kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Русский язык. Тема урока "Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных".Цели урока: формирование навыка правильного написания Н и НН в причастиях, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.Формирование УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;

- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем

- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

- Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"»















Конспект урока русского языка

«Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»











Учитель: Аминова Рита Римовна













Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Цель урока: обобщение и закрепление знаний по теме «Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

Задачи:

  1. Образовательная

  • Закрепить сведения об условиях написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

  • обобщить и систематизировать сведения о правописании -Н- и -НН- в суффиксах частей речи, изученных ранее;

  • выработать практические умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

  1. Развивающая

  • способствовать развитию мышления, речи, памяти, быстроты реакции и внимания.

  1. Воспитательная

  • формировать коммуникативные умения, положительное и внимательное отношение к русскому языку, а, следовательно, и к культуре своего народа.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вессели Ирина Сергеевна. Надеюсь, что сегодняшний наш урок будет запоминающимся, интересным и плодотворным для вас и для меня.

- Вы, наверное, удивлены тем, что мы начинаем урок не с определения темы урока? Нет-нет, я про нее не забыла. Определение темы и цели урока мы сформулируем чуть позже, после того, как выполним несколько заданий.

  1. Введение в тему

- Прослушайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит,

Лёд неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит,

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор! –

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат как ковёр.

- Разбейте этот текст на две смысловые части. Какие это две части? А теперь запишите в тетрадь ту, в которой есть два слова, относящиеся к очень необычной части речи. А необычная она потому, что включает в себя признаки двух самостоятельных частей речи: прилагательного и глагола. Одни лингвисты относят эту лингвистическую единицу к самостоятельной части речи, другие же считают ее особой формой глагола. Так о как словах и языковом явлении я говорю?

- Какой отрывок вы запишите? Почему? Назовите причастия. На каком основании вы их выделили?

- А теперь вспомните определение причастия.

- Скажите, в словосочетании «проделанная работа» есть причастие? На какие вопросы оно отвечает?

- Определение причастию вы дали. А что такое причастный оборот?

  1. Синтаксическая пятиминутка

Слайд № 3

- Скажите, есть ли причастный оборот в предложении, выделенном синем шрифтом, которое вы видите на слайде?

- Теперь ванн нужно составить предложение, выполнив следующие четыре задания.

  1. В предложении

«Целый день я скитался по густому лесу и наконец увидел протоптанную в ягодниках и мхах тропинку»

найдите причастный оборот с определяемым словом и запишите его, поставив определяемое слово перед причастным оборотом.

- Записывайте в тетрадь то, что у вас получается.

  1. Найдите в предложении глагол в инфинитиве

«Ему хотелось вести себя настойчивее»

поставьте слово в форму прошедшего времени, ж.р., ед. ч., 3-го лица;

  1. Добавьте обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом, из предложения

«Он с трудом продвигался к полю, изучая всё новые и новые места».

  1. Из первой части сложного предложения

«Далеко за деревней находилось болото, которое обходили стороной даже местные старожилы»

Возьмите подлежащее и поставьте это слово в форму В.п. ед.ч. с предлогом через.





Какое предложение у вас получилось?

ТРОПИНКА, ПРОТОПТАННАЯ В ЯГОДНИКАХ И МХАХ, ВЕЛА К ПОЛЮ ЧЕРЕЗ БОЛОТО.

  • Найдите слово, которое относится к такому уникальному языковому явлению как причастие. Какое это слово? (протоптанная)

  • Разберите это слово по составу.

  • Какая орфограмма в этом слове самая сложная? Объясните ее. Помог ли вам в определении правописания суффикса морфемный разбор?

  • Скажите, а в прилагательных гусиный, осенний, кожаный, таинственна есть такая орфограмма? Объясните правописание суффиксов в этих словах. Можно ли, используя эти правила, объяснить правописание НН в суффиксе причастия ПРОТОПТАННАЯ?

  • Образуйте от причастия ПРОТОПТАННАЯ краткую форму. Сколько Н будете писать в суффиксе?

  • Ребята, а почему Смайлик на слайде задумался7 Может быть я где-то допустила ошибку?

  • Как вы думаете, какова тема и цель нашего урока?

(Запись темы урока)



  1. Физ. минутка (электронная гимнастика для глаз)

  2. Повторение изученного

- Эту тему вы изучали на прошлых уроках. Сейчас попросим кого-то из вас попробовать себя в роли учителя и рассказать нам о правописании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

(рассказ ученика)

- Вы можете спросить нашего учителя о том, что не поняли.

-Чей вопрос вам понравился больше всего? Почему?

  1. Составление алгоритма

А сейчас мне бы хотелось, чтобы мы с вами выполнили очень важную и нужную работу: составили алгоритм определения Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

    1. Определи, образовано ли это слово от глагола



нет да



используй правила правописания суф. прилагательного

    1. Определи, есть ли у слова приставка (кроме не-)



Нет есть

Вывод: пиши нн

(испуганный воробей).

    1. Установи, от глагола какого вида образовано слово



Несовершенного вида совершенного вида

Вывод: пиши нн

(брошенные игрушки).

    1. Проверь, оканчивается ли слово на –ованный,

- ёванный (кроме кованный, жёванный)



Нет да

Вывод: пиши нн

(асфальтированная дорога).

    1. Определи, есть ли у данного слова зависимое слово (зависимые слова)



Нет да

Вывод: пиши н (жареный картофель) Вывод: пиши нн

(жаренный в масле картофель).

- Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?

- А теперь я бы хотела сделать вам подарок: подарить вот такие красочные алгоритмы, которые будут вам всегда полезны на уроках русского языка и при подготовке к ЕГЭ.

  1. Задание на развитие быстроты реакции и мышления

- А сейчас давайте отработаем навыки определения правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных. Соединив части словосочетаний, запишите их в уже имеющиеся два столбика в зависимости от количества н в суффиксах.

1. соленные

2. письмо

3. люди унылы

4. соленые

5. безветренный

6. лакированный

7. написанное

8. свежемороженая

9. поступить

10. ягоды подавлены

1. огурцы

2. день

3. обдуманно

4. письмо

5. в бочке огурцы

6. рыба

7. в корзине

8. написано

9. туфли

10. подавленны

Ответ: 1-5; 2-8; 3-10; 4-1; 5-2; 6-9; 7-4; 8-6; 9-3; 10-7



  1. Выставление отметок

  2. Домашнее задание

- Задание на дом будет дифференцированным. Я предлагаю вам два вида заданий:

1. вы должны будете записать словосочетания, вставив Н и НН в суффиксах.

  • купле…ые книги

  • груже…ый вагон

  • дисциплинирова…ая девочка

  • его речь была взволнова…а

  • люди взволнова…ы сообщением

  • краше…ый краской пол

  • ветре…ый день

  • вскрикнуть испуга…о

  • планы не обдума…ы

  • замече…ые ошибки

  1. творческое задание: создание «Сказки о том, как причастие с Н перешло в разряд отглагольных прилагательных». Это будет не простая сказка, а лингвистическая. Алгоритм написания лингвистической сказки у вас на партах. Я думаю, что ваш учитель очень внимательно проверит ваши работы и оценит.

  1. Подведение итогов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Аминова Рита Римовна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 247759

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Дидактический материал к урокам русского языка 7 класс"
    ["seo_title"] => string(52) "didaktichieskiimatierialkurokamrusskoghoiazyka7klass"
    ["file_id"] => string(6) "281560"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453549547"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(85) "aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "121882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414083676"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Разработка урока по русскому языку на тему: "Правописание суффиксов -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_pravopisaniie_suffiksov_n_i_nn_v_pr"
    ["file_id"] => string(6) "415066"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494679542"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "конспект урока по русскому языку "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-odna-i-dvie-bukvy-n-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "183153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425742003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства