kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Фразеологизмы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фразеологизмы легко распознать, если они содержат необычные слова или имена собственные: бить баклуши, филькина гра­мота. Но есть фразеологизмы, не столь явно заметные в речи: передать привет, держать слово и др. Смысл этих выражений под­сказывает их единство, неразложимость. Нельзя же задать вопрос: передай что? привет; держи что? слово. Первое из этих выражений обыграно в мультфильме «Привет мартышке»,  где удав передал мартышке через слоненка привет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Фразеологизмы».»

Калинина Наталья Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 станицы Переправной Мостовского района Краснодарского края.



Тема: «Фразеологизмы».

Цель: познакомиться с фразелогизмами, их синтаксической ролью.

Задачи:- расширять представление учащихся о фразеологизмах;

- развивать навыки работы с толковыми словарями, умение

само­стоятельно изучать материал;

-употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения,

воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Лингвистическая минутка. На доску спроецированы предложения:

А) Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов и топи блаж

Вознесся пышно, горделиво.

Б )В древние времена словом «сань» называли змею. От этого слова и произошло название «сани». Ведь сани как бы ползут по снегу, оставляют следы, похожие на след змеи.

--Найти устаревшие слова, выписать в тетрадь.

--На какие две группы делятся устаревшие слова?

--Чем отличаются архаизмы от историзмов?

--В данных предложениях найти предложения с однородными членами предложения, построить их схемы, объяснить знаки препинания.

3. Объяснение нового материала.

(Чтение теоретического материала в учебнике § 22, с. 46.)

Фразеологизмы легко распознать, если они содержат необычные слова или имена собственные: бить баклуши, филькина гра­мота. Но есть фразеологизмы, не столь явно заметные в речи: передать привет, держать слово и др. Смысл этих выражений под­сказывает их единство, неразложимость. Нельзя же задать вопрос: передай что? привет; держи что? слово. Первое из этих выражений обыграно в мультфильме «Привет мартышке», где удав передал мартышке через слоненка привет.

4. Закрепление нового материала. Работа по теме урока

1)Выполнение упражнений

Упр. 97: чтение предложений с фразеологизмами.

Упр.98:чтение, обсуждение вопросов, объяснение значений диалектизма и фразеологизмов.

Упр. 99 (устно).

Упр. 100

Фразеологизм в предложении является одним членом, его составляющие неразложимы.

Упр. 101: выразительное чтение, работа с толковыми словарями.

Фразеологизмы: вышел грех, подняли тревогу, дали отставку, и ухом не ведет.

2) Работа с фразеологическим словарем.

В толковых словарях фразеологизмы надо искать по ключевому слову, в данном случае: грех, тревога, отставка, ухо. Обычно фразеологизмы помещаются в конце соответствующей словарной статьи.

Физкультминутка.

3) Следующие задания спроецированы на доску.

Лексическая работа.

А) Объясните значение фразеологизмов, подберите к ним си­нонимы и антонимы.

Кожа да кости(худой, полный, толстый), кот наплакал(мало, много), кровь с молоком(здоровый, болезненный), медвежий угол(глушь, людное место).

Б) К данным фразеологизмам подобрать синонимы.

Висеть на телефоне (долго разговаривать), развесить уши (заслушаться), вешать нос(тосковать, грустить),ломать голову(думать), звезда первой величины(известный человек), взять себя в руки(успокоиться), водить за нос(обманывать), кривить душой(говорить неправду), считать ворон(отвлекаться), сматывать удочки(убегать).

В) К данным фразеологизмам подобрать антонимы.

Давать волю языку(держать язык за зубами), засучив рукава(спустя рукава),повесить нос(воспрянуть духом), за тридевять земель(рукой подать), душа в душу (как кошка с собакой), гладить по шерсти ( гладить против шерсти)

Г) Найти предложение с фразеологическим оборотом, подчеркнуть как член предложения, построить схему последнего предложения, объяснить знаки препинания.

--Врач назначил больному прием лекарств через час по чайной ложке.

--Девочка болела, и мама носила ее на руках.

5.Итоги урока.

6.Рефлексия (смайлики).

7.Домашнее задание

  1. § 22

  2. Упр. 102.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Тема: «Фразеологизмы».

Автор: Калинина Наталья Дмитриевна

Дата: 27.11.2015

Номер свидетельства: 259137

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока по теме: "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-po-tiemie-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "113601"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410550556"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114818"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411668938"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока на тему Фразеологизмы "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy-1"
    ["file_id"] => string(6) "121704"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414054002"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства