Человек лишь там чего-то добивается,где он сам верит
в свои силы. (Л.Фейербах)
-Найдите грамматические основы предложений. Какое это предложение? Какой союз их связывает? Составьте схему. Раскройте смысл высказывания.
-Пусть это высказывание будет эпиграфом к нашему уроку.
2.3. Повторение пройденного материала. Подготовка к восприятию нового материала.
- Перед тем,как приступить к работе,давайте познакомимся с новыми словами,так как они нам очень пригодятся.
Словарно-лексическая работа: хаос- в древнегреческой мифологии: стихия,
якобы существовавшая до возникновения
мира,земли с ее жизнью;
хаос-беспорядок,неразбериха;
разум-высшая ступень познавательной
деятельности человека,способность логи-
чески мыслить,ум,интеллект;
тема-то,о чем говорится в тексте;
идея-главная мысль произведения,выража-
ющая отношение автора к изображаемой
действительности.
Вопрос: найдите в данных высказываниях изученные вами частицы.К какому разряду они относятся?Какие частицы относятся к отрицательным? Какие к формообразующим? Почему они так называются? Так что же такое частицы?
Тех,кто,жизнь прожив,от жизни
Не научится уму,
Никакой учитель в мире
Не научит ничему. (Рудаки)
Мудрецом или мыслителем можно назвать только того,кто соединяет в себе любовь и правду. Без подобных людей мир превратился бы в хаос.
Твердость духа и воля- основа настоящего характера. Пусть же они служат разуму и чести человеческой Пусть повелителем для всех будет Солнце.
Вывод: частица-это.
4. Усвоение новых знаний.
-Необходимо вникнуть в смысл высказываний и подчеркнуть неизвестные вам частицы в каждом предложении.
Задания по группам: каждой группе составить по 2 предложения.
Задание:прочтите эти же предложения без частиц. В чем разница между предложениями с частицами и без? Какой оттенок они вносят в предложения?
1.Великие мудрецы давно заметили:каждый лентяй труслив и безволен; безвольный же человек всегда хвастлив.
2. Все лучшие человеческие качества рождаются сердцем. Даже торопливость идет от сердца.
3.-Послушай,Наука!-сказала Сила.- Ты ведь знаешь,что без упорного труда нельзя достичь ни мастерства,ни богатства. Только я оберегаю от легкомыслия. Лишь я не даю им падать духом.
4. Хочется уважать умных,но не сыскать в степи благородных и совестливых. Разве достойны они человеческого внимания.
5. Всегда ли осуждается стремление к богатству?
6.Именно сердце чувствует Бога, а не разум. Вот что такое вера.
7.Лишь трудом достигается чувство собственного достоинства.
Вывод:это модальные частицы. Их главная роль- вносить дополнительные оттенки в значения других слов,групп слов и предложений. По значению частицы делятся на :
-усилительные: же,ведь,да,все,все-таки,даже и,то,уж,даже,еще,ну,ни и др;
Информация к сведению: роль частиц в тексте весьма велика: они уточняют,выделяют, усиливают те слова,которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания. Количество частиц не так велико,но частота их употребления особенно в первой сотне самых частотных слов довольно заметна. Так,в 100 самых частотных слов входит 11 частиц(не,же,вот,только,еще,уже,ну,ни,даже,ли,ведь).
-Чтение высказывания Н. Шанского о значении частиц(рабочая тетрадь,
стр 56,упр 129)
При помощи частиц в высказывании что-то уточняется,выделяется,отрицается,выражается сомнение в чем-то,удивление по поводу сообщаемого, так или иначе оценивается содержание высказывания.
5.Первичное усвоение нового материала.
1. ДМ-по картинкам (рисунки с изображением чувств сомнения,указания,вопроса,восклицания)составить предложения с частицами.
2. ДМ- а теперь давайте найдем правильную тропинку. Надо отнести частицы в соотвествующий разряд по значению.(на интерактивной доске)
Усиление что за, -ка
Уточнение вряд ли
Указание разве,неужели
Вопрос вон(а вон), вот (а вот)
Сомнение только,именно
Усиление едва ли
Смягчение
требования же
ДМ-1 группе:среди других частей речи найди модальные частицы:
1.ДМ-1группе составить диалог с использованием частиц, 2 группе-составить текст-обращение к одноклассникам,3группе-составить текст-рассуждение на тему: какими качествами должен обладать сегодняшнийученик?
2.ДМ-анализ текста:определить тему,идею,найти частицы и определить их разряд.
Звучит отрывок из рассказа «Слава Матери!» из «Сказок об Италии».
Я,раб божий Тимур,говорю что следует! Вот – сидит предо мною женщина,каких тьмы, и она возбудила в душе моей чувства,неведомые мне. Говорит она мне,как равному, и она не просит,а- требует. И я вижу,понял я,почему так сильна эта женщина, она любит, и любовь помогла ей узнать,что ребенок ее- искра жазни, от которой может вспыхнуть пламя на многие века. Разве все пророки не были детьми?
Люди-это всегда дети своих матерей,сказала она,-ведь у каждого есть
Мать,каждый чей-то сын,даже и тебя,старик,родила женщина!
Тема-материнская любовь
Идея- трепетное отношение к Матери.
7. Выводы. Инструктаж домашней работы. Составить текст-выступление перед аудиторией с использованием частиц на тему: зачем современному ученику знание языков?
Выставление оценок.
Человек лишь там чего-то добивается,где он сам верит
в свои силы. (Л.Фейербах)
-Найдите в этом высказывании знакомую частицу.
8.Рефлексия.
Продолжите мысль: я узнал,что.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Человек лишь там чего-то добивается,где он сам верит
в свои силы. (Л.Фейербах)
-Найдите грамматические основы предложений. Какое это предложение? Какой союз их связывает? Составьте схему. Раскройте смысл высказывания.
-Пусть это высказывание будет эпиграфом к нашему уроку.
2.3. Повторение пройденного материала. Подготовка к восприятию нового материала.
- Перед тем,как приступить к работе,давайте познакомимся с новыми словами,так как они нам очень пригодятся.
Словарно-лексическая работа: хаос- в древнегреческой мифологии: стихия,
якобы существовавшая до возникновения
мира,земли с ее жизнью;
хаос-беспорядок,неразбериха;
разум-высшая ступень познавательной
деятельности человека,способность логи-
чески мыслить,ум,интеллект;
тема-то,о чем говорится в тексте;
идея-главная мысль произведения,выража-
ющая отношение автора к изображаемой
действительности.
Вопрос: найдите в данных высказываниях изученные вами частицы.К какому разряду они относятся?Какие частицы относятся к отрицательным? Какие к формообразующим? Почему они так называются? Так что же такое частицы?
Тех,кто,жизнь прожив,от жизни
Не научится уму,
Никакой учитель в мире
Не научит ничему. (Рудаки)
Мудрецом или мыслителем можно назвать только того,кто соединяет в себе любовь и правду. Без подобных людей мир превратился бы в хаос.
Твердость духа и воля- основа настоящего характера. Пусть же они служат разуму и чести человеческой Пусть повелителем для всех будет Солнце.
Вывод: частица-это....
4. Усвоение новых знаний.
-Необходимо вникнуть в смысл высказываний и подчеркнуть неизвестные вам частицы в каждом предложении.
Задания по группам: каждой группе составить по 2 предложения.
Задание:прочтите эти же предложения без частиц. В чем разница между предложениями с частицами и без? Какой оттенок они вносят в предложения?
1.Великие мудрецы давно заметили:каждый лентяй труслив и безволен; безвольный же человек всегда хвастлив.
2. Все лучшие человеческие качества рождаются сердцем. Даже торопливость идет от сердца.
3.-Послушай,Наука!-сказала Сила.- Ты ведь знаешь,что без упорного труда нельзя достичь ни мастерства,ни богатства. Только я оберегаю от легкомыслия. Лишь я не даю им падать духом.
4. Хочется уважать умных,но не сыскать в степи благородных и совестливых. Разве достойны они человеческого внимания.
5. Всегда ли осуждается стремление к богатству?
6.Именно сердце чувствует Бога, а не разум. Вот что такое вера.
7.Лишь трудом достигается чувство собственного достоинства.
Вывод:это модальные частицы. Их главная роль- вносить дополнительные оттенки в значения других слов,групп слов и предложений. По значению частицы делятся на :
-усилительные: же,ведь,да,все,все-таки,даже и,то,уж,даже,еще,ну,ни и др;
Информация к сведению: роль частиц в тексте весьма велика: они уточняют,выделяют, усиливают те слова,которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания. Количество частиц не так велико,но частота их употребления особенно в первой сотне самых частотных слов довольно заметна. Так,в 100 самых частотных слов входит 11 частиц(не,же,вот,только,еще,уже,ну ,ни,даже,ли,ведь).
-Чтение высказывания Н. Шанского о значении частиц(рабочая тетрадь,
стр 56,упр 129)
При помощи частиц в высказывании что-то уточняется,выделяется,отрицается,выражается сомнение в чем-то,удивление по поводу сообщаемого, так или иначе оценивается содержание высказывания.
5.Первичное усвоение нового материала.
1. ДМ-по картинкам (рисунки с изображением чувств сомнения,указания,вопроса,восклицания)составить предложения с частицами.
2. ДМ- а теперь давайте найдем правильную тропинку. Надо отнести частицы в соотвествующий разряд по значению.(на интерактивной доске)
Усиление что за, -ка
Уточнение вряд ли
Указание разве,неужели
Вопрос вон(а вон), вот (а вот)
Сомнение только,именно
Усиление едва ли
Смягчение
требования же
ДМ-1 группе:среди других частей речи найди модальные частицы:
1.ДМ-1группе составить диалог с использованием частиц, 2 группе-составить текст-обращение к одноклассникам,3группе-составить текст-рассуждение на тему: какими качествами должен обладать сегодняшнийученик?
2.ДМ-анализ текста:определить тему,идею,найти частицы и определить их разряд.
Звучит отрывок из рассказа «Слава Матери!» из «Сказок об Италии».
Я ,раб божий Тимур,говорю что следует! Вот – сидит предо мною женщина,каких тьмы, и она возбудила в душе моей чувства,неведомые мне. Говорит она мне,как равному, и она не просит,а- требует. И я вижу,понял я,почему так сильна эта женщина, она любит, и любовь помогла ей узнать,что ребенок ее- искра жазни, от которой может вспыхнуть пламя на многие века. Разве все пророки не были детьми?
Люди-это всегда дети своих матерей,сказала она,-ведь у каждого есть
Мать,каждый чей-то сын,даже и тебя,старик,родила женщина!
Тема-материнская любовь
Идея- трепетное отношение к Матери.
7. Выводы. Инструктаж домашней работы. Составить текст-выступление перед аудиторией с использованием частиц на тему: зачем современному ученику знание языков?
Выставление оценок.
Человек лишь там чего-то добивается,где он сам верит