● воспитательная – воспитать любовь к природе, к окружающему миру.
Лексическая тема: Природа осени.
Методы: групповая деятельность, творческая работа учащихся.
Ход урока:
I. Организационный момент
Побуждение – «мозговая атака» - побуждение к уроку.
Поля опустели,
И ливни рекою.
А это, скажи мне, время, какое? – Осень.
Без рук, без ног, под окном стучится – в дом просится – Ветер.
Какие две ноты растут в огороде? – Фасоль.
Название, какой птицы состоит из сорока а? – Сорока.
Летела стая уток. Одну убили. Сколько осталось? Одна, убитая.
II. Проверка домашнего задания
а) составить мини - -рассказ об осени. Каждая группа работает с определенными видами предложений:
I гр. – ССП с соединительными союзами,
II гр. – ССП с противительными союзами,
III гр. – ССП с разделительными союзами.
б) Разбор одного предложения.
в) Вопросы для повторения пройденного материала.
III. Объяснение нового материала
Ребята, вы сейчас показали, как усвоили тему «Сложное предложение». Сегодня мы продолжим эту тему. Сегодня мы поговорим о сложноподчиненном предложении.
Сложноподчиненное предложение – это такое предложение, которые состоит из двух и более неравноправных частей: одна часть которой называется – главной и подчиняет себе вторую, вторая часть – придаточная и подчиняется первой главной. Например: (Пока я шел), [край неба заалел].
[Трава быстро высохла],(оттого что было жарко).
[Везде, (где не было мостовой), вдруг заледенела трава].
Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, друг от друга отделяются запятой. СПП делятся на три группы:
СПП с придаточными изъяснительными.
СПП с придаточными определительными.
СПП с придаточными обстоятельственными.
По таблице покажу условные обозначения:
Сложноподчиненное предложение – СПП.
Главное предложение - [ ].
Придаточное предложение – ( ).
IV. Закрепление новой темы
а) Работа по карточкам: записать предложения и составить схему.
б) Выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной….». найти в тексте союзы.
в) Упражнение 75 из учебника. Списать, произвести синтаксический разбор.