I. Организационный момент.Психологический настрой (сформировать в группе атмосферу взаимной поддержки). Показ видеоролика.
Учитель раздает Лист самооценивания, стикеры, геометрические фигуры ученикам и просит сгруппироваться по геометрическим фигурам. ( геометрические фигуры: квадрат, треугольник).
Учитель: – Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, порадуемся нашей встрече. Помните: «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе».
II. Проверка домашней работы.
Игра «Карта бита» Учитель каждой группе раздает по пять карт, на которых написано по одному предложению, знакомит с правилом игры: В предложении качественное, относительное, притяжательное прилагательное. Это значит, что можно скинуть карты, в предложениях которых есть эти прилагательное. Каждый игрок имеет право скинуть только одну карту. Та команда, которая назвала неверно, забирает все скинутые карты.
- На дворе январь. Я вспомнила строки из стихотворения Михаила Дудина:
Чистейшего снега, белейшего снега
Зима отряхнула на рощу с разбега
И, пухом легчайшим на солнце блистая,
Пустила гулять по лесам горностая.
М. Дудин
III. Подготовка к восприятию новой темы.
– Ребята, может быть, эти строки подскажут вам тему нашего урока? Какие слова в этом стихотворении показались необычными? Да, тема нашего урока: «Степени сравнения прилагательных»
Живописная местность, жилищный отдел, широкое озеро, узкая шинель, вкусный щавель, чудесно себя чувствовать, чудовищные щупальца, чучело чайки, щучья пасть, прищуриться на солнце.
3. Игра «Волшебное яблочко» (На красной стороне яблока пишутся прилагательные сравнительной степени, а на зеленой – прилагательные превосходной степени). Ученики самостоятельно приводят примеры.
4. Работа по учебнику.
Упражнение 189. Спишите, образуя от имен прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени образуется от другой основы.
Чем (далекий) в лес, тем (большой) дров. Здоровье (дорогой) богатства. Маленькое дело (хороший) большого безделья. Ум да здоровье всего (дорогой). Грозен враг за горами, а (грозный) – за плечами. Знай (большой), а говори (малый). В гостях хорошо, а дома (хороший). (Ранний) начнешь, (ранний) и поспеешь. После работы еда (вкусный).
5. Физминутка
А теперь поиграем в игру «Хвастунишка», которая поможет проверить, умеете ли вы образовывать формы степеней сравнения. Например: я высокая – а я выше – а я самый высокий. Старайтесь использовать разные формы степеней сравнения. (Учитель называет положительную степень прилагательного, учащиеся – другие формы.)
Я счастливая (ый)
Я умная
Я красивая
Я спокойная
Я нежная
Я добрая
Я веселая
6. Игра «Аббревиатуры»
Y. Закрепление
1. Игра «Цифровое табло»
10
20
30
40
10
20
30
40
10
20
30
40
10
20
30
40
1. Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных.
Счастливый -
Прекрасный -
Громкий -
Крутой –
Чистый -
Густой –
2. Образуйте простую и составную форму сравнительной степени прилагательных.
Ужасный -
Плохой -
Ранний -
Простой –
Прилежный -
Удобный –
3. Образуйте простую форму превосходной степени прилагательных.
Счастливый -
Прекрасный -
Сладкий -
Добрый –
Крупный -
Интересный –
4. Образуйте простую и составную форму превосходной степени прилагательных.
1. С помощью каких суффиксов образуется простая превосходная степень имени прилагательного?
2. Как изменяются прилагательные в форме превосходной степени?
3. Почему нельзя употребить простую и составную форму превосходной степени одновременно?
4. Чем отличается сравнительная степень имени прилагательного от превосходной?
5.Игра «Кто хочет стать миллионером?» (Ученикам предлагаются 10 тестовых вопросов)
6. Семантическая карта.
YI. Стадия рефлексии. Вот и подошел наш урок к концу. Давайте вспомним цели урока. Они достигнуты? Всё ли вы узнали о степени сравнения? У кого есть вопросы по теме урока? Оцените, пожалуйста, наш урок, свою работу на уроке, работу своих товарищей, используя разные формы степеней сравнения прилагательных. Как вы считаете, чью работу на уроке сегодня необходимо оценить? Ученикам предлагается «Лестница успеха».
Ж и в о писная мес т ность, ж и лищный о тдел, ш и рокое оз е ро, у з кая ш и нель, вку сн ый щ а в е ль, ч у де сн о с е бя ч ув ствовать, ч у довищные щ у пальца, ч у чело ч а йки, щ у ч ь я пасть, прищ у рит ь ся на со л нце.
Работа по учебнику.
Упражнение 189.Спишите, образуя от имен прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени образуется от другой основы.
Чем (далекий) в лес, тем (большой) дров. Здоровье (дорогой) богатства. Маленькое дело (хороший) большого безделья. Ум да здоровье всего (дорогой). Грозен враг за горами, а (грозный) – за плечами. Знай (большой), а говори (малый). В гостях хорошо, а дома (хороший). (Ранний) начнешь, (ранний) и поспеешь. После работы еда (вкусный).
А теперь поиграем в игру «Хвастунишка», которая поможет проверить, умеете ли вы образовывать формы степеней сравнения.
Например: я высокая – а я выше – а я самый высокий.
Старайтесь использовать разные формы степеней сравнения.
(Учитель называет положительную степень прилагательного,
учащиеся – другие формы.)
Я счастливая (ый)
Я умная Я красивая Я спокойная Я нежная Я добрая Я веселая
40
30
10
20
10
30
40
20
20
40
10
30
40
30
20
10
Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных.
Счастливый -
Прекрасный -
Громкий -
Крутой –
Чистый -
Густой -
Образуйте простую и составную форму сравнительной степени прилагательных.
Ужасный -
Плохой -
Ранний -
Простой –
Прилежный -
Удобный -
Образуйте простую форму превосходной степени прилагательных.
Счастливый -
Прекрасный -
Сладкий -
Добрый –
Крупный -
Интересный -
Образуйте простую и составную форму превосходной степени прилагательных.
Отважный -
Вкусный -
Мудрый -
Злой –
Умный -
Интересный -
Распределительный диктант
Сравнительная степень
Превосходная степень
умнее
красивейший
теплее
сильнейший
светлее
умнейший
слаще
Больше
величайший
тяжелейший
глубже
великолепнейший
хуже
кратчайший
веселее
строжайший
Игра «Эстафета»(образовать простую сравнительную степень прилагательных)