Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Обособленные члены предложения.»
Урок русского языка в 8 классе
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ учащегося 8 класса к уроку по теме «Обособленные уточняющие члены предложения»
Цель урока (использовать ключевые слова)
Осмыслить_________________________________
Повторить_________________________________
Отработать________________________________
Летом 1831 года живший в Царском Селе Пушкин написал замечательную «Сказку о царе Салтане». Эту чудесную сказку задумал воплотить в камне петербургский скульптор В.Ф. Богатырев много лет проработавший на образами пушкинской сказки. Форма избранная им - декоративный фонтан. Он вылепил фигуру Царевны Лебедя освобождающейся от волшебных чар и вступающей в новый мир. Он создал горельефы изображающие царевича Гвидона и богатырей выходящих на каменную гряду. Заинтересовавшись необыкновенным скульптурным произведением специалисты завода белокаменного литья решили отлить его в долговечном красивом камне. Это произведение, красивое и оригинальное, находится в городе Сочи.
1. Уточняющим будет считаться такой член предложения, который, находясь после своего синтаксического аналога, будет сужать передаваемое понятие или ограничивать его в каком-то отношении. Иными словами, уточняющее обстоятельство времени должно идти после обстоятельства времени, определение – после определения, но смысл второго должен быть уже и конкретнее первого. В роли уточняющих членов выступают обстоятельства места, времени, образа действия, определения и приложения.
2. Работа с таблицей:
Условия обособления уточняющих членов предложения
Примеры
2. Обстоятельства времени могут быть выражены местоименными словами: тогда, потом, теперь. В этом случае идущее далее обстоятельство времени обособляется, так как конкретизирует время действия
– Тогда, в детстве, даже мороженое казалось слаще. На другой день, 15 марта, была назначена итоговая контрольная работа.
3. Обстоятельства места также могут быть выражены очень неопределенно: там, оттуда, везде. Стоящие после них обстоятельства места будут уточняющими – Часто уточняющим обстоятельством места будет точное название местности по отношению к более широкому району
Там, в Москве, Татьяна нашла свою судьбу. Сверху, со смотровой площадки, город кажется нарисованным.
– Я жил тогда в Испании, в Барселоне. Они каждое лету отдыхают в Европе, в Австрии. Он получил квартиру на юге Москвы, в Тропарево.
4. Обстоятельства образа действия уточняются, так как несут дополнительную информацию об образе совершения действия, причем эта информация имеет более конкретный характер
– Она одевалась уныло, по-старушечьи. Только так, в тишине, она могла работать.
5. Определения обособляются, если имеют смысл более конкретный, чем уточняемое определение (согласованное), которое выражает признак в его общем виде. Уточняющие определения называют чаще всего цвет, размер, возраст
Она была в светлой, бледно-голубой, юбке. В комнату вошла молодая, лет восемнадцати, девушка.
6. Формальными средствами выделить уточняющий член предложения оказываются слова вернее, точнее, скорее, иначе(когда к ним можно добавить "говоря"), более того. Эти слова обособляются сами, стоящий после них уточняющий член не выделяется запятыми. Таким образом, эти слова оказываются вводными, что, собственно, и отражено пособиями. Слово скорее не обособляется в значениях "лучше сказать", "лучше", "охотнее"
Его честность, точнее, его правдивость не давала ему возможность хитрить. Я сразу же понял, вернее, почувствовал свою причастность к происходящему.
Его не обрадовал, а скорее удивил её комментарий. Она скорее согласилась бы уволиться, но не выполнить абсурдное требование начальницы.
3. Приведем в качестве примера текст, на котором можно рассмотреть разные случаи обособления уточняющих членов:
Обычно учреждения работают в предпраздничные дни с 10.00 до 15.00.Никто, точнее, большинство из людей предпочел бы в такие дни не работать вовсе, ведь надо навести порядок в доме, приготовить праздничный обед, более того, привести себя в порядок. В главном офисе компании "Весь мир" 31 декабря дежурила молоденькая незамужняя секретарша, (запятая факультативна, учитывая конец предложения, можно воспользоваться тире или обойтись без знака препинания) Лидочка Сергеева. Она должна была отправить подтверждения на приезд групп наших туристов в теплые страны, Испанию и Грецию, для встречи праздника под горячими лучами солнышка. Там, на курорте, встреча Нового года должна была стать для кого-то особенным, незабываемым (может быть как однородным членом предложения, так и уточняющим) праздником. Лидочка побывала в Испании весной, в мае, и сейчас, в разгар холодной зимы, с удовольствием вспоминала эту поездку. Сегодня девушка отправляла факсы без привычной зависти, с жалостью. Уже неделю, с 23 декабря, новостные программы сообщали о невиданном похолодании в Европе, особенно в Афинах и в Барселоне. Отсюда, из замерзшей Москвы, их минус один кажется смешным, но им, беднягам, (обособленно приложение при личном местоимении) наверное, грустно. Хлопнула дверь и в комнату вошла подруга Лиды, Катя Петрова, девушка лет двадцати пяти. По случаю праздника она была в нарядном, светло-голубом, платье. Обычно она одевалась по-деловому, блекло и серо. С порога Катя начала шумно, громко и визгливо, рассказывать что-то смешное про коллег по работе. Лида нахмурилась: она могла работать только в тишине, спокойно и не отвлекаясь, и не любила участвовать в этих глупых и бессмысленных (в данном случае возможно обособление определений после "этих" в качестве авторского знака, правила это позволяют) разговорах. Поэтому Лидочка прервала свою подругу и перевела разговор на проблемы Европы, вернее, её южных стран. Через полчаса, примерно в полдень, Лида с помощью Катюши закончила отправлять факсы и присоединилась к шумной, молодой и веселой, толпе своих сослуживцев. Работа на сегодня подошла к концу и сотрудники туристической фирмы приступили к совместному празднованию радостного, веселогои всеми любимого праздника.
Приведенный текст показывает некоторые типичные случаи употребления в речи уточняющих членов предложения.
Конструирование предложений
Почему в этих предложениях причастный оборот не выделяется запятыми? Перестройте предложения так, чтобы причастный оборот необходимо было выделить запятыми.
В коридоре ребята увид..ли стоящую перед (стен)газетой толпу._______________________________
Окаймленная лесом поляна выгляд..т совсем (по)летнему.