Урок направлен на закрепление знаний о тексте, его признаках, развитие устной и письменной речи учащихся. Он позволяет систематизировать изученное в начальной школе и осмыслить новый материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Текст. Тема текста.»
План-конспект урока
Класс 5
Тема: Текст. Тема текста.
Тип урока: урок развития речи
Основные цели урока
Основная образовательная:
- способствовать формированию представления учающихся о понятии «текст»;
- способствовать формированию умений учающихся формулировать тему, основную мысль текста;
- систематизировать знания учащихся о тексте, его признаках.
Воспитательная:
- обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся на уроке;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся;
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
- создать условия, обеспечивающие формирование у обучающихся навыков самоконтроля.
Развивающая:
- способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
Планируемые образовательные результаты
Личностные
1.Уметь слушать и вступать в диалог.
2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной и письменной форме, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст.
Развитие универсальных учебных действий обучающихся:
1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы.
2. Искать и выделять необходимую информацию.
Логических:
3. Устанавливать причинно-следственные связи.
4. Строить текст.
6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера.
7. Проявлять любознательность при получении знаний.
9. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать».
10. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата.
11. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания.
Предметные задачи
Образовательные:
- конкретизация полученных знаний о тексте;
- закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;
- обогащение речи обучающихся.
Развивающие:
- развитие логического мышления, внимания, памяти.
Формы и методы работы на уроке
Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы:
- речевая деятельность: аудирование (восприятие речи на слух), говорение (монологическая, диалогическая речь), чтение, письмо;
- метод монологического изложения;
- метод эвристической беседы (эвристический метод);
- метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);
- наблюдение над языком
- работа с учебником;
- словарно-лексическая работа.
Оснащение занятия
Учебник, таблица-алгоритм.
Презентация по теме урока
Компьютер, проектор.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Вступительное слово учителя, эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к уроку.
Актуализация знаний.
Вопросы классу:
- С чем мы сталкивались на предыдущих уроках, выполняя упражнения 60, 64? (С текстом).
- Какие задания мы выполняли? (Озаглавьте текст.)
- А что мы делали в упражнении 63? (Составьте связный текст.)
- Подумайте, над чем мы будем работать сегодня?
Формулируем тему урока.
Выявление места и причины затруднения.
Целеполагание.
Создаем проблемную ситуацию. Посмотрите на листы, которые лежат на партах. Прочитайте то, что на них написано. Можно ли эти предложения назвать текстом?
Настала теплая прозрачная ночь. Таял снег. В бледном небе заметно мерцали редкие звезды. Внизу, в деревне, один за другим гасли мутные красные огоньки.
Было тихо кругом. Из темноты доносился только легкий звон неведомо куда бегущих ручейков. Над самой деревней прозвучал с неба звонкий трубный голос казарки.
Во дворе на окраине всполошились домашние гуси. Громко захлопали крыльями и закричали пронзительно и тоскливо. В лесном сумраке ночи им померещилась неясная тень пролетающей вдаль стаи.
- Докажите, что перед вами текст.
- Почему возникли затруднения?
- Что мы знаем о тексте?
Практическая деятельность.
Первичное закрепление.
Что мы знаем о тексте?
Работа с учебником. С.34
Признаки текста.
Какие бывают тексты, с. 32.
Упражнение 67 учебника.
- Какая запись представляет собой текст? Докажите.
- О чем этот текст?
- Как бы вы сформулировали его тему?
- Как его можно озаглавить?
Вернемся к распечаткам. Выполним следующие задания:
- Что главное в тексте?
- С какой целью он написан?
- Озаглавьте текст.
- Какова тема текста?
- Из каких частей он состоит? Выделим микротемы в тексте.
- Что называется микротемой?
- Назовите основную мысль текста.
- Определите стиль текста.
- Составьте план текста.
Физкультпауза.
Практическая деятельность. Первичное закрепление с комментированием.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Упражнение 69. Почему данную запись нельзя назвать текстом? Давайте текст создадим. Создание связного текста из предложенных предложений. Читаем получившийся текст, сверяем с отрывком из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого.
Творческая практическая деятельность.
Работа в группах. Упражнение 68. Найти два текста, не отделенных друг от друга. Докажите свою точку зрения.
1 группа. Тема 1 текста. Озаглавьте его. Добавьте 2-3 предложения, сочиненных вами. Какова главная мысль в тексте?
2 группа. Тема 1 текста. Озаглавьте его. Добавьте 2-3 предложения, сочиненных вами. Какова главная мысль в тексте?
3 группа. Создание собственного текста на тему «Лето в моей жизни». Какова главная мысль в тексте?
4 группа. Создание собственного текста на тему «Весеннее преображение». Какова главная мысль будет в тексте?
Включение в систему знаний и повторение.
- Что мы узнали о тексте?
- Каковы признаки текста?
- Какова роль идеи текста?
- Удалось ли нам создать текст и ортазить главную мысль?