ЦЕЛИ: 1. формировать навык правописания большой буквы в именах собственных, решить орфографическую задачу - зачем нужно знать алфавит;
2. учить пользоваться словарем, расширение кругозора и развитие связной устной речи учащихся;
3. развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю), самооценку, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словами, умение анализировать, сравнивать, классифицировать;
4. воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее;
5. добиваться успешности учащихся в овладении речью путем логопедической зарядки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: Большая буква в именах собственных.»
ТЕМА: Большая буква в именах собственных.
ЦЕЛИ: 1. формировать навык правописания большой буквы в именах собственных, решить орфографическую задачу - зачем нужно знать алфавит;
2. учить пользоваться словарем, расширение кругозора и развитие связной устной речи учащихся;
3. развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю), самооценку, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словами, умение анализировать, сравнивать, классифицировать;
4. воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее;
5. добиваться успешности учащихся в овладении речью путем логопедической зарядки.
ХОД УРОКА:
МИНУТА ВХОЖДЕНИЯ В УРОК. (Дети стоят в кругу).
- Ребята! Прежде чем мы с вами начнем работу, давайте поставим правильное речевое дыхание и разомнем наш язычок.
1) Релаксация и дыхательная гимнастика.
- Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «ы-ы-ы».
- А сейчас превратимся в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачивайте ими. Березы поют высоким голосом: «и-и-и». (Инструкция перед произнесением звука – забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).
2) Артикуляционная гимнастика.
Статические упражнения для языка: «чашечка», «иголочка», «горка» (чередование)
Динамические упражнения для языка: «маятник», «качели» (по 6 раз).
Массаж языка: покусывание языка при движении его вперед-назад (по 6 счетов)
П. ОРГМОМЕНТ. (Дети садятся по группам).
- Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Сегодня мы будем работать в группах. О чем мы должны помнить, общаясь друг с другом? (Вежливо обращаться друг к другу. Выслушивать мнение каждого, не перебивая. Доказывать свои версии. В группе ответы дает каждый. Быть внимательным друг к другу. Умеешь сам – научи другого)
Ш. ЧИСТОПИСАНИЕ.
- Запишите в тетрадях число. Урок начнем с минутки чистописания. Я показываю на доске, вы за мной в воздухе, а потом записываете в тетрадях.
САМООЦЕНКА.
- Под самым красивым соединением букв поставьте точку.
1У. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
- Прочитайте слова . (карточки со словами на доске).
Москва, Россия, граждане, Отечество, алфавит, человек.
- Какое слово лишнее? Почему? (алфавит – не гражданская тематика, граждане – множественное число и одушевленное существительное…)
- На какие две группы можно разделить слова? Докажите.
( Имена собственные и нарицательные).
По одному ученику у доски по ходу рассуждения расставляют карточки со словами, разбивая на две группы, а остальные выражают свое согласие или несогласие с помощью сигнальных карточек (+, -, ?).
У. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
- Прочитайте вторую группу слов, Сформулируйте тему урока.
(Большая буква в словах).
- Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку?
(Научиться писать большую букву в словах)
- Отгадайте загадку:
На странице букваря
33 богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей.
- Правильно, это алфавит. Другая цель нашего урока – повторить и закрепить знания порядка букв русского алфавита.
Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке ( по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия, при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов ( перечней изданий).
Как вы считаете, удобно ли это? Почему?
Рассматривание различных словарей. (орфографические, этимологические (толковые), и др)
Но какими бы ни были словарь и энциклопедия, слова, информация в них располагаются строго в алфавитном порядке!
- Молодцы, ребята! Теперь можно и отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА. (Дети становятся в круг).
- Отдохнем мы, ребята, с пользой для нашего дыхания.
Мы подуем далеко: с-с-с.
Мы подуем близко: з-з-з.
Мы подуем высоко: с-с-с.
Мы подуем низко: з-з-з
(Инструкция для выполнения: перед произнесением звука – забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).
УШ. О СЛОВАХ-ИМЕНАХ.
1. Беседа.
- Как вы думаете, что есть у каждого человека, живущего на Земле? (Имя).
- Откуда пришли ваши имена?
2. Рассказ учителя.
В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена.
Очень легко понять, что они значат. Владимир – владеет миром. А Людмила? Светлана? А еще в русском языке есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имен тоже есть значения. Кто знает значение своего имени и откуда оно пришло?
3. Имена учеников и их значения.
1Х. РАБОТА В ГРУППАХ. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
Группы получают задание: встать в алфавитном порядке по именам.
Проверка. Одна группа объясняет, остальные группы проверяют сигнальными карточками.
Х. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.
1. упражнение 148, страница 93.
- Как пишутся имена людей?
Вывод: Имена людей – это имена собственные. Они пишутся с большой буквы.
2. Имена могут быть полными и сокращенными. Запишите слова парами: полное и сокращенное.
Саша, Алеша, Нина, Дмитрий.
- Какое имя осталось без пары? У какого имени два сокращенных имени? (Дмитрий, Дима, Митя).
- В книге Л.Лагина «Старик Хоттабыч» героя зовут Волька. А как звучит его полное имя? (Владимир)
Х1. ЗАГАДКИ НАШЕГО ЯЗЫКА.
1. Напишите имена:
- имеющие двойную согласную (Анна, Инна, Геннадий, Алла, Жанна…).
- принадлежащие и девочкам, и мальчикам (Женя, Саша, Валя, Сима…)
- образовавшиеся от названия цветов (Лилия, Роза)
2. Кто такие тезки? (Люди, которые носят одинаковые имена).
- Есть ли тезка у тебя в классе?
ХП. ИТОГ УРОКА.
- Подведем итог нашего урока. Чему он нас научил?
- Что запомнилось и заинтересовало на уроке больше всего?
ХШ. РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ СОБСТВЕННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).
- Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?
- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы:
1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;
2) разобрались с темой урока;
3) умеете применять свои знания.
(Сидят за партами – плохо, слабо;
Просто стоят – хорошо;
Стоят, руки вверх – отлично).
ХIV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор).
1) Сочинить историю о возникновении своего имени.
2) Упражнение 149 страница 94 (записать имена девочек и мальчиков класса по алфавиту).