Фразеологизмы легко распознать, если они содержат необычные слова или имена собственные: бить баклуши, филькина грамота. Но есть фразеологизмы, не столь явно заметные в речи: передать привет, держать слово и др. Смысл этих выражений подсказывает их единство, неразложимость. Нельзя же задать вопрос: передай что? привет; держи что? слово. Первое из этих выражений обыграно в мультфильме «Привет мартышке», где удав передал мартышке через слоненка привет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Фразеологизмы».»
Калинина Наталья Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 станицы Переправной Мостовского района Краснодарского края.
Тема: «Фразеологизмы».
Цель:познакомиться с фразелогизмами, их синтаксической ролью.
Задачи:- расширять представление учащихся о фразеологизмах;
- развивать навыки работы с толковыми словарями, умение
самостоятельно изучать материал;
-употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения,
воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Лингвистическая минутка. На доску спроецированы предложения:
А) Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов и топи блаж
Вознесся пышно, горделиво.
Б )В древние времена словом «сань» называли змею. От этого слова и произошло название «сани». Ведь сани как бы ползут по снегу, оставляют следы, похожие на след змеи.
--Найти устаревшие слова, выписать в тетрадь.
--На какие две группы делятся устаревшие слова?
--Чем отличаются архаизмы от историзмов?
--В данных предложениях найти предложения с однородными членами предложения, построить их схемы, объяснить знаки препинания.
3.Объяснение нового материала.
(Чтение теоретического материала в учебнике § 22, с. 46.)
Фразеологизмы легко распознать, если они содержат необычные слова или имена собственные: бить баклуши, филькина грамота.Но есть фразеологизмы, не столь явно заметные в речи: передать привет, держать словои др. Смысл этих выражений подсказывает их единство, неразложимость. Нельзя же задать вопрос: передайчто? привет; держичто? слово.Первое из этих выражений обыграно в мультфильме «Привет мартышке», где удав передал мартышке через слоненка привет.
4. Закрепление нового материала. Работа по теме урока
1)Выполнение упражнений
Упр. 97: чтение предложений с фразеологизмами.
Упр.98:чтение, обсуждение вопросов, объяснение значений диалектизма и фразеологизмов.
Упр. 99 (устно).
Упр. 100
Фразеологизм в предложении является одним членом, его составляющие неразложимы.
Упр. 101: выразительное чтение, работа с толковыми словарями.
Фразеологизмы: вышел грех, подняли тревогу, дали отставку, и ухом не ведет.
2) Работа с фразеологическим словарем.
В толковых словарях фразеологизмы надо искать по ключевому слову, в данном случае: грех, тревога, отставка, ухо. Обычно фразеологизмы помещаются в конце соответствующей словарной статьи.
Физкультминутка.
3) Следующие задания спроецированы на доску.
Лексическая работа.
А) Объясните значение фразеологизмов, подберите к ним синонимы и антонимы.
Кожа да кости(худой, полный, толстый), кот наплакал(мало, много), кровь с молоком(здоровый, болезненный), медвежий угол(глушь, людное место).
Б) К данным фразеологизмам подобрать синонимы.
Висеть на телефоне (долго разговаривать), развесить уши (заслушаться), вешать нос(тосковать, грустить),ломать голову(думать), звезда первой величины(известный человек), взять себя в руки(успокоиться), водить за нос(обманывать), кривить душой(говорить неправду), считать ворон(отвлекаться), сматывать удочки(убегать).
В) К данным фразеологизмам подобрать антонимы.
Давать волю языку(держать язык за зубами), засучив рукава(спустя рукава),повесить нос(воспрянуть духом), за тридевять земель(рукой подать), душа в душу (как кошка с собакой), гладить по шерсти ( гладить против шерсти)
Г) Найти предложение с фразеологическим оборотом, подчеркнуть как член предложения, построить схему последнего предложения, объяснить знаки препинания.
--Врач назначил больному прием лекарств через час по чайной ложке.