kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема "Наречие" (по технологии проблемного обучения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по данной теме предназначен для учащихся 4 класса по УМК "Школа России".

цель: дать первичное представление о наречии ка части речи;

познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.

Планируемые образовательные ресурсы, а также задачи урока подробно описываются.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема "Наречие" (по технологии проблемного обучения) »

Технологическая карта урока русского языка.

Ворончихина Ирина Геннадьевна (учитель начальных классов МОУ «Парзинская СОШ»)


Русский язык 4 класс

Тема урока: «Наречие». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык 4 класс » «Школа России».

Тип урока: изучение нового материала.

Образовательные ресурсы:  презентация к уроку; карточки для исследовательской работы в группах;

В.В.Волина «Учимся играя» - М.: «Новая школа»,1998г.

Характеристика класса: общеобразовательный.


Цели : дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными

признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.


Планируемые образовательные результаты:

Метапредметные:

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация

объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие.

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации, понимать точку зрения другого. Участвовать в работе группы, распределять

роли, договариваться друг с другом.

Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

доброжелательности, эмоциональной отзывчивости





Задачи:

(направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному

мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

(направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с

информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли,

давать полные аргументированные ответы.

(направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части

речи, об отличительных признаках этой части речи.
















Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы,

приёмы

обучения

Формы учебного взаимодей-

ствия

Деятель-ность

учителя

Задания для учащихся

Деятель-ность ученика

Формируемые

УУД и предметные действия

1.Мотива-

ционно-целевой

2 мин

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; подготовить учащихся к работе. создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;


Пальчиковая

гимнастика,

рифмованное

начало урока,

беседа.

Коллективная индивидуальная

Организу-ет начало урока.


Эмоционально настраивает.




Органзует дежурных на проведение пальчиковой гимнастики. «Смеш-ные человечки

Проверка посадки учащихся.


-Прозвенел звонок,

Начинается урок.

--Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

Смешные человечки

Бежали мимо речки,

Прыгали, скакали,

Солнышко встречали.

Поднялись на мостик,

Там забили гвоздик,

-Бултых!

- Где же человечки?

-Тихонечко садитесь на свои места. Вспомним правила посадки.

2) Рифмованное начало урока.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.


Получают эмоциональный настрой на учебную деятель-ность.








Развивают мелкую моторику пальцев рук, выполняют движения за дежурными.


Вспоминают правила посадки при письме.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками преобразовывать информацию из одной формы в другую(Познавательные УУД). оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД).

II. Актуализация знаний

(8 мин)


Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности


Индивидуаль-

ная, фронатальная беседа

Организует оформ-ление тетрадей,

письмо с комментарием.




Рассказ учителя о красоте зимнего леса.



Организует чистописание в тетрадях с взаимооценкой.\










Организует орфогра-фическ ю минутку

с сигналь-ными карточками.

Организует

повторе-ние частей речи, актуали-зирует учебное содержа-ние необходимое и достаточное для восприятия нового материала



-Оформим тетради.

Запишем число, классная работа в рабочих тетрадях.







Как красив лес!

Слайды

(картины зимнего леса).

…Лесные жители оставили на снегу следы, похожие на буквы…


-Посмотрите как пишутся эти буквы.

Слайды

(написание букв о,а)

-Найдите закономерность соединения букв и продолжите до конца строчки.

оа ооа оооа…









-Эти же буквы будут орфограммами. Вспомним правописание безударных гласных.

Слайды

(на каждое слово).

Прих.дил, б.льной, н.чной, к.решок, в.дичка, к.терок, с.рняк, тр.пинка, уг.стил, стр.на, с.адовый, к.льцо, гл.за, ст.нал.

-Как же нужно проверить правописание безударных гласных в корне слова? Сделаем вывод.


- Все слова были распределены по группам,но проказник Ветродуй Слайд всех их перепутал. Помогите, пожалуйста, распределить все слова по частям речи.

Слайды

(классификация слов по частям речи).









-Записывают число, классная работа в рабочих тетрадях. Комментирует письмо второй дежурный.

Просматри-вают слайды, пишут буквы и соединения в тетради, оценивают работу соседа. Основываясь на критерии написания букв.









Учитель показывает слова, учащиеся поднимают нужную сигнальную карточку, подбирают проверочные слова. Самооцени-вание работы.

Выполняют самостоя-тельно, коллектив-ная проверка с коммента-рием по каждой группе.




оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).


Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

III.

«Откры-тие нового знания»





Организовать совместное открытие нового знания:


Создание проблемной ситуации










Работа над проблемой.



Индивидуальная

коллективная,

индивидуальная, в парах,

фронтальная






























Коллективная работа.
































Работа в парах.
















































Коллективная работа.

















Ф/минутка






Работа в парах.

Создаёт проблем-ную ситуацию,

Организу-ет работу с деформированным предложением.







Организу-ет работу над пробле-мой.



































































































































































































Показывает сокращённую надпись над словом при разборе.








Работа с правилом по учебнику с .74.


-Я приготовила предложение, но Ветродуй перепутал в нём все слова.

Ребята, помогите составить предложение и разобрать его по членам предложения и частям речи.

Издалека доносился глухой раскат грома.

(Дети не знают к какой части речи относится слово издалека).

-Мы ещё не знаем какая это часть речи и её признаки.

(На доске появляется «?»)



-Проведём исследование.

Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.






1)Прочитаем попарно предложения:

Была гроза. Вечером была гроза.

Ветер раскачивал деревья. Ветер сильно раскачивал деревья.

-Сравните предложения по смыслу. Чем они отличаются?

(Есть слова, которые уточняют речь, мысль). Значит можно сказать, что выделенные слова – это …?( часть речи.)

-Чтобы определить часть речи, нужно…

Дополните моё высказывание.


2) Составим словосочетания, записывая вопросы к выделенным словам.

От каких слов ставим вопросы

отметим наверху «х» - крестиком).

Была ( когда?) вечером, раскачивал (как?) сильно.

- На какие вопросы отвечают выделенные части речи?






-Далее работаем аналогично в парах по карточке. Готовимся делать вывод у доски

На карточках(для каждой пары по 1предложению):

  1. С неба вдруг

х

посыпалась снежная крупа.

х

  1. А вчера была хорошая погода

х

  1. Слишком горячую пищу есть вредно.


  1. Внизу и наверху

х

оголились ветви деревьев.



- На какие вопросы отвечают выделенные части речи?
























3)-Какую часть речи поясняют выделенные слова?

Эти слова отмечены крестиком в ваших предложениях.













«Мишутка».

Топай, Мишка,

Хлопай, Мишка,

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись.


4- Продолжим исследование.

Ответим на вопрос: Как изменяется наречие?


Карточка 1.

Понаблюдайте,изменяется ли форма слова вверх,

если оно сочетается с глаголами

разного _______________.

смотрю ____________________

смотрел ___________________

буду смотреть __________________

Сделайте вывод,изменяется ли форма новой части речи

по _________________.






Карточка 2. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма слова вчера 

по ___________________. 

И.п. (что?) __________________ 

Р.п. (чего?) ___________________ 

Д.п. (чему?) ____________________

В.п. (что?) _____________________ 

Т.п. (чем?) ______________________ 

П.п. (о чем?) ___________________ 

Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи

по ______________.


 Карточка 3. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма слова везде, если оно сочетается с глаголами  

разного _________________. 

слышу __________________ 

слышишь ________________ 

слышит __________________ 

Сделайте вывод, 

изменяется ли форма новой части речи по _____________.

  

Карточка 4. 

Понаблюдайте,изменяется ли форма слова радостно, если оно сочетается с глаголами 

разного _____________ и разного ___________ 

возвещал ___________________ 

возвещала ____________________ 

возвещало ____________________

возвещали _____________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма новой части речи 

по _________________ и по _________________.



-Давайте сделаем общий вывод о части речи.



-Возвращаемся к нашему предложению. Какая же это часть речи издалека?

_Прогнали Ветродуя, появилось Солнышко.





-Что же о нашей части речи пишут авторы наших учебников?



-Что ещё нового о наречии узнали из правила?


Слова записаны на листочках. Один ученик работает у доски, а остальные на местах.










Выполняют задания по указанию учителя с целью

исследова-ния :









С карточек читают предл-ия, сравнивают пр-ия в парах между собой, находят отличия:

-Есть слова, которые уточняют речь, мысль. Значит можно сказать, что выделенные слова – это … часть речи.

Выделяют

признак новой части речи -

вопросы,

какие слова поясняет,

что обозначает,

грамматические признаки,

синтаксическая роль

в предложе-нии

Один человек у доски, остальные записывают в тетрадях,

тренируются ставить вопросы к наречиям;
Один читает предложение, выделяет словосочетание с вопросом. Второй делает вывод.


( 1 ученик делает общий вывод по вопросам. На мольберте появляются итоги вывода:

Выделенные части речи отвечают на вопросы как?, каким образом?, когда?, где?, куда?, откуда?, в какой степени?, насколько?, сколько?).


Один ученик делает вывод, итоги вывода появляются на доске.

Выделен-ные слова поясняют глаголы и прилага-тельные.)






Проводит физорг или дежурные.





Каждой группе даётся карточка для исследова-ния

1 группа наблюдает, как изменяется наречие по временам,

2 группа - по падежам,

3 группа - по лицам,

4 группа – по числам и родам.

 







Каждая группа делает вывод: новая часть речи – неизменя-емая часть речи.

 











синтаксическая роль

в предложе-нии.























Делает вывод самый слабый ученик. Появляется название части речи

«Наречие».

(переворачивается «?»)


возвращают-ся к слову издалека из деформиро-ванного предложе-ния.




1 человек читает правило по учебнику с.74.

В предложении является второстепенным членом


Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной, письменной форме; работать в паре (коммуникативные УУД).

Работать по плану.

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

4.Закрепление нового знания.


организовать применение новых знаний;





Познавательная беседа о наречии


Игра «Ручеёк»-первичное закрепление.

Организует фронтальную работу по выполнению заданий,

самостоятельной работы,т самопро-верку.

Образец выполнения задания записывает на доске.





(В.В.Волина «Учимся играя» -М: «Новая школа»,1998 г.)




Игра «Ручеёк

Карточки:

  1. Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

  2. Ребята приняли новичка дружелюбно.

  3. Бемби вначале радовался снегу.

  4. Утром выпал первый снег.





Слайд

(ответы к заданию).

1.Громко.

2.Дружелюбно

3.Вначале

4.Утром





Самостоятельная работа.

(выборочное списывание).


Вчера был хоккей.

На экране телевизора быстро сменялись кадры. Он охотно пыль вдыхает, не болеет, но чихает.

Лоси перешли речку вброд.


Слайд

(ответы к выборочному диктанту)


(Вчера, быстро, издалека, охотно, вброд).












-Оцените аккуратность выполнения всех работ в тетради.

-Подведите итог.

Слушают.







Распознают наречия из предложе-ний. Списывают предложе-ние, находят и отмечают наречие, устно ставят к нему вопрос. Комментируют работу по заданию поочерёдно в парах- по вариантам. По команде-«ручеёк бежит дальше» пары меняются карточками по направле-нию часовой стрелки

Самопроверка: называют номер предложения и выделенное наречие-игра «Комарик».

Даны предложения, учащиеся выписывают только наречия. Взаимопроверка. Оценивание по количеству правильных ответов.



Работать по плану (регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной, письменной форме; работать в паре (коммуникативные УУД).

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

V.Рефлек-сия учебной деятельности

на уроке (3 мин)


















Домашнее задание


Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества




Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Беседа, оценочная шкала

Индивидуальная

фронтальная

Анализ деятельности на уроке.











Анализирует предлагаемые на выбор уч-ся домаш-него задания

Вывод по уроку:

- С какой новой частью речи познакомились?

- Какие отличительные признаки наречия?

Подведём итоги работы:

-Встаньте у кого «5»? «4»?, «3»?, «2»?

-Покажите как поняли, что такое наречие смайликами.

-А как должны были работать при исследовании?

-Этими же смайликами на «Лесенке» отметьте свою активность при ответах, выводах.









-Д/з тоже выбираем по цвету своего смайлика, по уровню усвоения темы.




- А кто же оставил эти интересные следы на снегу?

-Они наблюдали нашу работу со стороны.

(Стоят на полочке шкафов).

Зайчик проведёт с вами

игру «Оценка».

- Попробуем ответить на вопросы наречиями.

Как прошёл урок? (Первым отвечает сам учитель, при затруднении отдельных учащихся помогают подобрать одноклассники.)

Например: быстро, интересно, клёво…

-Как работали вы на уроке? Оцените сами себя.

Например: добросовестно, отлично, неплохо, нормально, старательно…













Слайд


- Молодцы! Спасибо за работу! Работали все замечательно!



-Наречием.

-Делают вывод по схеме.

Встают, им апплодис-менты.

Уровни усвоения темы показываютпо цветовым смайликам.











Определяются с объемом и уровнем домашнего задания.


Отвечают:

-Зайцы, белки.

Ребята становятся в кружочек. По кругу передаётся игрушка-заяц.

Первым отвечает сам учитель, при затруднении отдельных учащихся помогают подобрать одноклассники.

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.











(Коммуникативные УУД).

проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД). Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке








Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема "Наречие" (по технологии проблемного обучения)

Автор: Ворончихина Ирина Геннадьевна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124176

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Мастер-класс " Использование технологии проблемного обучения в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_ispol_zovaniie_tiekhnologhii_probliemnogho_obuchieniia_v_nachal_no"
    ["file_id"] => string(6) "378130"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484150383"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Урок русского языка в 10 классе на тему «Наречие как часть речи. Правописание наречий»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_v_10_klassie_na_tiemu_nariechiie_kak_chast_riechi_pravopis"
    ["file_id"] => string(6) "390803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486888804"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "124203"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414660868"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Мастер-класс «Активизация познавательной деятельности через технологию проблемного диалога»"
    ["seo_title"] => string(106) "mastier-klass-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-chieriez-tiekhnologhiiu-probliemnogho-dialogha"
    ["file_id"] => string(6) "249608"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446922209"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Буквы О и Е после шипящих в наречиях "
    ["seo_title"] => string(48) "bukvy-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-nariechiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "242155"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445409567"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства