kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематическое планирование уроков по русскому языку в 5 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Данное методическое пособие представляет собой разработку уроков по русскому языку в 5 классе.  Это пособие разрабатывалось на основе учебных материалов авторов: М. Р. Кондубаева, Ф. Г. Брулева, Т. А. Абжанова, В. К. Павленко, Т. М. Марюхина, С. Б. Бегалиева.

     Пособие адресовано учителям русского языка, работающим в 5 классе. Программа рассчитана на 102 учебных часа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование уроков по русскому языку в 5 классе. »















Методическое пособие


по русскому языку для 5 класса

на тему: «Тематическое планирование

уроков по русскому языку».






Автор: Мельник Наталья Николаевна.










2015 г.


Аннотация.

Данное методическое пособие представляет собой разработку уроков по русскому языку в 5 классе. Это пособие разрабатывалось на основе учебных материалов авторов: М. Р. Кондубаева, Ф. Г. Брулева, Т. А. Абжанова, В. К. Павленко, Т. М. Марюхина, С. Б. Бегалиева.

Пособие адресовано учителям русского языка, работающим в 5 классе. Программа рассчитана на 102 учебных часа. Пособие представляет собой развёрнутые планы уроков на весь учебный год по темам, предусмотренным программой. Целеполагание к каждому уроку ведётся в соответствии с требованиями к триединству целей, позволяет уделить особое внимание адаптации учащихся 5 классов. Цель данного пособия – оказание практической помощи учителю, особенно начинающему по организации и методическому оснащению урока.

Данное пособие содержит поурочные планы по всем темам программы.

А также разработаны разные типы уроков: уроки формирования новых знаний, уроки повторения и обобщения, уроки проверки и учёта знаний,  уроки – путешествия, интегрированные уроки.

Данное методическое пособие рекомендуется к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы по русскому языку в 5 классе.



























2



Содержание


Введение………………………………………………………………………..4-5

Календарно-тематическое планирование в 5 классе………………………..6-9

План-конспект урока по русскому языку……………………………….....10-16

Карточки по русскому языку……………………………………………….17-18

Использование игровых технологий на уроках русского языка………....19-25

Рефлексия на уроках русского языка……………………………………....26-31 Заключение……………………………………………………………………...32

Список использованной литературы…………………………………………..33


































3

Введение.

Пиши скорей, не медли, слышишь,

Весь мир, весь путь, весь опыт свой,

Пойми, ведь то, что ты напишешь,

Не может написать другой…

М. И. Алигер.


Актуальность создания данного методического пособия позволяет не только использовать материалы для проведения уроков, но создаёт предпосылки для дальнейшего профессионального роста и совершенствования педагогического мастерства, даёт возможность ускорить процесс подготовки к урокам,  повысить качество знаний учащихся.

Пособие является ориентиром для составления рабочих уроков. При работе с предлагаемым пособием учитель может заимствовать из него полные планы проведения уроков или использовать их частично, встраивая в собственные уроки.

В пособии изложены не только подробное описание хода урока, его цели, но и методические приёмы, необходимые для его организации. Содержание предлагаемых разработок основано на психологических и возрастных особенностях обучаемых.

Новизна разработки. Существенная роль в организации и проведении уроков отводится самим учащимся. Школьники учатся самостоятельно определять тему и формулировать образовательную и воспитательную цели урока. Обучение целеполаганию даёт возможность развивать речь  учащихся, делают её чёткой и аргументированной, а также учит планировать и организовывать учебную деятельность. Эта работа проводится с учетом адаптационных моментов обучению русскому языку в 5 классе.

Цель педагога «хочу научить» соединяется с целью школьника «хочу научиться». Особое внимание обращается на воспитание личностных и интеллектуальных качеств ученика, таких как инициативность, ответственность, целеустремлённость, умение принимать решения, обосновывать их.

    Цель данного пособия – оказание практической помощи учителю, особенно начинающему по организации и методическому оснащению урока.

Методика, на которой построено содержание предлагаемого учебно-методического пособия, даёт возможность повысить качество овладения школьниками соответствующими филологическими знаниями в сочетании с повышением их интеллектуального потенциала: развивается логическое мышление учащихся, их активное включение в организацию учебного процесса, вплоть до относительно самостоятельной формулировки ими темы и цели урока. На многих структурных этапах урока преподавателем создаётся занимательная поисковая ситуация. Она даёт возможность повысить уровень языковых знаний в процессе решения лингвистических задач.

4

В планировании уроков используются занимательные материалы, которые помогают поддерживать высокий темп обучения, удерживая внимание учащихся на изучаемой теме, снимать накапливающуюся усталость, поддерживать интерес.

Чтобы не сковывать учителя, дидактического материала  предоставлено значительно больше, чем может быть использовано на уроке. Это сделано сознательно: учителю предоставляется возможность выбрать наиболее важный материал с учётом особенностей класса. Данный дидактический материал может быть использован для индивидуальной работы.

В данном учебно-методическом пособии разработаны разные типы уроков: уроки формирования новых знаний, уроки повторения и обобщения, уроки проверки и учёта знаний,  уроки – путешествия, интегрированные уроки.

  Данное пособие содержит поурочные планы по всем темам программы. Структура проводимых в 5 классе уроков не претерпевает принципиальных изменений по сравнению с другими методическими пособиями, изданными в печатном варианте, но   в ходе работы вводятся элементы компетентностого урока. Это обеспечивает элемент новизны, усиливает ситуацию поиска, повышает творческую направленность урока, увеличивает активность и осознанность школьников в организации и проведении учебного процесса.

   На многих уроках создаётся занимательная поисковая ситуация. Таким образом, повышается уровень языковых знаний, умений и навыков.

  Уделяется особое внимание работе с тестовыми упражнениями, они преобладают во второй половине года и используются на различных этапах урока: мобилизующем, во время изучения нового материала или закрепления.


Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Куприн А. И.


















5

Календарно-тематическое планирование в 5 классе.



№ урока





Тема урока

Кол. часов





Дата

Коррек-ка



Приме-чание

1 – четверть.

Язык как важнейшее средство человеческого общения - 6 часов.

1

1

Речь. Формы речи.

1




2

2

Речевое общение. Условия речевого общения.

1




3

3

Что такое текст.

1




4

4

Тема текста. Основная мысль текста.

1




5

5

Стили речи.

1




6

6

Речевой этикет.

1




Повторение изученного в 4 классе – 11 часов.

7

7

Состав слова. Однокоренные слова.

1




8

8

Безударные гласные.

1




9

9

Разделительный Ъ и Ь.

1




10

10

Буквы и, у, а после шипящих.

1




11

11

Диктант «Осень».

1




12

12

Глагол. Орфография.

1




13

13

Изложение «Лисёнок».

1




14

14

Имя существительное.

1




15

15

Имя прилагательное.

1




16

16

Местоимение. Предлог. Союз.

1




17

17

Тестирование.

1




Синтаксис и пунктуация – 15 часов.

18

18

Словосочетание.

1




19

19

Предложение.

1




20

20

Виды предложений по цели высказывания.

1




21

21

Невосклицательные и восклицательные предложения.

1




22

22

Главные члены предложения.

1




23

23

Второстепенные члены предложения.

1




24

24

Нераспространённые и распространённые предложения.

1




25

25

Предложения с однородными членами.

1




26

26

Диктант «Октябрь».

1




27

27

Обобщающее слово при однородных членах.

1




2 – четверть.

28

1

Предложения с обращениями.

1




29

2

Предложения с вводными словами.

1




30

3

Сложное предложение.

1




31

4

Прямая речь.

1




32

5

Диалог.

1




Фонетика. Графика. Орфография – 10 часов.

33

6

Звуки речи.

1




34

7

Звуки и буквы. Алфавит.

1




35

8

Гласные и согласные звуки.

1




36

9

Изложение.

1




37

10

Звонкие и глухие согласные.

1




38

11

Непроизносимые согласные.

1




39

12

Твердые и мягкие согласные.

1




40

13

Обозначение мягкости согласных.

1




41

14

Культура речи. Роль ударения в слове. Р

1




42

15

Диктант «Лесная столовая».

1




Лексика. Культура речи – 8 часов.

43

16

Слово и его значение.

1




44

17

Однозначные и многозначные слова.

1




45

18

Прямое и переносное значение слов.

1




46

19

Омонимы.

1




47

20

Контрольная работа.

1




48

21

Синонимы. Антонимы.

1




3 – четверть.

49

1

Паронимы.

1




50

2

Культура речи. Лексический повтор. Точность словоупотребления. Р

1




Словообразование и орфография – 11 часов.

51

3

Значимые части слова.

1




52

4

Однокоренные слова.

1




53

5

Способы образования слов.

1




54

6

Чередование – лож – ( лаг - ), - раст – ( - рос - ).

1




55

7

Гласные буквы после шипящих.

1




56

8

Гласные буквы ы – и после ц в разных частях слова.

1




57

9

Правописание приставок на

з -, с-.

1




58

10

Понятие о типах речи.

1




59

11

Сочинение- описания. Р

1




60

12

Повествование.

1




61

13

Рассказ. Р

1




Морфология и орфография - 1 час.

62

14

Самостоятельные и служебные части речи.

1




Имя существительное – 15 часов.

63

15

Имя существительное.

1




64

16

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1




65

17

Собственные и нарицательные имена существительные.

1




66

18

Прописная буква в собственных наименованиях.

1




67

19

Род и число имён существительных.

1




68

20

Существительные общего рода.

1




69

21

Число имён существительных.

1




70

22

Диктант «Калина».





71

23

Склонение существительных в единственном числе.

1




72

24

Склонение существительных в единственном числе.

1




73

25

Склонение существительных во множественном числе.

1




74

26

Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

1




75

27

Гласные О и Е после шипящих. Тест.

1




76

28

Роль имён существительных в речи. Р

1




Имя прилагательное – 7 часов.

77

29

Имя прилагательное.

1




78

30

Разряды имён прилагательных.

1




4 - четверть.

79

1

Склонение притяжательных прилагательных.

1




80

2

Полные и краткие прилагательные.

1




81

3

Правописание падежных окончаний прилагательных.

1




82

4

Роль прилагательных в речи. Р

1




83

5

Построение рассуждения в повествовании. Сочинение. Р

1




Глагол – 14 часов.

84

6

Глагол как часть речи.

1




85

7

Неопределенная форма глагола.

1




86

8

ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах.

1




87

9

НЕ с глаголами.

1




88

10

Глаголы несовершенного и совершенного вида.

1




89

11

Изложение.

1




90

12

Буквы е - и в корнях.

1




91

13

Время глагола. Настоящее время.

1




92

14

Прошедшее время.

1




93

15

Будущее время.

1




94

16

Спряжение глаголов.

1




95

17

Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения.

1




96

18

Ь в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа.

1




97

19

Диктант «Летний день».

1




Повторение и обобщение изученного – 5 часов.

98

20

Раздел науки о языке.

1




99

21

Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях.

1




100

22

Контрольная работа.

1




101

23

Употребление разделительных ь и ъ знаков.

1




102

24

Знаки препинания в простом и сложном предложениях.

1











План-конспект урока по русскому языку

на тему «Неопределённая форма глагола».


Урок № Дата проведения: ______________

Тема: Неопределенная форма глагола.

Цель: уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола как начальной.

Задачи:

Образовательные: формировать умения находить неопределённую форму глагола; учить образовывать неопределённую форму с помощью вопроса; учить образовывать от глагола неопределённой формы глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость; обогащать и активизировать словарный запас учащихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство сопричастности к сохранению уникальности русского языка.

Тип урока: урок - путешествие.

Методы: рассказ учителя с элементами беседы, словарная работа, групповая работа, работа в парах, словарно–орфографическая работа, индивидуальная работа.

Оборудование: учебник, тетрадь, бабочки и цветочки с изображёнными на них буквами, презентация, карточки, таблица.


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

1.Организационный момент.

Приветствие, постановка цели и темы урока, психологический настрой: на стенах классной комнаты в разных местах располагаются цветочки и бабочки всех цветов радуги, на которых написаны буквы.

Учитель: Наступил первый весенний месяц, скоро появятся первые весенние цветы, природа проснётся от зимнего сна. У нас в классе сегодня распустились цветы и порхают бабочки. Проследите глазками по моим командам, “соберите” буквы – расшифруйте моё пожелание (выполняется стоя).

Красный цветок (У)

Желтая бабочка (Л)

Фиолетовая бабочка (Ы)

Фиолетовый цветок (Б)

Оранжевый цветок (Н)

Синий цветок (И)

Желтый цветок (С)

Голубой цветок (Ь)

Зелёный цветок (!)

- Что получилось?

Дети: Улыбнись!

Учитель: Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи – ведь с маленькой удачи начинается большой успех!

2. Проверка домашнего задания.

Актуализация имеющихся знаний.

- Словарная работа.

На доске записаны слова: Слайд

ЯМА, МЯСО, ОЛЯПКА, ЯГОДА, ЯБЛОКО, СЕГОДНЯ

Учитель: Сегодня на в словарной работе мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах и может разделить их на две группы. Какая это буква? На какие две группы она может разделить эти слова?

Дети: Буква Я. Она есть во всех словах. В словах МЯСО, ОЛЯПКА, СЕГОДНЯ, она обозначает один звук [а]. В словах ЯМА, ЯГОДА, ЯБЛОКА – два звука: [й,], [а].

3.Изучение новой темы.

- Вступительное слово учителя:

Сообщение темы и цели урока:

Учитель: Ребята, нам пришла телеграмма. Странно. На ней нет подписи отправителя. Но есть адрес: Остров Глаголов.

Срочно приезжайте! Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного!

- Кто бы это мог нас пригласить туда? Ваши предположения?

- Вы готовы отправиться на Остров Глаголов?

Дети: Готовы!

Учитель: Тогда в путь! Нас ждёт остров Глаголов.

На доске изображён остров Глаголов. На этом острове 4 дома: Н.В., П.В., Б.В., Инфинитив. Ниже домов находятся в хаотичном порядке глаголы.

Учитель: Вот мы и на острове. Но что это? Все дома пусты. Что происходит?

Мне кажется, здесь от нас ждут помощи!

- Чем мы можем помочь жителям острова?

Дети: Вернуть их в дома.

Учитель: Давайте попробуем!

Глаголы: теплеет, прилетят, оденется, плывём, посеяли, подняла, посмотреть, везти.

(По 1 человеку выбегают и определяют глаголы по временам)

Н.В. – теплеет, плывём; П.В. – посеяли, подняла; Б.В. – прилетят, оденется.

Учитель: Все ли глаголы вы смогли заселить в домики?

Дети: Нет.

Учитель: Как доказать, что жильцы попали в свои дома?

Дети: Вспомнить вопросы.

Учитель: Что вы знаете про глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени?

Дети: Изменяются по числам, имеют лицо, время, изменяются по родам только в прошедшем времени.

Учитель: А это что за странный дом? Кто в нём живёт? Давайте вместе прочитаем табличку. ИНФИНИТИВ

- Уж не он ли пригласил нас в гости? Какие странные часы на доме?! Можно ими воспользоваться?

Дети: Нет.

Учитель: О чём нам говорит эта маска?

Дети: Нет лица.

Учитель: Давайте посмотрим на глаголы, которые мы не смогли заселить.

- На какие вопросы они отвечают?

Везти (что делать?) Посмотреть (что сделать?)

Учитель: Как вы думаете, куда мы можем поселить эти глаголы?

Дети: Инфинитив.

Учитель: Но если мы не можем определить ни времени, ни лица, то как они будут называться?

Неопределённая форма глагола

Учитель: Итак, попробуйте определить тему нашего урока.

- Что бы вам хотелось узнать на уроке?

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое о глаголах, которые называются ИНФИНИТИВ, поговорим о его особенностях, поучимся различать глаголы по вопросам, попробуем образовать от этих глаголов все времена.

- Обозначение проблемы.

Учитель: Давайте ещё раз вернёмся к хозяину домика.

- Что ещё вы видите? О чём он вам хочет рассказать?

Дети: Оканчиваются на -ТИ, -ТЬ, -ЧЬ.

Учитель: Что же такое -ТИ, -ТЬ, -ЧЬ? Перед нами встала проблема.

- Чем является -ТИ, -ТЬ, -ЧЬ в глаголах неопределённой формы?

- Есть ли у вас какие-то предположения?

- Выдвинем гипотезу (предположение).

- Предположим, что -ТЬ – это окончание.

- Для решения этой проблемы предлагаю разделиться на 2 группы.

1 группа 4 человека (Алёша Ф., Алина Б., Алёна С., Карина К.) будут работать самостоятельно по плану. После чего, сделав вывод, докажут или опровергнут наши предположения

2 группа работает со мной.

Задание первой группе.

Рассмотреть глагол БЕЖАТЬ.

Выяснить, чем является ТЬ в глаголах неопределённой формы?

Доказать на примере, разобрать слово по составу.

План действий.

Подберите к глаголу однокоренные слова.

Найдите общую часть.

Выделите её.

Что вы заметили в корне?

Чем является ТЬ в глаголе? Сделайте вывод.

- Работа с доской.

Учитель: Прочитайте слова (на доске) Слайд

СТРИЧЬ, ОБРУЧ, ПЕЧЬ, СТЕРЕЧЬ

- Что общего? (На конце мягкий звук [ч]). Чем различаются?

- На какие группы можно разделить?

Дети: Печь, обруч – существительные. (Вспомнить правило правописания шипящих на конце существительных).

- Стричь, стеречь, печь – это глаголы.

Учитель: Почему на конце этих глаголов после Ч пишется Ь знак?

Дети: У глаголов после шипящих пишется Ь знак, отвечают на вопрос Что делать? В вопросе есть Ь знак.

Учитель: Чем является фонема -ЧЬ в этих словах?

Дети: Она входит в состав корня.

- Проверка выполненного задания 1 группы.

- Так чем же является ТЬ в глаголах неопределённой формы?

- Подтвердилось ли наше предположение?

- Чтение определения в учебнике.

Учитель: В древнерусском языке неопределённая форма всех глаголов оканчивалась на –ТИ (писати, ходити, звати). Потом конечное безударное [и] исчезло и осталась лишь мягкость конечного согласного [т,]: писать, ходить, звать. В то же время конечное [и] сохранилось под ударением: нести, везти, плести.

Учёные языковеды не пришли к единому мнению, что же такое -ТЬ, -ТИ в неопределённой форме – суффикс или окончание, поэтому в разных учебниках и учебных пособиях встречаются разные обозначения. Авторы нашего учебника морфемы -ТЬ, -ТИ представляют как суффикс. Откройте учебник на странице 69. Прочитаем правило. Морфемы -ТЬ, -ТИ мы будем обозначать как окончание.

- Неопределённая форма некоторых глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –ЧИ: печи, беречи. После исчезновения конечного безударного [и] образовались современные формы печь, беречь. Таких глаголов в русском языке совсем немного. Морфема –ЧЬ входит в состав корня.

- Физкультминутка. Слайд.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше – выше подтянулись.

Ну – ка, плечи распрямите,

Поднимите, отпустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали

4.Закрепление знаний.

Закрепление материала.

Учитель: Мы продолжаем путешествие по острову Глаголов.

- Я предлагаю вам прочитать стихотворение С.Я.Маршака “В путь”. Слайд

Счастливый час и добрый путь
Шагающим колоннам, -
Набраться сил и отдохнуть
В лесу, в бору зелёном.
Увидеть дятла на суку,
Как будто заводного,
И слышать мерное “ку-ку”
Из сумрака лесного.
То бороздить речную гладь,
То в синем море плавать.
И в свежих чащах собирать
Грибы, цветы и травы.
И видеть край перед собой,
Родной, но незнакомый,
И заходить под кров любой, 
И быть везде, как дома.

1) Работа в парах.

- Найдите глаголы неопределённой формы.

- Выпишите эти глаголы в 2 столбика.

Что делать?  

Что сделать?

Слышать  

Набраться

Бороздить  

Отдохнуть

Плавать  

Увидеть

Собирать  


Видеть  


Заходить  


Быть  


2) Проверка выполненной работы.

- Зачитайте глаголы каждого столбика. Молодцы!

3) Наблюдение за изменением глагола.

- Попробуем образовать время глаголов от глагола неопределённой формы:

Собирать – собираю – буду собирать – собирал

- Что вы заметили? Какой вывод сделаем?

Вывод: от глаголов неопределённой формы можно образовать времена глагола.

- Какой глагол был вначале? (Глагол неопределённой формы)

Какое название будет иметь глагол неопределённой формы? (Начальная форма)

Вывод: Итак, у ИНФИНИТИВА (как у секретного агента) есть несколько названий: глагол неопределённой формы. Он же является начальной формой.

4) Упр. 578 стр.213. (взаимопроверка) Слайд.

- Самостоятельная работа по карточкам (дифференцированная).

Учитель: Далее я предлагаю такую работу:

1) класс будет выполнять упражнение 581.

2) А несколько учащихся будут работать на карточках. Я предлагаю вам задания повышенной и средней сложности. Какую карточку вы выбираете? (Раздаю карточки)

- Словарно-орфографическая работа.

- Продолжит наш урок орфографическая минутка. Слайд

1) - Отгадайте загадки:

Ходит город-великан 
На работу в океан. (Корабль)

По волнам дворец плывет,
На себе людей везет. (Корабль)

Дети: Корабль.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом КОРАБЛЬ.

- Что оно обозначает?

- Найдите в слове ошибкоопасное место.

- Составьте с этим словом предложение.

- Запишите слово в свои словарики и запомните его правильное написание.

- Поиграем в игру “Назови слово”. (На доске записано лексическое значение слова, учащиеся должны назвать это слово).

1) Есть ужин. (Ужинать)

2) Ярко блестеть, сияя переливчатым светом. (Сверкать)

3) Находиться в действии, в работе. (Работать)

4) Поддаваться действию огня. (Гореть)

5) Испытывать желание, хотеть. (Желать)

- Что объединяет эти слова? (Это глаголы в неопределённой форме. Это словарные слова)

- Нам пора возвращаться в класс. Слайд

- Что же нового вы узнали на острове Глаголов?

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

- Какую особенность имеет Инфинитив?

Не имеет: времени, числа, лица.

- Почему у глагола неопределённой формы такое странное название? Попробуйте узнать в словаре, что оно обозначает?

5. Итог урока.

- Назовите, чем вы занимались на уроке?

- Какие трудности вы испытывали?

- Хорошо работали следующие учащиеся….

- Порадовали своими работами такие учащиеся…

Объявление оценок за урок, с занесением в журнал.

Домашнее задание. Упр. 582, стр. 214. Выучить правило. Запишите 5 полезных советов для своего друга, используя глагол неопределённой формы. Выпишите из словаря фразеологизмов 6 фразеологических оборотов, в которых встречается глагол неопределённой формы. Узнай в словаре, что обозначает слово ИНФИНИТИВ.

6. Рефлексия.


Р Е Ф Л Е К С И Я

  • Что узнали для себя нового?

  • Что заинтересовало? Почему?

  • Проанализируйте свою работу на каждом этапе.

  • Что показалось интересным?

  • Что самое главное и что надо запомнить?

Все понятно. Есть вопросы
















Карточки по русскому языку.

Звуки и буквы.

Прочитайте слова, укажите случаи озвончения и оглушения согласных. Опре­делите условия, при которых озвончаются и оглушаются согласные.

Отблеск, отдых, сбежать, сделать, сдобный, сжечь, косьба, мо­лотьба, узкий, низкий, робкий, снег, образ, нож.

Придумайте или выпишите из орфографического словаря по пять слов, в ко­торых перед б, г, д, ж звук с озвончается; в которых перед звуком д звук т озвончает­ся, в которых звук д оглушается.

Звуки и буквы.

Выпишите слова, в которых произношение согласных не совпадает с написа­нием (буквы не совпадают со звуками). Эти согласные подчеркните.

Здание, сбор, стон, отголосок, откормить, мягкий, изредка, кормушка, кормежка, сбрасывать, просьба.

Сделайте фонетический разбор выделенного слова.

Звуки и буквы.

Запишите слова в 2 столбика: 1) буквы е, ё, ю, я обозначают один звук;

2) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

Поле, подъезд, день, белье, ружье, юла, имя, ёж, лён, тюль, яблоко, поляна, пиявка, поёт, уют, люк, полёт.

Определите род выделенного слова.

Звуки и буквы.

Придумайте и запишите по три слова, в которых: а) количество букв и звуков одинаково; б) звуков больше, чем букв; в) букв больше, чем звуков.

Звуки и буквы.

Скажите, какой особенностью обладает звучание каждой пары слов; разберите звуковой состав слов и установите сходство и различие между ними.

Лен - ноль, шей - ешь, лед - толь, овин - нива, муж - шум; сел - съел, полю - полью, суди - судьи.

Звуки и буквы.

Спишите слова, над каждым из них поставьте ударение. В квадратных скобках обозначьте звуки, при произношении которых вы можете ошибиться.

Образец: кафе [фэ], депо [д'].

Кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе, что, конечно, тема, скворечник, яичница, фонетика, музей, текст, чтобы, ателье, скучный.

Алфавит.

Запишите слова в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы.

Квартал, километр, алфавит, в..рота, м..г..зин, т..рты, д..суг, м..л..дежь, ц..мент, щавель, ф..рфор, п..ртфель, с.нтиметр, силос, предмет, углубить, столяр.

Расставьте ударения. Различение орфограмм в словах.

Прочитайте. Сколько видов орфограмм здесь представлено? Спишите, груп­пируя слова по орфограммам.

Те(н,нн)ис, во(?)зал, ма(т,ч)ч, ко(л,лл)екция, про(б,п)ка, сколь(з,с)кий, профе(с,сс)ия, по(?)черк, шо(с,сс)е, лес(?)ница, рю(?)зак, окрес(?)ность,


17

фу(д,т)бол, хо(к,кк)ей, мес(?)ность, ю(б,п)ка.


Различение орфограмм в словах.

На какие правила пропущены буквы в данных ниже словах. Распределите сло­ва по столбикам в зависимости от орфограммы.

Б..нокль, в..гон, стр..на, г..рбарий, г..родок, правление, г..мнастика, разв..зать, пов..рнуть, к..рзина, к.стюм, д.лина, ф..олетовый, с..лют.

Части слова.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте приставки и объясните их правописание.

Н.. ступила весна. Солнце с..гнало снег с полей. В п..ж..лтевшей прошлогодней тра..ке приглядывали свежие ярко-з.леные ст..бельки. На деревьях раскрывались почки и выпускали м.лоденькие листочки.

Части слова.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень в словах. Назовите самые маленькие корни и корни-великаны.

Бывать, заб..вать, д..вать, н.. д..вать, смывать, вянуть, т..нуть, за., вить.

Б..р..здить, в.хелить, говорить, г. л..дать, д..р..вянный, ж.лезный, интересный, л..карство, бесконечный.

Найдите слова, значение которых можно определить, только вставив про­пущенную букву (например, с..деть (сидеть на стуле; волосы стали седеть).

Части слова.

Спишите, укажите, в какой части слова пропущены буквы. Обозначьте графи­чески вставленные орфограммы.

Ч..хол, ра..дать, прол..вать, д..ллыть, и..жарить, лес(?)ница, ш..рстка, бе..вкусный, г..рой, бесцветный, в дорог.., свеж..го, расщедриться, под крыльц..м.

Фиолетовый, под(?)езд, г..тара, пр..хлада.

Части слова.

Спишите текст. Найдите слова с орфограммой «Буквы ы, и после ц» и обо­значьте ее графически. Разберите эти слова по составу.

Есть слова, где ц в начале,

Где - в средине, где - в конце. Цапля ход..т по б..лоту,

Ждут в гн..зде ее птенц...

Цирк откроется в су(б,бб)оту, Вот приехали борц...

В цех явились на р..боту М.лодые кузнец...

В каждой строчке буква ц, Словно камушек в кольце.. . И в ц..плятах на крыльце, Тоже есть две буквы ц. (Л. Дьяконов.)

Части слова.

Выпишите слова в следующей последовательности: 1) основа слова равна корню; 2) в основу входят корень и суффикс; 3)в основу входят все значимые части слова. Цв.ты и лист(?)я прин.ли кр..сноватый .ттенок. Вдру.. брыз­нули з.л.тые лучи, и с.лнце п..к..залось над горизонтом. (К. Г. Паустовский.)

18


Использование игровых технологий на уроках русского языка.

Из огромного многообразия методов в особую группу выделяют методы стимулирования и мотивации учения. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности.

Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка.

Игра – это еще и важнейшее средство умственного воспитания. Знания, полученные в школе, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятным.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного.

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и

пунктуационных норм.

Игра «Справочное бюро».

Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учатся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит её.

Словарный диктант.

Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные): винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать.

Диктант – шутка.

Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.

* По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал

чокаться крюшоном.


19

Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу.

Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим.

Диктант-«молчанка».

Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний Он не может быть использован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол-...., пол... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочерёдно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные па них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т. д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол­-яблока, полсливы и т. д.

Лингвистический футбол.

Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант.

Этот прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро помнить для понимания новой темы, а учителю - тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала. Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.

Детям даётся установка:

- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.

1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)

2) В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет.)

3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых красивых домов есть определения. (Да.)

4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)

5)Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да.)

6) И — это схема сложносочиненного предложения с союзом. (Нет.) Итого ответов: 001010.


20

Найди пару.

Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.

1) Николай и не заметил,

надо прилежно учиться. 1 4

2) Скучен день до вечера,

установилась теплая, солнечная погода. 2 5

3) Чтобы получить хорошую профессию,
тихо шелестящих под ветром. 3 1

4) Которая бывает в начале сентября,

что стало светать. 4 2

5) Воздух пропитан ароматом трав,

ли делать нечего. 2 5

Умный редактор

Исправить предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, откуда, когда. Исправленные предложения записать, расставляя знаки препинания.

Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. - Город, где я родился...

1.Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инженера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

- Объяснить и исправить ошибки в построении предложений. Предложения записать в исправленном виде. 1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4.Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом, 7.Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через начиналась смена.

  • «Мягкая посадка».

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол.


21

Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю.

Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

  • «Третий лишний».

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

Например:

• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный); 
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное); 
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

Игра «Я работаю волшебником»

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

  • Игра «Помоги Пете Ошибкину».

Например:

1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, скоторой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?

2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово - сало», -объяснил он. Правильно ли это?

3) Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?

4) Ненавидел к тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.

5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?

6) Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?

7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?

8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?

9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово -рослый. А как надо?

  • Игра «По щучьему велению».

Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.


22

Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой –тся-, -тъся- в глаголах» и др.

  • Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках русского языка.

Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках русского языка. Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках русского языка мне помогают творческие формы проверки усвоение фактического материала - это кроссворды.

Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения - хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.

Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме. Кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста. Педагогически оправданным является использование таких кроссвордов, как составленные на базе основного программного материала с зашифрованными понятиями и терминами. В кроссвордах могут быть зашифрованы слова на какое-либо правило, изученное детьми и отрабатываемое на уроке повторения. Работа с кроссвордом не потребует от учителя каких-то особых усилий. Объяснив однажды учащимся, как их нужно решать, вы будете постепенно предоставлять ребятам всё большую самостоятельность, и результаты не заставят долго ждать: ребята очень быстро увлекаются этим занятием, появляется элемент соревновательности, и, как следствие, ребята начинают составлять свои собственные кроссворды и предлагают их для решения на уроке. Отличительной особенностью кроссвордов является то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной деятельности даже не самых трудолюбивых учеников.

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно». В каких формах можно предложить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, которые могут подсказать учителю, как разнообразить задания.

  • «Составь текст и озвучь его».

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3


23

минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы.

Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5-й класс».)

Вариант текста, составленного из предложенных слов.

Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:

- Ты чего звонишь?

- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[и'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.

Подобное задание может быть несколько видоизменено: учитель предлагает учащимся тему (например, «Научное исследование» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.

  • «Пригласи на обед».

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

  • «В эфире - новости».

Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.

Лексико-фразеологические игры.

  • «Собери фразеологизм».

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы:

- Куда Макар телят не гонял. 
- Как в воду канул. 
- Ветер свистит в карманах. 
- На языке вертится. 

24

- В ежовых рукавицах.

  • «Угадай-ка».

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».

  • «Собери пословицу».

1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.

1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.

2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).

3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.

4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.

5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

  • Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.

1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.

2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.

3) Волков бояться - друга обмануть.

4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.

5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.

6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.

Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.

  • Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно.

Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.

1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.

2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).

3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).

4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).

Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.

  • Акростих.

Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.

К

Кануть в лету

О

Обетованная земля

С

Сорвать маску

М

Мозолить глаза

О

От доски до доски

С

Сбросить иго




25



Рефлексия на уроках русского языка.

Что такое рефлексия?

– базовый механизм сознания. (Дж. Локк)

– сущность мышления. (В.Гумбольдт)

– опосредование вообще. (Г.Гегель)

– механизм перескоков между «пустыми местами» мышления. (Г.П.Щедровицкий)

– установление отношений по содержанию. (Н.Г.Алексеев)

– функция человеческой активности. (С.В.Попов)

Для чего нужна рефлексия?

- для различения и удержания разного (отвечает за существование);

- для поддержания актуальности мира;

- для обеспечения «умственного здоровья»;

- для развития;

Условия появления рефлексии:

- когда нужно установить отношения между разнородными сущностями;

- когда двигаться надо, но двигаться дальше не можешь;

- когда задают рефлексивные вопросы (как? за счёт чего?);

- когда хочешь что-то понять, чтобы сделать.

(через рефлексию понятое переводится в действие).

Зачем?

Для обучающихся:

  • подведение итогов (что узнали? как работали?)

  • Обобщение результатов

  • Выяснение впечатлений

  • Оглянуться на все произошедшее

  • Оценить путь

  • Отметить успехи, достижения

  • Обрисовать перспективы движения

Для педагога:

  • оценка собственной работы;

  • выводы о необходимости корректировки программы, методов…

Рефлексия на практике.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Размышление позволяет:

1.осмыслить всю полученную информацию;

2.присвоить новое знание;

3.сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.


26

Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения:

- разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;

- карточки с изображением лиц;

- цветовое изображение настроения.

Прием рефлексии «Солнышко».

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Прием рефлексии «Цепочка пожеланий».

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

Состояние +10 состояние.

Интерес, Скука, Азарт, Апатия, Защищенность, Беззащитность, Самостоятельность, Подчиненность Удовлетворенность, Неудовлетворенность, Чувство успеха, Чувство неудачи, Радость общения,Чувство одиночества, Уверенность, Неуверенность, Подъем настроения,Спад настроения, Чувство новизны, Ощущение стандартности.

  • от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий;

  • от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме;

  • от 0,6 и выше – высокий. Индекс удовлетворенности уроком.

Прием рефлексии «Одним словом».

Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке: Раздражение Злость Радость Равнодушие. Удовлетворение Вдохновение Скука. Тревога. Покой. Уверенность Неуверенность. Наслаждение.

Рефлексия деятельности на уроке «Лестница успеха».

Знаю….. Понимаю….. Умею…..

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.


27

Техника "Мишень".

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.


Прием рефлексии «Выбор».

Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:

1. Я считаю, что занятие было интересным___________________скучным.

2.Я научился многому_______________________малому.

3. Я думаю, что слушал других внимательно__________________невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии часто_________________________редко.

5. Результатами своей работы на уроке я доволен______________________не доволен.

Прием рефлексии «Незаконченное предложение».

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что… теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел… я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни… мне захотелось…


28

Прием рефлексии
«Аргументация своего ответа».

1.На уроке я работал……..потому что………

2.Своей работой на уроке я………

3.Урок для меня показался…….

4.За урок я…..

5.Мое настроение……..

6.Материал урока мне был………

Рефлексия в форме анкетирования.

1.На уроке русского языка я узнал(а)_________________________ понял(а)_________________________

научился (-лась)__________________

2. Лучше всего на уроке у меня выходило__________________________

3. Основные трудности у меня были______________________________

4. Во мне произошли изменения…………..

а) в знаниях по предмету

б) в умении чувствовать

в) в моих творческих способностях

г) в умении осознавать собственную деятельность

Прием рефлексии «Плюс – минус – интересно».

Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение.

В графу + записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.

В графу – учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу интересно (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Лист Самоконтроля.

Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания

Отметка




Бортовой журнал.

Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут


29

заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.



Дневник.

Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).

Синквейн.

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского 5. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).


Прием «Кластер».

  • 1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.

  • 2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.

  • 3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.


Рефлексия “Острова”.

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных

"островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о.

30

Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Карта островов вывешивается на доске и каждому ученику предлагается разместить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после урока. Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта анализируется вместе со всеми участниками. С помощью подобной рефлексии возможно определить изменения в эмоциональном состоянии участников студии.

















31

Заключение.

Процесс обучения - процесс двусторонний; для успеха требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, их желание овладеть передаваемыми учителем знаниями, умение запоминать и надолго сохранять в памяти изученный материал.

Данное методическое пособие может быть использовано учителями русского языка и литературы при планировании занятий в 5 классе с учётом индивидуальных особенностей школьников.

Правильно распределить учебную нагрузку при составлении календарно-тематического планирования, в соблюдении плотности урока и дозировки при составлении поурочного плана конспекта.

Считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство из них испытали и осознали притягательные стороны русского языка, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей обучения русского языка.





























32

Список использованной литературы.

  1. Русский язык. 5 класс. М. Р. Кондубаева, Ф. Г. Брулева, Т. А. Абжанова, В. К. Павленко, Т. М. Марюхина, С. Б. Бегалиева. 2005 г.

  2. Энциклопедия Википедия.

  3. Сборник словесных игр по русскому языку. 2004 г.

  4. Журнал «Русский язык в Казахстанской школе». 2015 г.

  5. Русский язык. 5 класс. Разумовская М.М. Леканта П.А. 2010 г.

  6. Русский язык. 5 класс. Флоренская Э.А., Габович Ф.Е., Шмелёва Е.Я. 2013 г.

  7. Русский язык. 5 класс. Т.А. Ладыженская. 2008 г.

  8. Л.И. Журавлева. Практикум. Орфография. Пунктуация. 2008 г.

  9. Русский язык. 5 класс. Полякова Т.М.

  10. Русский язык. 5 класс. Григорьевна Г. Г., Борисенко Н. А.






























33


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тематическое планирование уроков по русскому языку в 5 классе.

Автор: Мельник Наталья Николаевна

Дата: 11.05.2015

Номер свидетельства: 210059

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Календарно-тематическое планирование уроков " Русский язык" во 2 классе. Программа "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(99) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-russkii-iazyk-vo-2-klassie-proghramma-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "193350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427629462"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе по системе Л.В.Занкова "
    ["seo_title"] => string(126) "rabochaia-proghramma-i-kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-russkogho-iazyka-v-1-klassie-po-sistiemie-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "108847"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403878682"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе. УМК "Перспектива""
    ["seo_title"] => string(80) "kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_urokov_russkogo_iazyka_v_3_klasse_umk_pers"
    ["file_id"] => string(6) "564400"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1606279739"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Тематическое планирование уроков. Русский язык. 7 класс"
    ["seo_title"] => string(59) "tiematichieskoie_planirovaniie_urokov_russkii_iazyk_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "427285"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504553603"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_i_kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_urokov_russkogo_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "518888"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1567320785"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства