Просмотр содержимого документа
«Тема: Развитие словарного состава русского языка. »
Учитель русского языка и литературы—
Таскинбаева Айгуль Жайжигитовна.
CШ имени Б.Сулейменова
с.Бегимбет
Шалкарский район
Актюбинская область
Тема:Развитие словарного состава русского языка. (10 «ә» кл.)
Задачи:1) познакомить учащихся со словарным богатством русского языка, с основными
источниками его пополнения;
2) воспитать у учащихся потребность искать нужные слова для выражения своих
мыслей;
3) расширить представление учащихся о языке; развитие их внимания к значению и
употреблению слов.
Цель: объяснить, что слово как основной элемент языка может изучаться в частности с
точки зрения значения
Тип: урок усвоения навыков и умений
Метод: словесный, частично поисковый
Оборудование: интерактивная доска
Ход урока
I. Оргмомент. Отрывок стихотворения М. Шаханова «Четыре матери» («Төрт ана»):
Судьбу от болезни беспамятства ты защити —
Ведь у человека на долгом и трудном пути,
Помимо матери той, что его родила,
Есть четыре матери, словно четыре крыла (Ученики называют четырёх матерей):
Родная земля,
Слово родное, пришедшее к нам от отцов,
Богатство души и обычаи,
Родная история.
II. Актуализация знаний учащихся. Тестовые вопросы (на интерактивной доске) по предыдущим материалам.
1. Слово лексика содержит понятие:
а) справочник в) словарный состав с) толковый словарь
2. Слово является многозначным, если
а) имеет несколько значений
в) слова одинаково пишутся и звучат, но имеют совершенно разные значения
с) обозначает только один предмет, признак, действие
3. Слово называется однозначным, если
а) имеет несколько значений
в) слова одинаково пишутся и звучат, но имеют совершенно разные значения
с) обозначает только один предмет, признак, действие
4. Что такое синонимы?
а) слова одной и той же части речи с противоположным значением
в) слова одной и той же части речи, которые обозначают близкие по смыслу слова
с) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по
лексическому значению
5. Выберите правильный вариант определения к слову антоним
а) слова одной и той же части речи с противоположным значением
в) слова одной и той же части речи, которые обозначают близкие по смыслу слова
с) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по
лексическому значению
6. Выбор к слову омоним
а) слова одной и той же части речи с противоположным значением
в) слова одной и той же части речи, которые обозначают близкие по смыслу слова
с) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по
лексическому значению
7. Укажите фразеологизм.
а) тёплая осень в) бабье лето с) солнечный день
Ответ:
1
2
3
4
5
6
7
в
а
с
в
а
с
в
III. Новая тема. Учитель: Изучение любого раздела программы по русскому языку связано со словом. Слова — это строительный материал языка. Не зная слов, человек не может пользоваться языком как средством общения. Все слова языка образуют его словарный состав.
Чем больше слов знает человек, тем богаче, выразительнее и точнее его речь. Для активного усвоения для вас нужно знать 450-500 слов в течение 9 лет. Однако человек за час может выучить 100 слов другого языка.
Словарный состав языка тесно связан с жизнью общества. Для того, чтобы узнать, как пополняется словарный состав русского языка рассмотрим несколько словарных статей:
диаспора — от греческого языка diaspora — «рассеяние»; часть народа, живущая вне исторической родины, например: казахская диаспора в Германии;
скейтборд — от английйского skatboard — skate — «кататься» + board — «доска»; катание на специальной доске с роликами;
портфель — от французского языка porter (порт) — «носить» и feuill (фель) — «бумаги», «документы»;
перила — исконно русское слово, которое образовано от опираться — «сүйену»; перила бывают у лестницы, в открытых этажах, на побережье рек, на мосту;
ровесник—известно в восточном и западно-славянском языках; образовано с помощью суффикса -ик от ровесный — «одинаковый по годам»;
ветеран — от латинского языка vetus — «старый»;
Республика — составлено из латинского «рэс» — «дело» + «публикус» — «народный»;
университет — от латинского «университас литэрарум» — совокупность всех наук;
потенциал — восходит к латинскому языку: «potentia» — «сила», «мощность»;
Наряду с исконно русскими словами в русском языке много заимствованных слов.
Словарный сотав русского языка пополняется проникновением в язык слов из других языков:
кофе — слово арабского языка кровать, корабль, парус — греческие слова
сахар — из индийского языка экзамен, студент, экскурсия, экземпляр —латинские сл.
чай — слово по-китайски спорт, футбол, трамвай — английские слова
костюм, компот, бульон — франц. сл. мастер, штурм, солдат — немецкие сл.
халат, утюг, базар, караван, сундук, очаг — из тюркского языка
Вот таким образом русский язык обогащался словами из других языков. Слова, пришедшие из других языков в русский язык, называются заимствованными.
IV. Развитие речи.1. Объяснить значение пословиц:
1) Больше дела, меньше слов. 3) Сказанное слово — выстреленная пуля.
2) Доброе слово — половина счастья. 4) Глаза украшают лицо, доброе слово украшает уста.
2. Игра «Кто больше?» Составить несколько слов из букв слов:
3. На интерактивной доске в двух столбцах даны заимствованные слова и их синонимы в русском языке. Ученики поочерёдно будут находить соответствие между словами. (Остальные будут записывать в тетради.)
инструкция сообщение
информация перерыв
контролировать указание
антракт проверять
шоссе враждебный
агрессивный дорога
V. Закрепление. Устная работа по тексту «Творцы новых слов» и ответить на вопросы.
Письменная работа: упражнение 43 — распределить греческие слова по группам;
47 — выяснить значение слов, расставьте ударения, составьте словосочетания.
VI. Словарная работа: творец — жасаушы, преломление лучей — сәуленің сынуы, равновесие тел — денелердің тепе-теңдігі, ступенька — саты, горизонт — көкжиек, источник — бастау бұлағы, инаугурация — ұлықтау, сайлау, потенциал — күш, деңгей, диаспора — өз тарихи отанынан тыс жерде тұратын халықтың бір бөлігі.
VII. На дом: упражнение 46 — привести примеры слов, общих для казахского и русского языков по тематическим группам.