Тема урока. Местоимение.
Цели урока. 1) Дать общее понятие о местоимениях, формировать умения употреблять личные местоимения; совершенствовать навыки грамотного, каллиграфически правильного письма; 2) Развивать мышление, память, речь, орфографическую зоркость; 3) Прививать устойчивый интерес, активность, самостоятельность.
Оборудование. Плакаты, диаграммы, карточки.
Тип урока. Комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих знаниях? (Да)
Минутка чистописания.
На плакате: я, он, в, на, ты, нас, мне, мни, мы, а, мнем, под, тебя, нос, тот, эта, но.
-Прочитаем слова. Что вы заметили? Узнаем, какие части речи находятся? (Разные.)
-Предлоги есть? (в, на)
-Союзы есть? (а, но)
- Существительные есть? (Нос.)
-Глаголы есть? (Мни, мнём.)
- А остальные – это местоимения. Мы нашли местоимения. Им не удалось нас перехитрить. Прочитаем хором: я, он, ты, нас, мне, мы, под, тебя, тот, эта.
2. Всесторонняя проверка знаний.
- На планете “Речь” мы побывали в странах – “Существительное”, “Прилагательное”, “Числительное”, “Предлоги” , “союз”. Сегодня мы посетили страну “Местоимения”.
3. Подготовка к активной работе.
- Давайте вспомним, что такое местоимение.
Ученик читает. Местоимение- это часть речи, которая употребляется в значении существительного, прилагательного, числительного “ты”, ”он”, ”они”, ”что”, ”мой”, ”этот”, тот”,- местоимения.
Учитель. Я, ты, он, она, - вместе дружная семья – это класс
4. Усвоение нового материала.
-Ребята, хотите вы узнать об истории возникновения местоимений, как они появились.
В далёкие времена в одном царстве – государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого государства жила злая колдунья. Ей не нравилось трудолюбие соседей. Решила погубить их. Схватила она свой волшебный посох, ударила им о землю три раза и прокричала: “Пусть эти счастливчики забудут свои имена”. Вот так и случилось. Люди забыли имена детей, родителей и они очень страдали.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец . Люди бросились к нему, поведав о своём горе.
-Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу. А с начла я вам дам слова вместо названий и имён. Эти слова только будут указывать на лица и предметы. Каждый из вас о себе будет говорить – Я, если вас много – Мы, обращаясь к кому либо, говорите – Ты, рассказывая о ком-то, говорите – Он, Она, Они. (Рассказывая детям о истории появления местоимений – надо на доске вывесить их образы)
я – мы ты – вы он, она - они.
а) Теперь же в этой стране, как и в других странах, ест законы и правила:
ед.ч. мн.ч.
1лицо Я Мы
2 лицо Ты Вы
3 лицо Он (Оно, Она) Они
б) Давайте найдём эти местоимения в тексте: упр. 280 (устно).
Выразительно читают, определяют местоимения, заменяют местоимения “Я”, “Ты местоимениями - ”Он”,” Она”, ”Мы”,”Вы”.
в) Сравнение: сходство и различие.
- Местоимения, которые мы с вами нашли в текст, называют (Личные местоимения.)
- Законы, правила данной страны схожи с правилами какой страны? (Существительным)
- В чём сходство и в чём различие? (Сходство – в вопросах, различие – называет и указывает на предмет.)
5. Закрепление знаний. Употребление местоимений.
1 – ая группа – упр. 284; 2 – ая группа – упр. 283; 3 – ая группа – упр.282.
Заменяют существительные местоимениями. Сделать проверку упражнения.
Вывод. Читают правило по учебнику – личные местоимения (стр.78).
Закрепляют примерами. Например: Я купила книгу и т.д.
Устное задание. Из текста выделяют местоимения.
Мы шли по следу. Этот след вёл нас к лесу. Кто бы мог это быть?
Вдали что – то промелькнуло. Никто не ожидал увидать перед собой зайца.
6. Итог урока
- С какой частью речи познакомились?( Местоимения.)
- Какие местоимения бывают? (Личные.)
- Чем интересны местоимения? В чём сходство и различие местоимения и существительных?
Домашнее задание: стр.79. упр. 285. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни местоимения.