – 1, 8 – 2, 9 – 2, 10 - 2
Вариант
Запече…ый с сыром картофель
суп из фасоли с копче…ым гусем
горбуша соле...ая
пересоле…ая рыба
сви…ые котлетки
рубле…ая говядина
картошка жаре…ая
картошка, жаре…ая с луком и грибами
тесто пельме…ое
овся…ое печенье
КОД: 1- 2, 2 – 1, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 1, 6 – 1, 7 – 1, 8 – 2, 9 – 2, 10 - 1
СЛАЙД 10
(Работа в парах. Ученики проверяют работу друг у друга. На слайде – критерии оценивания работы: “5” – 1 ошибка, “4” – 2 ошибки, “3” – 3 ошибки, “2” – больше 3 ошибок)
СЛАЙД 11
Вы можете себя проверить. Результат на слайде.
СЛАЙД 12
3 уровень «Орфографический свиток» (Приложение 2)
Ваша задача: Каждый по очереди подходит к свитку, разворачивает его, вписывает пропущенные буквы и объясняет правописание.
1 балл – за каждое правильно написанное слово
1 балл – за объяснение
1 балл – за скорость
Проверяем. Жюри выставляет баллы.
СЛАЙД 13
4 уровень «Похлопаем»
Ваша задача: каждый придумает словосочетание с орфограммой по вашей профессии и объявит его команде соперников. Задача другой команды хлопнуть столько раз, сколько букв Н в суффиксах причастий, прилагательных. 1 балл – за каждое правильно определенное слово. Жюри выставляет баллы.
1 команда «Парикмахеры»
2 команда «Поваров»
СЛАЙД 14
5 уровень «Магическая таблица» (Приложение 3)
Это задание выполняет каждый самостоятельно в течение 15 минут.
Выдаются карточки-задания.
СЛАЙД 15
Итоги урока.
Что нового узнали на уроке?
Когда в причастиях пишется Н и НН?
Чем отличаются отглагольные прилагательные от причастий?
Жюри подводит итоги.
Домашнее задание:
1)составить словарный диктант из 25 словосочетаний по теме: «Н и НН в именах прилагательных, причастиях и отглагольных прилагательных» , используя лексический материал по вашей профессии.
2) произвести синтаксический разбор предложения, составить схему
КВЕСТ – это игра приключенческого характера, связанная с поиском чего-либо, требующая от игрока решения каких-либо головоломок и быстроты.
Слайд 16
Оценивание.